Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
По принципам построения различают пропорциональные (ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги. Прогрессивная налоговая ставка - налоговая ставка, возрастающая по мере роста облагаемого дохода.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определенное назначение [1, с. 197].
Таким образом, налоги являются
обязательными платежами в
Налоговая политика Республики Беларусь была сформирована в 1991г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило ее несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платежеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы.
Налоговое законодательство государства, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2003 г. Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством [2, с. 128].
Налоговая политика Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости. В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Одним из основополагающих элементов налоговой системы любого государства являются плательщики налогов, на которых действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, иные обязательные платежи.
В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Варианты упрощенной системы можно представить в виде таблицы 2.1
Таблица 2.1 - Определение варианта упрощенной системы в зависимости от средней численности работников и размера валовой выручки организации
Средняя |
Не более 15 человек |
Свыше 15, но до 100 человек включительно | |
организации розницы и общепита, использующие в качестве налоговой базы валовой доход |
иные организации (в т.ч. розницы и общепита), использующие в качестве налоговой базы валовую выручку | ||
Не более 1 090 млн.бел.руб. |
Не вправе уплачивать НДС |
Вправе выбирать, уплачивать НДС* или нет |
Обязаны уплачивать НДС |
Свыше 1 090 млн.бел.руб., но не более 3 815 млн.бел.руб. |
Х |
Обязаны уплачивать НДС |
П р и м е ч а н и е - Источник: [6, с. 18]
Валовая выручка определяется как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п.2 ст.288 Особенной части НК). Обращаем внимание, что валовая выручка не уменьшается на внереализационные расходы. При определении размера валовой выручки (как в целях выяснения вопроса о возможности применения УСН, так и в целях налогообложения) в расчет принимаются только доходы от внереализационных операций.
В начале 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год. С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов. Наряду с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов. В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения».
Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в марте-апреле 2010 года разработаны:
В частности, в целях
дальнейшего упрощения налогово
1. Отменить:
местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;
местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;
некоторые платежи экологического налога:
- за переработку нефти
и нефтепродуктов
- за перемещение по
территории Республики
- за производство и
(или) импорт товаров,
2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:
экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
3. Сократить количество перечислений налогов в бюджет:
по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно);
по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год;
по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.
4. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:
- расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда;
- предоставления плательщикам
права принимать без