Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ особенностей построения и тенденций развития налоговой системы РФ, выявление проблем ее реформирования.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следую-щие задачи:
 Выявить социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
 Привести классификацию налогов в соответствии с налоговым законодательством.
 Раскрыть понятие налоговой системы и принципы ее построения.
 Рассмотреть классификацию налоговых систем.
 Определить тенденции формирования налоговых систем в условиях
 глобализации экономики.
 Выявить проблемы реформирования налоговой системы и наметить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.............................................................5
1.1.Социально-экономическая сущность налогов в современном
обществе........................................................................................................................................5
1.2. Понятие налоговой системы и принципы ее построения...............................10
1.3. Классификация налоговых систем........................................................................14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....17
2.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.................................17
2.2. Налоговое законодательство и виды налогов в РФ.........................................24
2.3. Особенности налогового администрирования в Российской
Федерации..................................................................................................................29
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................................53
3.1. Сущность и основные аспекты налоговых реформ..........................................53
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и местом
уровнях.......................................................................................................................59
3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и
рекомендации по ее совершенствованию...............................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................86

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом — копия.docx

— 450.21 Кб (Скачать файл)

В РФ налоговые инспектора работают только с теми документами, которые им кладут на стол или - при выездной проверке - которые им удалось найти и изъять у налогоплательщика. Если же при какой-либо деятельности документы налоговым органам не представляются, или сделки вообще совершаются без документов, или документы на эти сделки оформляются за пределами РФ (например, когда сделки с российскими активами совершаются по контрактам между офшорными фирмами), то такая деятельность для российских налоговых органов вообще не существует и о налогах с нее даже и думать никак нельзя.

А речь здесь идет совсем о немалых суммах. Так, даже по оценкам государственных органов, доля "серого бизнеса" в нашей экономике составляет до 40%. До 20 млн. человек у нас официально нигде не работают (и не рапортуют о получаемых ими доходах). Если взять, например, НДС - налог наиболее широкого применения, - то, применив к данным Росстата нормативную ставку налога (18%), получим сумму потенциальных сборов этого налога, примерно в два раза более высокую, чем реально собирается налоговой службой. А Минфин России декларирует, что собираемость этого налога у нас приближается к 90% (если сравнить с другими странами Европы, то в них финансовые органы более скромны и их оценки в целом не превышают 70%).

Опять же можно сказать, что эта проблема не только налоговых органов России. В США, например, тоже от 12 до 18 млн. человек трудятся вне надзора налоговых органов. Однако разница заключается в том, что в США, равно как и в других развитых странах, налогового контроля избегают люди, получающие самые мизерные доходы (поденщики на сельскохозяйственных работах, посудомойки в ресторанах, уборщики квартир, мелочные торговцы и т.д.), которые, возможно, и так укладываются в норматив минимума необлагаемого дохода. В России же приходится говорить как раз о получателях наиболее высоких доходов, успешно уклоняющихся даже и от уплаты мизерного по мировым мерках налога в 13%. Достаточно привести такой факт, что, по некоторым оценкам, в РФ до 90% крупного бизнеса контролируется через офшорные фирмы, зарегистрированные в странах - "налоговых убежищах", тогда как для США аналогичный показатель не превышает 15%.

Отметим также, что именно в США появилось такое явление, как "отмывание грязных доходов" - организация разного рода предприятий, торгующих за наличные (первоначально - прачечные, откуда и само происхождение этого термина), именно для того, чтобы "заносить" на их счета, с уплатой всех полагающихся налогов, доходы, получаемые от разного рода преступных занятий. Таким образом, в США преступникам приходится решать проблемы, связанные с "обезналичиванием" получаемых ими наличных денег. Наиболее же наглядной характеристикой отличия состояния налогового контроля в РФ от американского образца как раз и является тот факт, что в России преступные элементы озабочены, наоборот, обналичиванием своих "грязных денег". Добавим к этому и еще одно различие между Россией и США: в США составом преступления является просто попытка вложения в легальные виды бизнеса доходов, полученных преступным путем, а в России даже банки вполне беспрепятственно создаются на доходы криминальных группировок.

Надо сказать, что и в Америке власти спохватились не сразу: подоходный налог в этой стране был введен в 1913 г., а соответствующие поправки в уголовное и налоговое законодательство были внесены только в конце 1920-х гг., в период особого разгула преступности (по причине введения "сухого закона"). Но к этому надо добавить, что в истории до этого и не было столь реальной угрозы проникновения в легальный бизнес организованной преступности.

