Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Основы построения налоговой системы Республики Беларусь 15
2.2 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси 22
3 СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИЗ ОПЫТА ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

--------_---------------.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Распределение общего бремени налогов по видам их оснований (сферам деятельности) и категориям плательщиков реализуется через конкретные виды налогов, организацию механизмов их построения и функционирования, приданию каждому налогу той или иной доли в общей сумме налоговых сборов.

Резко снижено бремя налогов на сферу хозяйства. По налогу на доходы корпораций, например, оно уменьшилось по сравнению с 1988 г. в Венгрии с 6,1 до 1,2% в 1997 г.; Польше – с 12,1 до 3,2% в 1998 г. В бывшей Чехословакии это бремя в 1988 г. составляло 11,0%, а в Чехии по итогам 1998 г. снижено до 3,7%.

Введен новый налог на доходы физических лиц, на который перенесена значительная часть общей налоговой квоты: в Венгрии – 6,1% ВВП в 1997 г.; Польше – 7,4% и Чехии – 5,2% ВВП в 1998 г.

К настоящему времени по налогу на доходы корпораций и налогу на доходы физических лиц бремя в рассматриваемых странах оценивается как более или менее стабильное. Особых претензий к нагрузке по ним не предъявляется ни со стороны плательщиков, ни со стороны налоговых теоретиков-экономистов.

В отношении отдельно взятых плательщиков проводится, особенно в Венгрии, так называемая гармонизация нагрузок по тому и другому из этих налогов. Гармонизация означает, что налоговые условия по зарабатыванию доходов, например, путем предпринимательства, работы по найму и т.д. по крайней мере в определенных рамках сближаются или выравниваются. Этим поощряется конкуренция различных способов зарабатывания доходов, стимулируется рост доходов вообще и налоговых сборов в частности. В Чехии построение и функционирование налога на доходы физических лиц и налога на доходы юридических лиц регулируется с 1992 г. и по настоящее время единым законом – законом о налогах на доходы.

Далее, в рассматриваемых странах ЦВЕ (Венгрии, Польше, Чехии) высокая доля общей налоговой квоты возлагается на косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины и платежи, а также на соцстраховские отчисления. Квота на косвенные налоги (в процентах от ВВП) составляла: в Венгрии (1997 г.) – 13,1, в том числе по НДС – 7,6; в Польше (1998 г.) – 13,8 (по НДС – 9,2); в Чехии (1998 г.) – 11,0 (по НДС – 6,7). Квота на отчисления в соцстрах составила в Венгрии (1996 г.) 11,4%; в Польше и Чехии (1998 г.) – 15,6%. В Венгрии отчисления в соцстрах обязываются вносить: работодатели в размере 42,5% от выплаченной работникам зарплаты, работники – в размере 10% от своих зарплат. В Польше нагрузка по ним в размере 48,5% от расходов на оплату труда работников возлагалась до последнего времени только на работодателей. С 1999 г. в числе ряда других в Польше начата и продолжается реформа системы расходов социального назначения. Реформа еще не закончена и новое положение о уровне налоговой квоты и ее распределении на работодателей и работников до конца не определилось. Нормы соцстраховых отчислений в Чехии действуют на уровне 35% (от выплаченной зарплаты работникам) для работодателей и 13,5% (от зарплаты) для работников.

К числу важнейших процессов совершенствования налоговых систем в Венгрии, Польше и Чехии относятся расчистка и объективизация налоговых баз. Главное направление здесь – ориентация на укрепление рыночных принципов налоговых отношений, согласно которым необходим единый равноправный подход ко всем категориям налогоплательщиков и всем элементам оснований налогообложения.

Возможные отклонения при этом должны сводиться к неизбежному минимуму. Калькуляция, например, затрат, доходов, определение объемов хозяйственного оборота, имущества и других оснований налогообложения должна содержать такие наборы и оценки элементов, которые определяются на рынке свободной цивилизованной конкуренции.

