Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Основы построения налоговой системы Республики Беларусь 15
2.2 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси 22
3 СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИЗ ОПЫТА ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

--------_---------------.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога
  • субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  • источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога
  • срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

- обеспечение национальной обороны;

- отправление правосудия;

- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

- образование юношества;

- сбор налогов для оплаты  нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Одним из самых действенных экономических рычагов государства является система налогообложения.

Налогообложение  - это определенная совокупность экономических (финансовых) отношений и организационно – правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой односторонне, безэквивалентное, принудительно – властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Методология налогообложения представляет собой теоретическое, научно – практическое и концептуально – правовое обоснование сущности понятия «налог». Методические основы налогообложения  - это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

Система  налогообложения является в высшей степени сложным механизмом.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее ясность и четкость. Еще  200 лет назад А. Смит писал об этом весьма красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или взятку.” Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его по разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в налогообложении.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

- освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков (например, ветеранов  войны);

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

- налоговый кредит (отсрочка взимания  налога или уменьшение суммы  налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую  базу, а налоговый кредит - сумму  налога, т.е. налоговое обязательство)).

 

Таблица 1.1 Общие и частные теории налогов

Название

Период

Суть теории

Общие теории налогов

Теория обмена

средние века

Возмездный характер налогообложения, т.е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка.

Атомистическая теория (С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, О. Мирабо)

эпоха Просвещения

Налог – результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые являются платой граждан за получаемые выгоды.

Теория наслаждения (Ж. Симонд де Сиcмонди)

первая половина XIX в.

Налоги – это цена, уплачиваемая гражданином за получаемые удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью.

Теория налога как страховой премии

первая половина XIX в.

Налоги – платежи, уплачиваемые на случай наступления какого – либо риска. Налогоплательщик в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д.

Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо)

вторая половина XVIII - первая половина XIXв.

Налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс)

первая половина XX в.

Налоги – главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых развития. При этом большие сбережения  как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов.

Монетаристская теория (М.Фридман)

50 – е гг. XX в.

Налоги воздействуют на обращение, изымая излишнее количество денег и тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.

Теория экономики предложения (М.Бернс, Г. Стайн, А.Лэффер)

начало 80 – х гг. XX в.

Налоги как один из важнейших факторов экономического развития и регулирования. Снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Частные теории налогов

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

раннее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

конец средних  веков

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

конец XIX в.

Необходимость поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

разные времена

Единый налог как единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория переложения налогов

середина XVII в.

Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1 Совокупность принципов налогообложения

 

Таблица 1.2 Объекты налогообложения

Объект

Определение

Имущество

виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных), относящихся к имуществу в соответствии с ст. 128 ГК РФ (вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество)

Доход

экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить

Проценты

любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления)

Операции по реализации товаров (работ, услуг)

реализация товаров, работ, услуг

передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) и (или)  безвозмездной основе прав собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг)

товар

любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации

работа

деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц

услуга

деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности

Дивиденды

любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации за исключением:

  • выплат при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающей взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал этой организации
  • выплат акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность
  • выплат некоммерческой организации на осуществление ее основной деятельности (не связанной с предпринимательской), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь