Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить основные характеристики и особенности налоговой политики и выявить проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;
- изучить виды налоговой политики государства;
- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды 6
1.1 Сущность налоговой политики государства, ее цели и инструменты 6
1.2 Виды налоговой политики государства 11
2 Налоговая политика Республики Беларусь 17
2.1 Особенности налоговой политики Республики Беларусь насовре-менном этапе 17
2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А Доходы консолидированного бюджета 32
Приложение Б Доходы республиканского бюджета 33
Приложение В Доходы местных бюджетов 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_налоговая_политика_д.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 34 с., 4 рис., 5 табл., 18 источников, 3 прил.

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ НОЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ, ВИДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ДИСКРЕЦИОННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО.

 

Объектом и предметом исследования является налоговая политика.

Цель работы определить основные характеристики и особенности  налоговой политики и выявить  проблемы и перспективы совершенствования  налоговой политики Республики Беларусь.

В процессе работы рассматривается сущность, цели, инструменты и виды налоговой политики государства, а также исследуется налоговая политика Республики Беларусь, ее особенности, проблемы развития и пути совершенствования.

 

Автор подтверждает, что  весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

_________________

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных  финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место.

Кроме того, являясь каналом  перераспределения национального  дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие  “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или  не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В условиях трансформации  экономики в рыночную систему  любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В то же время необходимо учитывать, что стабильность налогового законодательства важна не сама по себе, а как средство достижения общей экономической стабильности. Это требует периодически внесения поправок в налоговое законодательство для устранения обнаружившихся неточностей, пробелов, применения новых мер регулирующего воздействия, перераспределения тяжести налогообложения и т.п. Поэтому налоговая система должна быть гибкой, способной использовать меры налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста.

Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы определить основные характеристики и особенности  налоговой политики и выявить  проблемы и перспективы совершенствования  налоговой политики Республики Беларусь.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;

- изучить виды налоговой политики государства;

- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;

- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования в работе выступает налоговая  политика. А предметом в этой работе является налоговая политика Республики Беларусь.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых- экономистов, статистическая информация Министерства финансов, Национального статистического комитета.

При написании работы автор опирался на следующие методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение) и специально-научные методы исследования (критического анализа используемых источников, статистических и др.).

В данной работе предпринята  попытка разобраться в действующей  налоговой системе Беларуси, выделить ее основные противоречия и пути ее реформирования.

Курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа состоит из 34 страниц, включает 4 рисунка, 5 таблиц и 3 приложения.

 

 

1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды

 

 

1.1 Сущность  налоговой политики государства,  ее цели и инструменты

 

 

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития белорусской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы [10, c.47].

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически  на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится  к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической  заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В основном формы и  методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными  интересами и целями, административно-территориальным  устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями [8, c.55].

Налоговая политика, как  и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется  последовательными действиями государства  по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью [10, c.48].

Одной из форм налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство  в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название “рейганомика”, были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в.

Третья форма налоговой  политики — политика разумных налогов  представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. [14, c.48]

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих  перед ней целей налоговая  политика носит стратегический или  тактический характер. В первом случае — это налоговая стратегия, во втором — налоговая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой  стратегии налоговая тактика  направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика  налоговой политики неразрывно связаны  друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

При анализе налоговой  политики необходимо различать такие  понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой  политики.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В  современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой  нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых  являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

– экономические — повышение  уровня развития экономики, оживление  деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций;

– фискальные — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

– социальные — обеспечение государственной  политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;

– международные — выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических  связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно налоговый механизм признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов [12, c.58].

Информация о работе Налоговая политика государства