Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Целью данной курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы налоговой системы
1.1 Состав и структура налоговой системы
1.2 Виды налогов, входящих в состав налоговой системы РФ
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база налоговой системы РФ
2. Анализ процесса становления и функционирования налоговой системы РФ
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ
2.3 Механизм управления налоговой системой РФ
3. Перспективы развития налоговой системы РФ
3.1 Основные направления развития налоговой системы РФ
3.2 Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ
3.3 Возможность применения зарубежного опыта в формировании налоговой системы в отечественной практике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)
  1. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:
    • Освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500 млрд. руб.)
    • Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физ. лицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%)
  1. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний:
  • Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний
  • Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации
  • Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффинированные компании
  • Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
  • Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании
  • Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

4. Проблемы определения  налогового резиденства юр. лиц: Введение понятия резидентства юридических лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом.

5. Введение института  консолидированной налоговой отчетности  при исчислении налога на прибыль.

6. Совершенствование  НДС.

7. Индексация  ставок акцизов.

8. Налогообложение  налогом на прибыль при совершении  операций с ценными бумагами.

9. Налогообложение  НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование  системы вычетов, предоставляемых  по НДФЛ.

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой  системы позволит привести налоговую  систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.

Либерализация налоговой  системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата  и возврату капиталов в легальную  сферу.

    1. Пути решения проблем в современной налоговой системе РФ

 

Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения  в экономически развитых странах  является тенденция глобализации мировой  экономики.

Переход субъектов предпринимательства  разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей.

При этом в стране, на территории которой реализуются  отдельные этапы производственного процесса, налицо будет наблюдаться сокращение налоговой базы. А наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств.

Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов.

В частности, повышение  акцизов на какой-либо товар в  одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит  бум «туристов» в страну с целью  приобретения дешевого товара.

В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц.

Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами  за право сбора налогов с субъектов  предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшорных зон и «налоговых гаваней» в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей.

Несмотря на то, что  промышленно развитые страны отказались от ликвидации оффшорных зон и «налоговых гаваней», но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с «налоговыми гаванями», на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т. д.

Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут  активной производственной деятельности в странах основного местонахождения.

Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются  отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом.

Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные  зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов.

Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция  по отношению к налогообложению  и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну.

Правительства развитых стран понимают, что «налоговые гавани»  или «убежища» играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми  странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.

Кроме того в настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно.

Чем проще налоговая  система, тем, проще определять экономический  результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить  себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги.

Налоговым же органам  проще следить за правильностью  уплаты налогов, что позволяет уменьшить  число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру.

В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.

Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Такое впечатление, что  налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они  отчисляются, очень не однозначно указывают  все необходимые элементы налогов.

Поэтому спустя несколько  месяцев после опубликования  Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно, вся эта  неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в  нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому  для выхода из кризисного состояния  необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Налоги - это те же экономические  нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых  ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к  классу экономических нормативов, они  формируются по принципам, присущим нормативам.

Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать  как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.

Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения  прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний  ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая  система налогов является одним  из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества.

При достижении определенного  уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и  отечественный опыт свидетельствуют  о преимуществах налоговой системы  перед любой другой формой изъятия  части доходов граждан и предприятий  в государственный бюджет.

Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.

И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство  предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой  она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень существенная.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам  означает также демократизацию экономической  жизни страны.

Перед налогом все  равны.

Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям.

Ставка налога может  зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически  вписываются в формируемую в  нашей стране систему экономических  отношений, основанную на действии, прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства.

С одной стороны, она  обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней.

С другой стороны, меняя  объемы финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним  из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

Само понятие «реформа»  несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере  общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.

Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

Информация о работе Налоговая система