Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель работы определить основные характеристики и особенности налоговой политики и выявить проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;
- изучить виды налоговой политики государства;
- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды 6
1.1 Сущность налоговой политики государства, ее цели и инструменты 6
1.2 Виды налоговой политики государства 11
2 Налоговая политика Республики Беларусь 17
2.1 Особенности налоговой политики Республики Беларусь насовре-менном этапе 17
2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А Доходы консолидированного бюджета 32
Приложение Б Доходы республиканского бюджета 33
Приложение В Доходы местных бюджетов 34
Примечание – Собственная
Как видим, произошло повышение всех показателей. На протяжении последних 11 лет самый большой процент проходится на НДС и доходы от внешней торговли.
Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).
Современная финансовая наука и практика для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику. Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов.
Так, благодаря неналоговым
Таблица 2.4 - Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП за 2010 г.
Уровень централизации финансовых ресурсов государства |
Налоговая нагрузка на экономику | |
Дания |
65,3% |
49,9% |
Бельгия |
57,4% |
44,0% |
Италия |
57,4% |
39,1% |
Великобритания |
56,5% |
37,3% |
Франция |
52,1% |
44,4% |
США |
42,2% |
28,0% |
Российская Федерация |
31,3% |
26,1% |
Республика Беларусь |
44,6% |
40,3% |
Примечание – Собственная
Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.
В 2010 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась.
В 2011 году в налоговую систему республики Беларусь были внесены следующие изменения:
- отменено пять платежей
в бюджет (местный сбор на развитие
территорий -3% с прибыли, местный
налог на услуги -5 % с выручки,
три платежа в составе
- сокращена периодичность уплаты НДС – плательщикам предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС;
- введено декларирование налога на прибыль по итогам за год с квартальной уплатой текущих платежей;
- упрощен порядок и
увеличен объем налоговых
- сокращен объем справочных сведений налоговых деклараций;
- продолжено расширение сферы применения СЭД.
Структура налоговой нагрузки, сложившаяся в 2005-2011 годах, приведена на таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Структура налоговой нагрузки за 2005 - 2012 гг., % в ВВП
2005 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Смешанные налоги |
3,8 |
2,4 |
2,4 |
0,8 |
0,7 |
Прямые налоги |
9,5 |
8,4 |
9,1 |
7,9 |
8,3 |
Косвенные налоги |
18,9 |
18,5 |
17,9 |
16,8 |
17,1 |
Примечание – Собственная
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста в сопоставимых ценах 103,3 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 105,3 процента).
В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 1,1 процентного пункта.
Профицит бюджета сектора государственного управления за 2011 год составил 8,3 трлн. рублей, или 3,0 процента к ВВП. Профицит республиканского бюджета составил 2,2 трлн. рублей, или 0,8 процента к ВВП. Профицит бюджета это превышение доходов бюджета над его расходами. Для Республики Беларусь это положительная динамика.
По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП) [9].
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18% [9].
Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%) [9].
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли [9].
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2012 году составили: по налогу на добавленную стоимость 45,5 трлн. руб. (увеличение к 2011 году в реальном выражении на 7,8%); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6%); по налогу на прибыль 19,5 трлн. руб. (увеличение на 41,2%); по подоходному налогу 19,3 трлн. руб. (увеличение на 30,3%); по акцизам 11,2 трлн. руб. (увеличение на 25,5%); по налогам на собственность 5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8%) [9].
Данные о доходах консолидированного бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь за 2011-2012 гг. приведены в Приложениях А, Б и В.
Согласно Программы
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель
налоговой политики на эту пятилетку
– это повышение
Главными задачами в этой сфере являются:
- совершенствование структуры
и механизмов взимания
- радикальное упрощение
процедур налогового
В национальной налоговой
системе предусматривается
В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.
Перед налоговым ведомством сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.
Уменьшение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3%-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, а также сокращено количество ставок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога [15, с.44].
Также снижена налоговая нагрузка на доходы физических лиц облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих и дополнительного введения новых льгот.
С целью максимального упрощения порядка расчетов и уплаты налогов, составления налоговой отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение НДС, акцизами, налогом на прибыль по принципу начисления. С 2013 г. в Налоговом кодексе реализованы также положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Так же сегодня на практике реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов.
С 2013 года для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (доплаты). Указанный срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок - не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность.
С этого года предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 процентов за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем, эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.
Результатом упрощения налогового администрирования стало продвижение Беларуси в международных рейтингах. Наша страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.
Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в отношении налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путем внесения предложений по следующим направлениям:
* сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата;
* совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков;
* изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков;
* применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;