Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по налогам.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

— повышение стимулирующей роли таможенной политики;

— выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

— совершенствование  системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;

— оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная  политика в 2011— 2015 гг. будет направлена на:

— создание условий для  полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

— обеспечение эффективной  работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

— принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами  экономики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны). Основные направления дальнейшей реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.

В трансформационный  период в налоговой сфере необходимо:

1) выработать принципы  новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

2) сформировать новую  бюджетно-налоговую систему, которая  бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;

3) освоить технологию  современной бюджетно-налоговой политики. О том, как в условиях современной Беларуси выглядят бюджетная и налоговая системы, какие существуют неотложные задачи по ее дальнейшему совершенствованию, речь шла выше. Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.

Что касается выработки  принципов современной фискальной политики освоения новой бюджетно-налоговой  технологии, то здесь не обойтись без  заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная Политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития. [6, c.366]

Фискальная политика призвана оказывать позитивное воз  действие на темпы экономического роста, способствовать пре одолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

Налоговая политика в 2011 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного  упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы. Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей. Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты. Реализация бюджетной политики в 20011 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов. Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов. Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций. Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов. Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран. Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращения объема. Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания. Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.

В результате реализации предложенных направлений будут  обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового  рынка, главным образом за счет активизации  работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий  и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке. С целью активизации первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг необходимы следующие меры:

  • в случае ухудшения ликвидности банковской системы (особенно в периоды перечисления налоговых платежей) – поддержание Национальным банком ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет расширения операций на открытом рынке и предоставления ломбардных кредитов;
  • возврат к практике предоставления льгот по обязательному резервированию для банков – держателей государственных ценных бумаг;
  • совершенствование системы торгов на межбанковской валютной бирже;
  • расширение числа инвесторов через организацию Национальным банком региональных торговых площадок на базе Национального банка, а также путем подготовки Министерством финансов условий выпуска государственного облигационного сберегательного займа для физических лиц;
  • создание условий для расширения доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг.

Критерий дефицита бюджета  по сути выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в иерархии индикаторов экономической безопасности страны.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы  по отмене всех оборотных налогов  и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки  на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ и отчислений в фонд содействия занятости.

-снижение и унификация  таможенных пошлин.

Таким образом, при сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования конкретизируются формы и методы регулирования.

2. Налоговая система  Республики Беларусь  базируется  на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог; ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога; налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.  Главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь  можно свести к следующим:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы;
  • налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей;
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;
  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти;
  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

4.  Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.  Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов – республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение. Нестабильность налогового законодательства и нарушение его основных принципов (изменения «задним числом») до сих пор препятствует активизации как внутренних, так и иностранных инвестиций. В связи с чем, по нашему мнению, целесообразно:

- свести состав и количество  республиканских налогов и сборов  к общепринятому стандартному минимуму основных налогов (индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы, НДС, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги);

- упростить и сделать прозрачным  налоговое законодательство. В условиях  Республики Беларусь непоследовательность  налоговой политики, неясность принятых  законов и подзаконных актов, регулирующих налогообложение, ведут к их произвольной трактовке налоговыми органами.

Для проведения данной реформы, которая  на первоначальном этапе приведет к снижению поступлений в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники, в первую очередь доходы от приватизации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Василевская Т.И. Налоги, Учеб.пособие. / Василевская Т.И.  - Мн.: БГЭУ, 2007. - 367 с.
  2. Василевская Т.И Налоги Беларуси. Теория, методика и практика. / Василевская Т.И., Стасенко В.А.  - Мн.: Белпринт, 2008. - 543 с.
  3. Гаралова Н. Налоговая система Беларуси: история и современность / Гаралова Н. // НЭГ.-  2011. - №6. - С.137
  4. Герасименко В.П. Пути совершенствования налоговой системы, вытекающие из текущей налоговой ситуации и существующего опыта / Герасименко В.П. // Гомель, 2010 - С. 247
  5. Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост / Горский И.В. //Белорусский рынок - №4, 2011 С. 64.
  6. Демчук Н. Доходы бюджета 2010г. / Демчук Н.  // Налоговый вестник . – 2011- № 3 -  С.63
  7. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник. / Заяц Н.Е.  – Мн.: БГЭУ, 2006. – 220с.
  8. Карякина О.А. Налоговая система Республики Беларусь. / Карякина О.А.  - Мн.: АУ при Президенте РБ, 2008 - 258 с.
  9. Лаптев И.И. Налоговая политика и инт<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Налоговая политика государства