При этом "спусковым крючком" послужило так называемое дело Аль Капоне. "Серый торговец" спиртным чикагский гангстер Альфонс Капоне, зарабатывавший на этой торговле миллионы, немедленно угодил в тюрьму именно по обвинениям в нарушении налоговых законов - хотя он как раз и заявлял, что нигде не работает, никто ему ни за что не платит и что он ничем даже и не владеет. Но его шофер и телохранитель, на которого была записана принадлежавшая Аль Капоне недвижимость, немедленно сознался в подлоге, как только ему объяснили, что ему придется долго сидеть в тюрьме за недекларирование перед налоговыми органами тех доходов, за счет которых он якобы приобрел свою роскошную виллу.

Чтобы не допустить распространения на Россию "греческой болезни" (пока нас спасает экспорт энергоносителей, но это не может длиться вечно), необходимо и нам принимать решительные меры по выведению налогового контроля на современный уровень.

Во-первых, согласно правилу Парето ("при правильном приложении сил 20% всех затрат дают 80% всего полезного эффекта") весь упор контрольной работы налоговых органов следует перенести на получателей реальных высоких доходов (а в отношении получателей мелких доходов давно пора резко повысить необлагаемый минимум - в Европе, например, он давно превышает 600 евро в месяц). Для этого необходимо: а) взять на вооружение все доступные (и известные давно на Западе) методы выявления получателей крупных доходов (включая и выплаты премий для информаторов о таких доходах); б) отменить действующий иммунитет от налогов для доходов, полученных преступным путем (включая и взятки - а за информацию о взятках не просто освобождать от ответственности, но и выплачивать еще премию от суммы доначисленного налога); в) организовать особое управление по крупнейшим налогоплательщикам - физическим лицам (начать с миллиардеров, но даже и миллионеров у нас всего 140 тыс. человек - состав, сравнимый с числом налогоплательщиков в одном только малом субъекте РФ).

Во-вторых, при сохраняющейся сложной системе налогообложения необходимо формализовать услуги профессиональных налоговых консультантов, включая: лицензирование, проверку квалификации, установление четкого свода прав и обязанностей и т.д. В западных странах такая профессиональная деятельность давно уже сложилась, и ее значение состоит в том, что отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами вообще выходят на более высокий уровень, и в том, что налоговые консультанты также, практически наравне с налогоплательщиками, несут ответственность за составляемые налоговые декларации.

А пока же у нас, вместо этих реальных шагов, кстати, давно реализованных во всех развитых и не совсем странах, власти предпочитают заниматься явно надуманными проблемами - вроде возложения на чиновников дополнительной обязанности декларирования их доходов и собственности, спора о зачисления налога в бюджет по месту жительства и по месту работы налогоплательщика, борьбы с фирмами-"однодневками" и т.д.

На самом же деле при правильной организации налогового контроля за доходами граждан никаких дополнительных правил для чиновников вовсе не требуется. Кстати, в публикуемых сейчас отчетах чиновников нет самого интересного - на какие средства приобретали они свои виллы и другие ценности и какие они платили налоги при получении соответствующих доходов.

При современной организации жизни людей - когда можно жить в одном месте, работать и получать деньги еще в самых разных местах или вообще работать "дистанционно" - налоговым органам интересоваться еще и "пропиской" вообще как-то неактуально. Во всем мире налоговый орган удовлетворяется тем адресом людей, который они дают "для связи". И это уже не проблема налоговых органов, а предмет беспокойства самого налогоплательщика, если до него не доходят по указанному им адресу обращения налоговых органов. Сроки ответов на такие обращения - конечны, и по их истечении налогоплательщик рискует получить и замораживание счета в банке, и арест недвижимости, и аннулирование загранпаспорта, и еще массу других неприятностей7.

С фирмами-"однодневками" также никто в мире не борется и не пытается искать их по какому-то адресу (кстати, и названия такого для них нет). На самом деле у каждой такой фирмы есть свой учредитель или лицо, управляющее счетом этой фирмы в банке или заключающее сделки от ее имени. И в случае малейшего нарушения каких-либо правил отчетности для таких фирм немедленно все санкции обращаются на этих лиц, имеющих адрес и номер налогового учета. А поскольку этих санкций вполне достаточно, чтобы конкретный гражданин сразу пожалел о своей попытке обмануть налоговые органы "через фирму", то второй раз он такой попытки больше никогда не повторит. Все же остальные даже и не хотят пробовать, поэтому никто на Западе создавать фирмы только для обмана налоговых органов даже и не думает.

А что касается вообще защиты налоговых интересов государства со стороны его "служителей", то интересно привести результаты рассмотрения недавнего (2005 г.) дела некоего Д.А. Величко в изложении особо высокопоставленного "защитника" этих интересов, лично наблюдавшего за этим делом заместителя Генерального прокурора РФ Ю.С. Бирюкова.

