Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы налоговой системы
1.1 Состав и структура налоговой системы
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ
2. Анализ процесса становления и функционирования налоговой системы РФ
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ
3. Перспективы развития налоговой системы РФ
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании налоговой системы в отечественной практике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...5

1.Теоретические основы  налоговой системы…………………………………...7

1.1 Состав и структура  налоговой системы……………………………………..7

1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ……………….13

1.3 Законодательная и  нормативно-правовая база налоговой  системы РФ….18

2. Анализ процесса  становления и функционирования 

налоговой системы РФ…………………………………………………………..21

2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран…21

2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ…………34

2.3 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...40

3. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..48

3.1 Основные направления  развития налоговой системы РФ………………...48

3.2 Пути решения проблем  в современной налоговой системе РФ…………..54

3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании

налоговой системы в  отечественной практике………………………………...61

Заключение……………………………………………………………………….67

Список использованной литературы…………………………………………...69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства.

Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. В структуре всех доходов  бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.

Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства  и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Государство с помощью  налогов осуществляет воздействие  на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

Некоторые из эффектов видны  сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.

Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия  налоговой системы на хозяйствующие  субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками  в бюджет соответствующего уровня и  государственные внебюджетные фонды  на основании федеральных законов  о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы налоговой системы;
  2. проанализировать процесс становления и функционирования налоговой системы РФ;
  3. рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

 

1.Теоретические основы налоговой системы

 

1.1 Состав и  структура налоговой системы

 

В настоящее время  в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным.

Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции  РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».  
Заметим, что закон РФ «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, правда, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке» (ст. 2) [24, c.70].

Система налогов и  сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых  платежей, а налоговая система  включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением.

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Структура налоговой  системы любого государства определяется следующими факторами [24, c.78]:

1. уровнем экономического  развития,

2. общественно-экономическим устройством общества,

3. господствующей в  обществе экономической доктриной,

4. государственным устройством  общества (унитарное или федеративное),

5. историческим развитием налоговой системы.

Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчетах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования.

Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи  налоговым системам в целом. Таковыми являются: направленность налогообложения  на увеличение доходов государства  и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей; устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления; ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.

Решающей качественной характеристикой любой системы  налогообложения является его тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов  на экономическую и социальную жизнь  общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует.

В структуре налоговых  платежей в консолидированном бюджете  РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную  стоимость, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций – 1/5, налог на доходы физических лиц – 1/8, акцизы – 1/9.

В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит  налогу на добавленную стоимость  и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной  налоговой системы России преобладают косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. Более того, НДС обладает такими свойствами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. Следовательно, этот налог всегда будет заслуженно занимать одно из центральных мест в налоговой системе государства.

С момента зарождения налоговой системы РФ – с 1992 г.–  действовал Закон «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» (Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1), в котором определялись виды налогов (сборов), но этот Закон не содержал понятия «специальный налоговый режим», хотя такие режимы фактически применялись.

Еще к середине 80-х  годов появилась государственная  концепция развития свободных экономических  зон на территории СССР.

В 1990 г. Верховный Совет  РСФСР принял решение создании 11 свободных экономических зон с более льготным режимом. А в 1992 г. был принят Закон РФ о создании закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), с льготными налоговыми режимами на месте закрытых городов и поселков оборонного значения.

В связи с тем, что ряд статей Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» продолжает действовать до принятия всех глав второй части Налогового кодекса, в декабре 2001 г. в этот Закон были внесены изменения (Закон РФ от 29.12.2001 № 187-ФЗ). Было определено, что налоговое законодательство РФ может устанавливать специальные налоговые режимы (или системы налогообложения), предусматривающие особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов и сборов одним налогом. При этом в этом Законе было оговорено, что установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает установления и введения в действие новых налогов и сборов. А случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.

Другими словами, по каждому виду специального налогового режима должен быть предусмотрен отдельный закон (или соответственно глава Налогового кодекса).

Различают два типа СНР: территориальный  и субъектный. Юрисдикция СНР территориального типа ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование ориентировано на определенную территорию.

К территориальным СНР относятся [32, c.80]:

1. система налогообложения в  особых экономических зонах (Федеральный  закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области»);

2. система налогообложения для  организаций, зарегистрированных  в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Юрисдикция СНР субъектного  типа ограничивается по принципу определения  круга налогоплательщиков – субъектов этого режима, налоговое администрирование ориентировано на определенную категорию налогоплательщиков и осуществляется повсеместно.

К субъектным СНР относятся те, которые перечислены в ст. 18 Налогового кодекса:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

2. упрощенная система  налогообложения (глава 262 НК РФ);

3. система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности (глава 263 НК РФ);

4. система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции (глава 264 НК РФ).

Специальные налоговые  режимы устанавливаются НК РФ (п. 7 ст. 12, ст. 18 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ)). Они применяются  в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ специальные налоговые  режимы могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 НК РФ. Однако порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяются в Налоговом кодексе.

СНР могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст.ст. 13-15 НК РФ.

Практически все специальные  налоговые режимы относятся к  федеральным специальным налоговым  режимам.

Исключением является система  налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ. Тем самым субъект РФ самостоятельно решает вопрос о введении, в том числе о дате введения на своей территории данной системы налогообложения.

Информация о работе Налоговая система