В рассматриваемых странах ЦВЕ, особенно в Венгрии, Польше, и меньше в Чехии в первые годы рыночных преобразований почти каждый вид налога организовывался так, что при этом предусматривалось множество самых различных отклонений в виде льгот, освобождений и санкций.

В Венгрии, например, из базы налога на доходы физических лиц исключались все виды незарплатных доходов, включая доходы от интеллектуальной деятельности, пенсии, алименты, доходы от мелкой сельхоздеятельности и др.

Таким образом, для рассматриваемых стран ЦВЕ характерны процессы сокращения наборов и унификации налоговых льгот и освобождений. Этим укрепляются признаки единства и целостности налогов как системы, ее нейтральности по отношению к различным секторам экономики, формам собственности и организации хозяйственной деятельности. Сохраняются и совершенствуются по формам лишь немногие типовые для рыночных условий льготы и освобождения, такие, например, как установление необлагаемых минимумов оснований налога, возможность вычета из базы налога расходов на ускоренную амортизацию, вычета потерь и убытков прошлых лет, некоторые льготы социального характера (для плательщиков с ограниченной платежеспособностью).

Наконец, по мере расчистки и объективизации налоговых баз в Венгрии, Польше и Чехии постепенно снижаются и унифицируются налоговые ставки. Базы и ставки налогов тесно взаимосвязаны между собой. Чем более объективна и широка база налога, тем ниже и унифицированнее могут быть его ставки. Вместе с тем снижение и унификация ставок стимулируют расширение налоговых баз. Налоговые базы при этом могут расширяться за счет роста объемов предпринимательства и снижения случаев уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, основные цели налоговой политики в Венгрии, Польше и Чехии формулируются достаточно ясно. Они заключаются в укреплении рыночных принципов построения и функционирования налоговых систем, снижении общего бремени налогов и оптимизации его распределения по отдельным категориям налогоплательщиков, по отдельным видам хозяйствования и налогов. Эти принципы более или менее успешно реализуются на практике. Достаточная прозрачность и ясность целей и действий налоговой политики вместе с другими факторами приводят к тому, что высокое бремя налогов и недостатки в его распределении по налогоплательщикам не оказывают большого противодействия активизации хозяйственной деятельности в странах, противодействия экономическому росту.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямые и косвенными, они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный  характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим  лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Беларуси была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На настоящий день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Беларуси, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым, стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно – исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с украинскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Borish M. S., Noel M. Private Sector Development during Transition the Visegrad Countries. WB. Washington D. C., 1996.
  2. Czech Republic Toward EU Accession Main Report. WB. Washington D. C., 1999. Tab. 5.1; 9.3.
  3. Ekonom, 1998, № 3 priloha, № 5 priloha.
  4. Mejstrik M., Burger J. Tax reform in the Czech Republic. CERGE. Prague. 1993.
  5. Pablic Finance Reform during the Transition. The Eperience of Hungary / Ed. L. Bokros, J-J. Dechier. WB, Washington D. C., 1998.
  6. Poland. International Economic Report 1998/1999. WERI, WSE Warsaw, 1999.
  7. Polish News Bulletin 24.06.1999.
  8. Wirtsсhaftsentwicklung in ausgewahlten mittel-und osteuropеishen Lдndern 1997/1998. Osteuropa-Institut Munchen Working Papers. 1998. № 209.
  9. БИКИ 1999 г., № 45.
  10. БИКИ 2000 г., № 18.
  11. БИКИ 2000 г., № 9.
  12. Вестник научной информации. М.: ИМЭПИ РАН, 1998, №11.
  13. Закон РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2005 г.»
  14. Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Уч. пособие. М.: Юнити-Дана. 2000.
  15. Карякина О. А. и др. Налоговая система Республики Беларусь: Уч. пособие. Мн.: Академия управления при Президенте РБ. 2000.
  16. Компас 1997, № 15.
  17. Налоги: Учебник / Под. общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. Мн.: БГЭУ. 2000.
  18. Налоговые системы зарубежных стран / Под. ред. Князева В.Г., Черника Д.Г. М.: Юнити, 1997.

 

 

 


 



Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь