Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ особенностей построения и тенденций развития налоговой системы РФ, выявление проблем ее реформирования.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следую-щие задачи:
 Выявить социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
 Привести классификацию налогов в соответствии с налоговым законодательством.
 Раскрыть понятие налоговой системы и принципы ее построения.
 Рассмотреть классификацию налоговых систем.
 Определить тенденции формирования налоговых систем в условиях
 глобализации экономики.
 Выявить проблемы реформирования налоговой системы и наметить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.............................................................5
1.1.Социально-экономическая сущность налогов в современном
обществе........................................................................................................................................5
1.2. Понятие налоговой системы и принципы ее построения...............................10
1.3. Классификация налоговых систем........................................................................14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....17
2.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.................................17
2.2. Налоговое законодательство и виды налогов в РФ.........................................24
2.3. Особенности налогового администрирования в Российской
Федерации..................................................................................................................29
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................................53
3.1. Сущность и основные аспекты налоговых реформ..........................................53
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и местом
уровнях.......................................................................................................................59
3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и
рекомендации по ее совершенствованию...............................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................86

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом — копия.docx

— 450.21 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. НДС - налог на добавленную стоимость; ЕСН - единый социальный налог.

Итак, возникает необходимость эффективной реализации потенциальной возможности налогового регулирования регионального развития на основе:

- оптимального использования  потенциала;

- умеренного роста базы  налогообложения.

Соответственно, много надежд возлагается на введение регионального налога - налога на недвижимость. Дискуссии о нем идут с начала 2000-х гг., когда такой налог впервые в качестве эксперимента был введен в двух регионах России (Тверь, Великий Новгород).

Напомним, что данный налог должен объединить следующие налоги:

- налог на имущество;

- земельный налог;

- транспортный налог.

Плательщиком данного налога должны стать физические лица.

К числу теоретических предпосылок, обусловливающих существование в практике налогообложения недвижимости, можно отнести ряд соображений.

Во-первых, учитывая, что поступления от налогов на недвижимость составляют в основном часть доходной базы местных бюджетов, подобный вид налогообложения является своего рода платой за те местные общественные услуги, которые получают собственники облагаемой налогом недвижимости.

Во-вторых, налоги на недвижимость в значительной степени играют перераспределительную роль исходя из того, что владельцы большей собственности обладают и соответствующими финансовыми возможностями. Эти владельцы относятся к более высоким по уровню достатка слоям населения, нежели имеющие меньшую собственность. В случае, когда налог является платой за местные общественные услуги, собственник, имеющий больше, получает их в большем объеме. Естественно, перераспределение возможно лишь с учетом того, что налог, уплачиваемый с недвижимости, превышает стоимость государственных услуг.

В-третьих, с помощью налогов на недвижимость можно облагать те виды доходов, которые не способны стать базой подоходного налога (например, вмененная рента от эксплуатации объектов недвижимости их непосредственными пользователями).

Налог на недвижимое имущество взимается почти в 130 странах. В большинстве государств поступления от этого налога составляют от 1 до 3% от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти (Испания, Швейцария, Швеция, Германия, Нидерланды, Дания, Франция).

Наибольший удельный вес этот налог имеет:

- в Великобритании - около 10,0%;

- в США - 9,1%;

- в Канаде - 8,2%;

- в Японии - 5,7%;

- в Австралии - 4,6%.

В отдельных странах налог на недвижимое имущество превышает 90% местного бюджета (отдельные штаты Австралии). До 80% поступления от налога на недвижимость достигают в Канаде, в США - до 75% (в Нью-Йорке - 40% собственных доходов бюджета).

Известно, что налоги должны представлять определенную систему, в которой каждый ее отдельный элемент служит системе в целом. Соответственно, введение налога на недвижимость потребует пересмотра подходов к другим налогам:

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на добавленную  стоимость.

В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., одобренных Правительством РФ 25.05.2009, предлагается продолжение подготовительных работ для принятия главы Налогового кодекса РФ, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан. Для этого необходимо:

- завершить формирование  государственного кадастра недвижимости;

- завершить формирование  порядка определения налоговой  базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости;

- законодательно урегулировать  вопросы, связанные с определением  кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

- разработать и принять  методику кадастровой оценки  недвижимости, методику проверки результатов кадастровой оценки недвижимости;

- провести работы по  кадастровой оценке объектов  недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

Объективной предпосылкой введения данного налога является то, что в 1990-е гг. в результате целенаправленных действий Правительства РФ в собственность граждан и юридических лиц было передано 7,8% территории, а также более 65% жилого фонда страны14.

Согласно концепции реформирования налоговой системы введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость. Проектом федерального закона N 51763-4 предусмотрено установление местного налога на недвижимость, который должен был заменить для налогоплательщиков налог на имущество физических лиц, а также земельный налог в части налогообложения установленных объектов. Этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении 10.06.2004. Однако больше слушаний по данному законопроекту не проводилось.

Действительно, принятие этого законопроекта без существенной доработки нецелесообразно. Потребуется подготовка нового законопроекта, вносящего изменения не только в Налоговый кодекс РФ, но и в целый ряд законов.

Минфин России считает нецелесообразным вводить в стране налог по специфической ставке в зависимости от количества метров. Основная идея в том, чтобы перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив при этом ставки налогов. На федеральном уровне предполагается закрепить минимальные и максимальные ставки налога, а муниципалитетам предоставить право самим в этих пределах выбирать ставку, которую они посчитают приемлемой.

Совершенствование системы имущественного налогообложения является ныне одним из самых важных направлений институциональных реформ. Без решения этого вопроса невозможны:

- построение диверсифицированной  экономики;

- переход на инновационный  путь развития;

- обеспечение дальнейшего  экономического роста15.

К числу факторов, которые сдерживают введение налога на недвижимость, можно отнести следующие:

1. Экономические. Благодаря жилищной политике, проводимой в Советском Союзе, число собственников жилья в настоящее время довольно значительно. Если учитывать среднюю рыночную стоимость жилья, наличие дачных и других земельных участков, а также гаражей и транспортных средств, то стоимость имущества у большинства семей составляет порядка 100 тыс. долл. Если исходить из мировой практики налогообложения имущества, то ставка этого налога составляет от 0,1 до 1,0%. Следовательно при минимальной ставке этого налога в 0,1% сумма уплаты для большинства собственников составит около 3000 руб.

Однако статистика показывает, что те, кто должен принимать решения о введении данного налога, владеют значительно большим имуществом, чем большинство граждан. Соответственно, такие собственники имущества стоимостью, например, в 1 млн. долл. будут уплачивать в виде налога 30 тыс. руб. На взгляд авторов, это не будет стимулировать законодателей к введению данного налога.

2. Морально-нравственные. В России существует большое количество собственников, которые получили собственность по другим принципам (например, за определенные заслуги перед государством или безвозмездно). Важно также отметить, что ныне в большинстве своем это пенсионеры, которые не могут платить такие суммы налога. Облагать их по общим ставкам несправедливо. В то же время освобождение пенсионеров от этого налога может привести к тому, что через несколько лет они станут "самой обеспеченной" частью общества.

3. Политические. Отметим, что время существования налога достаточно коротко: от того момента, когда денежные средства находятся "в кармане" налогоплательщика, до поступления их на счета Федерального казначейства. Соответственно, и путь налога на недвижимость от собственника к государству в связи с тем, что этот налог относится к местным, значительно короче. Можно предположить, что контроль со стороны населения за использованием властью этого налога будет значительно выше.

На взгляд авторов, не стоит затягивать с принятием закона о налоге на недвижимость, несмотря на то что необходимо урегулировать ряд вопросов:

- сформировать государственный  кадастр недвижимости, а также  порядок определения налоговой  базы, в качестве которой должна  выступать кадастровая стоимость  объектов недвижимости;

- внести корректировки  в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации, устанавливающие общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости;

- необходимо также определить  порядок утверждения результатов  кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

- кроме того, до введения  налога на недвижимость необходимо  разработать и принять методику кадастровой оценки недвижимости, методику проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, провести работы по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

Данный закон необходимо принять в виде рамочного, при котором на уровне Федерации должны быть определены:

- налогоплательщики;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- льготы по налогу.

Право его введения следует предоставить регионам.

Введение этого налога усилит нагрузку на налогоплательщиков. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ее снижения по другим налогам (например, по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц).

По нашему мнению, суммы данного налога должны уменьшать платежи по налогу на доходы физических лиц при условии, что вычет по налогу на недвижимость не превысит 20% от облагаемого дохода.

3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и

рекомендации по ее совершенствованию

Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.

Кроме того, Основными направлениями налоговой политики предлагается индексация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также на табачные изделия, введение налога на недвижимость, введение налогообложения товаров престижного потребления с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает 100 млн. руб. Также предлагается индексация ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с., а также других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя.

Среди других направлений совершенствования налоговой системы - поэтапная отмена льгот в отношении субъектов естественных монополий и введение налогообложения земельных участков, ограниченных в обороте. Также рассматривается сближение бухгалтерского и налогового учета в целях снижения административных расходов налогоплательщиков и определения сфер, в которых нецелесообразно устанавливать особые правила, отличные от правил бухгалтерского учета.

По нашему мнению, позитивным представляется положение Основных направлений налоговой политики о том, что из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование (движимое имущество). В то же время будут разработаны меры по упрощению налогового учета, планы по развитию взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях, а именно совершенствование административного порядка урегулирования налоговых споров, обжалование актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.

Налоговое администрирование. В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. По нашему мнению, с таким подходом согласиться нельзя, нужно улучшать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.

Наряду с текущими и последующими видами налогового контроля (камеральные и выездные проверки) необходимо развивать предварительный контроль - выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации сделки или операции. Это так называемые акты проверки наоборот, которые выдаются до совершения операций, а не спустя годы. В результате налоговое администрирование станет более эффективным и комфортным для бизнеса, а количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками может значительно снизиться.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования