Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации работы налоговых органов с налогоплательщиками.
Задачи данной работы:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
2. Рассмотреть организацию работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе»;
3. Выявить современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение 3
I. Налоговая система РФ 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Участники налоговых правоотношений 12
II. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе» 14
2.1. Организационно-экономическая характеристика инспекции 14
2.2. Порядок учета и регистрации налогоплательщика 17
2.3. Формы контроля за налогоплательщиками 20
III. Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 23
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 23
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Содержание
Введение
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Классификация налогов
1.3. Участники налоговых
2.1. Организационно-экономическая
характеристика инспекции
2.2. Порядок учета и
регистрации налогоплательщика
2.3. Формы контроля
за налогоплательщиками
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 23
3.2. Основные направления
совершенствования налоговой
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение
Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.
В настоящее время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях рыночных отношений
налоговая система является одним
из важнейших экономических
Целью данной работы является изучение организации работы налоговых органов с налогоплательщиками.
Задачи данной работы:
I. Налоговая система РФ
1.1. Сущность и функции налогов
В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.
Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.[5]
Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне
налогообложение выполняет
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
• фискальная;
• распределительная (социальная);
• регулирующая;
• контрольная;
• поощрительная.[18]
1. Фискальная функция.
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная (или как её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
3. Регулирующая функция
налогов проявляется в
4. Контрольная функция.
Через налоги государство
5. Поощрительная функция.
Порядок налогообложения может
отражать признание
Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
1.2. Классификация налогов
Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. [2]
Региональные – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ.
Местные – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.[7]
В ст. 13–15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
-налог на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового кодекса РФ);
-акцизы (гл. 22 НКРФ);
-налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ);
-единый социальный налог (гл. 24 Налогового кодекса РФ);
-налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса РФ);
-налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Налогового кодекса РФ);
-водный налог (гл. 25.2 Налогового кодекса РФ);
-сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
-государственная пошлина (гл. 25.3 Налогового кодекса РФ).
К региональным налогам относятся:
-налог на имущество организаций (гл. 30 Налогового кодекса РФ);
-налог на игорный бизнес;
-транспортный налог.
К местным налогам относятся:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц.
Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.
Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.