Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель работы определить основные характеристики и особенности налоговой политики и выявить проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;
- изучить виды налоговой политики государства;
- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды 6
1.1 Сущность налоговой политики государства, ее цели и инструменты 6
1.2 Виды налоговой политики государства 11
2 Налоговая политика Республики Беларусь 17
2.1 Особенности налоговой политики Республики Беларусь насовре-менном этапе 17
2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А Доходы консолидированного бюджета 32
Приложение Б Доходы республиканского бюджета 33
Приложение В Доходы местных бюджетов 34
К автоматическим стабилизаторам среди инструментов налоговой политики относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость). В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема, наоборот.
Встроенные стабилизаторы не следует смешивать с такими элементами самоорганизации рыночного механизма, как: гибкость цен, перелив капиталов из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это в силу мультипликативного эффекта вызовет еще большее падение равновесного уровня дохода.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фискальной политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для промышленно развитых, так и для переходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах (излишках) нельзя оценивать эффективности мер фискальной политики, т.к. наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
Вывод: Поэтому для правильного выбора того или иного вида налоговой политики необходимо изучение механизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а также знание экономической конъюнктуры.
Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой политики Республики Беларусь положены следующие принципы:
* однократность обложения, то
есть один и тот же объект
одного вида налогов
* оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
* одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
* установленный порядок
* четкая классификация налогов,
взимаемых на территории
* обоснование и точное
* стабильность ставок налога
в течение довольно
В механизме построения налоговой политики Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
* государства,
* юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
* населения, чтобы
Эффективная мобилизация финансовых
ресурсов в доходную часть бюджета
непосредственно зависит от налогового
потенциала экономики страны. В свою
очередь, налоговый потенциал
Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета Республики Беларусь, то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2000-2012 гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель темпов роста, %: |
2000 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
ВВП |
105,8 |
105,0 |
107,0 |
111,0 |
100,2 |
107,7 |
105,5 |
101,5 |
Доходов консолидированного бюджета |
101 |
100,9 |
115,1 |
117,9 |
112,7 |
114,8 |
114,6 |
115,9 |
Налоговых поступлений |
99,2 |
99,5 |
113,4 |
118,7 |
110,8 |
112,5 |
106,9 |
118,0 |
Примечание – Собственная разработка на основе [2], [13, с.17-23], [17, с.64-66].
Однако есть незначительное влияние мирового экономического кризиса на экономику Беларуси, в частности на темпы роста ВВП и налоговых поступлений в бюджет. В период 2009-2010 гг. произошло их незначительное снижение. Также на темпы роста налоговых поступлений оказывает влияние меняющееся налоговой законодательство Республики Беларусь. В последние 2-3 года идет снижение налоговой составляющей в доходах бюджета. Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2012 гг. (млрд. руб.)
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы государственного бюджета |
5720,9 |
7165,9 |
9643,7 |
11385,4 |
29000,0 |
85600,0 |
158000,0 |
Налоговые поступления |
5103,0 |
6263,4 |
8757,4 |
10570,4 |
23800,0 |
73445,9 |
138012,0 |
% налоговых поступлений в |
89,2 |
87,4 |
90,8 |
92,8 |
82,1 |
85,8 |
87,4 |
Прямые налоги и сборы |
1607,6 |
2075 |
2801,7 |
3732,2 |
7092,4 |
10035,2 |
14050,1 |
% прямых налогов в доходах бюджета |
28,1 |
29,0 |
29,1 |
32,8 |
33,6 |
34,1 |
34,4 |
Косвенные налоги и сборы |
3192,3 |
3531,8 |
4894,8 |
5375.1 |
13589,8 |
17950,0 |
19340,0 |
% косвенных налогов в доходах бюджета |
55,8 |
49,3 |
50,8 |
47,2 |
50,2 |
51,6 |
51,9 |
Прочие (смешанные) налоги и сборы |
297,5 |
656,55 |
1060,9 |
1463,1 |
3117,8 |
5920,4 |
4890,2 |
% прочих (смешанных) налогов в доходах бюджета |
5,2 |
9,2 |
11.0 |
12,9 |
16,2 |
17,3 |
13,7 |
Примечание – Собственная
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд. руб. больше. В 2011 году произошло увеличение налоговой составляющей в денежном эквиваленте из-за проведенной девальвации. В процентном соотношение рост произошел незначительный. Процентное соотношение видов налогов взимаемых в республике Беларусь представлено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Виды налогов в Республике Беларусь на 2000-2012 гг. в %
Виды налогов |
2000 год. |
2005 год. |
2009 год. |
2010 год. |
2011 год. |
2012 год. |
НДС |
30,7 |
32,1 |
22,6 |
33,3 |
31,0 |
28,8 |
Налоги на доходы и прибыль |
16,6 |
16,1 |
20,6 |
22,2 |
21,7 |
25,2 |
Подоходный налог |
11,3 |
10,3 |
9,2 |
11,0 |
10,9 |
12,2 |
Акцизы |
9,4 |
7,5 |
7,8 |
8,1 |
6,5 |
7,1 |
Доходы от внешней торговли |
6,4 |
9,2 |
17,1 |
11,8 |
17,7 |
16,1 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
5,3 |
6,7 |
11,4 |
7,8 |
4,2 |
4,7 |
Капитальные неналоговые доходы |
1,3 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Прочие поступления в бюджет |
19 |
18,0 |
11,1 |
5,6 |
7,8 |
5,7 |
Итого доходов (без доходов гос.
целевых бюджетных и |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100 |