Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:53, курсовая работа
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Основы построения налоговой системы Республики Беларусь 15
2.2 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Беларуси 22
3 СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИЗ ОПЫТА ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Распределение общего бремени налогов по видам их оснований (сферам деятельности) и категориям плательщиков реализуется через конкретные виды налогов, организацию механизмов их построения и функционирования, приданию каждому налогу той или иной доли в общей сумме налоговых сборов.
Резко снижено бремя налогов на сферу хозяйства. По налогу на доходы корпораций, например, оно уменьшилось по сравнению с 1988 г. в Венгрии с 6,1 до 1,2% в 1997 г.; Польше – с 12,1 до 3,2% в 1998 г. В бывшей Чехословакии это бремя в 1988 г. составляло 11,0%, а в Чехии по итогам 1998 г. снижено до 3,7%.
Введен новый налог на доходы физических лиц, на который перенесена значительная часть общей налоговой квоты: в Венгрии – 6,1% ВВП в 1997 г.; Польше – 7,4% и Чехии – 5,2% ВВП в 1998 г.
К настоящему времени по налогу на доходы корпораций и налогу на доходы физических лиц бремя в рассматриваемых странах оценивается как более или менее стабильное. Особых претензий к нагрузке по ним не предъявляется ни со стороны плательщиков, ни со стороны налоговых теоретиков-экономистов.
В отношении отдельно взятых плательщиков проводится, особенно в Венгрии, так называемая гармонизация нагрузок по тому и другому из этих налогов. Гармонизация означает, что налоговые условия по зарабатыванию доходов, например, путем предпринимательства, работы по найму и т.д. по крайней мере в определенных рамках сближаются или выравниваются. Этим поощряется конкуренция различных способов зарабатывания доходов, стимулируется рост доходов вообще и налоговых сборов в частности. В Чехии построение и функционирование налога на доходы физических лиц и налога на доходы юридических лиц регулируется с 1992 г. и по настоящее время единым законом – законом о налогах на доходы.
Далее, в рассматриваемых странах ЦВЕ (Венгрии, Польше, Чехии) высокая доля общей налоговой квоты возлагается на косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины и платежи, а также на соцстраховские отчисления. Квота на косвенные налоги (в процентах от ВВП) составляла: в Венгрии (1997 г.) – 13,1, в том числе по НДС – 7,6; в Польше (1998 г.) – 13,8 (по НДС – 9,2); в Чехии (1998 г.) – 11,0 (по НДС – 6,7). Квота на отчисления в соцстрах составила в Венгрии (1996 г.) 11,4%; в Польше и Чехии (1998 г.) – 15,6%. В Венгрии отчисления в соцстрах обязываются вносить: работодатели в размере 42,5% от выплаченной работникам зарплаты, работники – в размере 10% от своих зарплат. В Польше нагрузка по ним в размере 48,5% от расходов на оплату труда работников возлагалась до последнего времени только на работодателей. С 1999 г. в числе ряда других в Польше начата и продолжается реформа системы расходов социального назначения. Реформа еще не закончена и новое положение о уровне налоговой квоты и ее распределении на работодателей и работников до конца не определилось. Нормы соцстраховых отчислений в Чехии действуют на уровне 35% (от выплаченной зарплаты работникам) для работодателей и 13,5% (от зарплаты) для работников.
К числу важнейших процессов совершенствования налоговых систем в Венгрии, Польше и Чехии относятся расчистка и объективизация налоговых баз. Главное направление здесь – ориентация на укрепление рыночных принципов налоговых отношений, согласно которым необходим единый равноправный подход ко всем категориям налогоплательщиков и всем элементам оснований налогообложения.
Возможные отклонения при этом должны сводиться к неизбежному минимуму. Калькуляция, например, затрат, доходов, определение объемов хозяйственного оборота, имущества и других оснований налогообложения должна содержать такие наборы и оценки элементов, которые определяются на рынке свободной цивилизованной конкуренции.
В рассматриваемых странах ЦВЕ, особенно в Венгрии, Польше, и меньше в Чехии в первые годы рыночных преобразований почти каждый вид налога организовывался так, что при этом предусматривалось множество самых различных отклонений в виде льгот, освобождений и санкций.
В Венгрии, например, из базы налога на доходы физических лиц исключались все виды незарплатных доходов, включая доходы от интеллектуальной деятельности, пенсии, алименты, доходы от мелкой сельхоздеятельности и др.
Таким образом, для рассматриваемых стран ЦВЕ характерны процессы сокращения наборов и унификации налоговых льгот и освобождений. Этим укрепляются признаки единства и целостности налогов как системы, ее нейтральности по отношению к различным секторам экономики, формам собственности и организации хозяйственной деятельности. Сохраняются и совершенствуются по формам лишь немногие типовые для рыночных условий льготы и освобождения, такие, например, как установление необлагаемых минимумов оснований налога, возможность вычета из базы налога расходов на ускоренную амортизацию, вычета потерь и убытков прошлых лет, некоторые льготы социального характера (для плательщиков с ограниченной платежеспособностью).
Наконец, по мере расчистки и объективизации налоговых баз в Венгрии, Польше и Чехии постепенно снижаются и унифицируются налоговые ставки. Базы и ставки налогов тесно взаимосвязаны между собой. Чем более объективна и широка база налога, тем ниже и унифицированнее могут быть его ставки. Вместе с тем снижение и унификация ставок стимулируют расширение налоговых баз. Налоговые базы при этом могут расширяться за счет роста объемов предпринимательства и снижения случаев уклонения от уплаты налогов.
Таким образом, основные цели налоговой политики в Венгрии, Польше и Чехии формулируются достаточно ясно. Они заключаются в укреплении рыночных принципов построения и функционирования налоговых систем, снижении общего бремени налогов и оптимизации его распределения по отдельным категориям налогоплательщиков, по отдельным видам хозяйствования и налогов. Эти принципы более или менее успешно реализуются на практике. Достаточная прозрачность и ясность целей и действий налоговой политики вместе с другими факторами приводят к тому, что высокое бремя налогов и недостатки в его распределении по налогоплательщикам не оказывают большого противодействия активизации хозяйственной деятельности в странах, противодействия экономическому росту.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямые и косвенными, они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Беларуси была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На настоящий день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Беларуси, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым, стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно – исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с украинскими реалиями.
Подчеркнем, что пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.