Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по налогам.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Результативность налогового регулирования производства зависит  от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

Во всех государствах при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Наряду с фискальной функцией в экономической литературе рассматривается перераспределительная или регулирующая функция налогов. Определение «регулирующая» ничего нового не привносит, так как все в налоговой политике относится к регулированию, государственному воздействию на рынок. Что касается определения «перераспределительная», то оно отражает перераспределение с помощью налогов национального дохода с целью формирования финансовых ресурсов государства и их последующего использования в соответствии с возложенными на государство функциями.

Различают стимулирующую  функцию налогообложения. Через  регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развитию новых отраслей, формированию новых производств, ставших насущной потребностью страны, и тем самым совершенствовать структуру экономики, а также побуждать предпринимателей создавать новые виды продукции в тех именно местах, где сами по себе они не возникли бы. В данном случае налоговая политика содействует совершенствованию размещения производительных сил.

К этому направлению  налоговой политики относится льготирование  производств, предоставляющих населению дополнительные рабочие места. Эффект от мер, направленных на наиболее полное использование трудового потенциала, отражается в качестве производимой этими странами продукции, высоко конкурентной на внешних рынках.

Сущность механизма  налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции  развития национальной экономики.

Воздействие налогов  на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики [7, с. 182].

Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

Элементами налоговой  системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации [11, с. 102].

1.2 Инструменты  налоговой политики

 

Участие государства  в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого  воздействия на процессы регулирования  и стимулирования является полное или  частичное освобождение от налогов  через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для  органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам [11, с. 104].

Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они  отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Главный источник государственных доходов являются налоги.

Основным инструментом налогового регулирования выступают  налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы можно рассматривать с широкой и узкой точек зрения. Они могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных групп.

Налоговые скидки представляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. В отличие от обычных скидок, налоговый кредит представляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогооблагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.

Второй подход основан  на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых  обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

- применение льгот  не должно наносить существенного  ущерба государственным экономическим интересам;

- порядок действия  налоговых льгот определяется  законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне. [12, с. 192]

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций.

1.3 Виды и  формы  налогов

 

Налоговая система любой  страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К прямым налогам относятся такие налоги как [14, с. 197]:

  • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
  • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так - называемые социальные налоги, социальные взносы);
  • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
  • налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

К косвенным налогам  относятся те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (налоги с оборота, НДС и др.) и специальные (акцизы, налог на топливо и др.).

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы: налог с производителя, оптовый налог, налог с розничного оборота. Налог с производителя взимается только в секторе производства.  Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу.  Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки продукции непосредственным потребителям. В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на: кумулятивный многоступенчатый сбор, некумулятивный многоступенчатый сбор. В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства.

Такие налоги справедливо принято считать  самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, не имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство).

Некумулятивные  многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Налоговая политика государства