Так, в приговоре было установлена вина Величко Д.А. в организации 11 "подставных фирм", в результате чего государством недополучено налогов на сумму более 17 млрд руб. и, соответственно, Величко Д.А. судом приговорен к наказанию "в виде лишения свободы сроком на пять лет без штрафа". Далее, комментируя это решение суда, заместитель Генерального прокурора сообщает: "Налицо прямой обман государства, так как в бюджет ни одной копейки уплачено не было", но ни единым словом не касается того обстоятельства, что приговором одновременно было определено "арест, наложенный на денежные средства подсудимого (в двух банках)... - отменить". О штрафе уже сказано, ну о налогах, по мнению заместителя Генерального прокурора, даже и говорить не стоит. Между тем в практике любого западного государства принято, что если не удается полностью возместить нанесенный государству ущерб, то виновному обязательно предъявляется обвинение в неуплате налога (Бирюков Ю.С. "ЮКОС: отмывание денег". М., 2009. С. 33, 91).

Таким образом, можно констатировать, что в западных странах давно выработаны эффективные противоядия против тех "бед" и "болезней", которые могут угрожать правильному применению налогообложения доходов граждан. И если мы заимствуем сам этот налоговый механизм, то логично было бы взять на вооружение и весь "арсенал" его налогового администрирования.

В сфере унификации учета и регистрации населения следует поставить задачу о переводе всех граждан на единый фискальный (он же и социальный) номер, который ведется налоговыми органами и который должен заменить все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д.).

Одновременно законодательно утверждаются обязательные параметры стандартного удостоверения личности, которые должны включать фотографию, Ф.И.О., данные о времени и месте рождения, личную подпись и отпечатки пальцев, и его размеры (по образцу кредитной карточки). Факультативно на магнитной ленте или на чипе могут содержаться данные о прописке (регистрации), наличии недвижимости, транспортного средства (и о праве его вождения), медицинская информация, данные пенсионного и медицинского страхования и т.д. По этим параметрам такие удостоверения могут изготовляться как государственными органами, так и в частном порядке (в последнем случае государство освободится от расходов на изготовление паспортов).

На основе этой системы будет реорганизован и учет юридических лиц, благодаря чему будет исключена всякая возможность регистрации подставных фирм по поддельным документам и т.д.

Кроме того, на базе использования информационных ресурсов налогового ведомства можно будет легко перейти к полной унификации и централизации финансовых отношений граждан с бюджетной системой. Для этого будет достаточно применить к системе личного учета граждан в налоговых органах и используемых ими удостоверений современной технологии банковских кредитных карт.

При помещении на такую карту компьютерного чипа налогоплательщик получает право управления свои личным счетом в налоговой службе - получения выписок, зачисления денежных средств на этот счет и получения (перечисления) денег с этого счета (например, в случае возврата избытка удержанных налогов). Далее к этому счету привязываются и все социальные выплаты в пользу налогоплательщика: пенсии, пособия, медицинские и иные страховки и т.д. (с начислением процентов за срок содержания этих средств на счете). Соответственно, у налогоплательщика остается возможность либо немедленно получить наличные со своего счета, либо использовать свою карту для оплаты товаров и услуг, либо оставлять эти средства на счете для покрытия ожидаемых платежей по налогам.

Кроме преимущества для граждан и упрощения работы для органов социального страхования и обеспечения, такая система создает еще значительные выгоды для государства за счет упрощения и интенсификации бюджетного оборота, сокращения издержек, улучшения контрольной работы и т.д.

Другой мерой должно стать создание единого центра учета и регистрации объектов недвижимости с ведением в нем также учета всех собственников объектов недвижимости. Современные информационные технологии позволяют объединить ведение учета всех граждан и всех объектов недвижимой собственности в едином банке данных, что максимально упрощает работу государственных органов, позволяет жестко контролировать межгосударственную миграцию и устраняет необходимость проведения дорогостоящих периодических переписей населения и инвентаризаций объектов недвижимости.

На основе этой системы затем создается единый государственный механизм по учету налоговых обязательств и взысканию долгов.

Для этого на каждого налогоплательщика в налоговой службе заводится личный счет, который ведется как обычный расчетный счет: по дебету отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются по поступлении соответствующих платежей со стороны налогоплательщика), а по кредиту - все суммы переплат или возвратов налога при пересчете по завершении отчетного периода. Уплата налога производится налогоплательщиком на установленные счета налоговой службы в банках и на почте (жиросчета для почтовых переводов). Платеж производится на единый счет налогового органа и единым платежным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отраженным в личном счете налогоплательщика. Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или по желанию налогоплательщика перечисляется на его банковский счет.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования