Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие налогообложение в РФ, анализируется проблемы его применения.
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства в области налогового права, и попробовать найти направления ее совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Налоговая система и ее характеристика 5
1.2 Налогоплательщики 10
1.3 Управление налогообложением 13
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 22
2.1 Противоречия действующей налоговой системы России 22
2.2 Конституционные основы налогообложения 25
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России и основные направления ее совершенствования Аня №2157.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991 г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

 События произошедшие 17 августа  1998 года резко усилили роль  налогов в экономическом положении  страны так как любое государство  в после кризисной обстановке  пытается поправить свое экономическое  положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие  налогообложение в РФ, анализируется проблемы его применения.

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства в  области налогового права, и попробовать  найти направления ее совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Налоговая система и ее характеристика

 

Налоговая система - это государственная  система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Налоговая система включает:

1. Налоговые органы

2. Налоговое законодательство

3. Налоговую полицию

4. Налоги

5. Пошлины

6. Сборы

7. Другие платежи

8. Распределение налогов по уровню бюджета

9. Налоговые суды (проект)

 

Есть и другое определение налоговой  системы.

По Закону Российской Федерации  “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации” под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке, образует налоговую систему.

Плательщиками налогов являются юридические  и физические лица, на которых, в  соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги.

 

 

Элементами системы налогообложения  являются:

1. Объект (предмет)

2. Субъект (налогоплательщик)

3. Налогооблагаемая база

4. Ставка (твердая, процентная)

5. Порядок исчисления

6. Срок уплаты

7. Штрафы, пеня

8. Контроль

Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах.

По ряду параметров можно наблюдать  сходство с США и Германией  при сохранении некоторых специфических  российских особенностей.

Налоговая система России включает в себя три категория налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные1.

 

1.Федеральные налоги.

Особенностью федеральных налогов  является то, что они устанавливаются  только федеральными законами и обязательны  к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных налогов  относятся:

- налог на добавленную стоимость

- налог на прибыль предприятий

- акцизы

- госпошлина

- таможенные доходы

- подоходный налог с физических лиц и т.д.

 

2. Региональные налоги.

Они включают платежи трех групп:

- установленные федеральными законами, взимание их обязательно на территории всех субъектов РФ (налог на имущество предприятий, плата за воду). Порядок уплаты этих налогов на территории субъектов может отличаться, т.к. органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

- Факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами, но вводятся органом представительской власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу (сбор на нужды образовательных учреждений)

- налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.

 

3. Местные налоги – они поступают в местные бюджеты.

 Три из них – налог на  имущество физических лиц, земельный  налог и регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – установлены законами РФ и взимаются в обязательном порядке на территории всей страны. Остальные (сбор за право торговли, налог на содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах и др.)- факультативны. Закон об основах налоговой системы устанавливает максимальные ставки по большинству из них, объекты обложения и круг плательщиков. Но обязательную силу они получают только после принятия решения представительными органами власти местного самоуправления.

Третью группу местных налогов  составляют налоги и сборы, устанавливаемые  местными органами власти по собственному усмотрению.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и  социально-культурной сферы и далее  — большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисление от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и  организаций в твердой доле: 13% + 22% делится соответственно между  федеральным и региональными  бюджетами, а из последних перечисляется в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налоговая система Российской Федерации  сегодня дополняется системой государственных  целевых внебюджетных фондов. Самый  крупный и значимый из них —  Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля над плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей2.

Налоговая система Российской Федерации  сегодня дополняется системой государственных  целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля над плательщиками и воздействия на них.

Думается, что в перспективе  трехуровневая система налогов  должна вобрать в себя все без  исключения обязательные платежи, распределив  их по различным бюджетам.

1.2 Налогоплательщики

Законодательство не дает нам чёткого определения понятия «налогоплательщик». В Законе РФ3 дано определение, что плательщиками налогов являются юридические лица, физические лица и другие категории плательщиков. Данная норма права весьма размыта, т.к. не даёт чёткого толкования понятий «юридические лица», «физические лица», особенно не понятно, что имеет в виду законодатель под словосочетанием «другие категории плательщиков», но узнать это можно пользуясь не данным законом, а в каждом конкретном случае, в соответствующем законе по конкретному налогу.

Понятие «другие категории плательщиков»  Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» не раскрывает, но указывает, что таковые  могут быть.

 Термин «юридическое лицо»  определяется, как «...организация,  которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде...», также «...должны иметь самостоятельный баланс или смету»4. Из данного определения можно выделить основные признаки, важные для понимания этого субъекта в налоговом праве:

· юридическое лицо должно иметь  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, т.е. имущество обособленное от имущества учредителей юридического лица, что должно проявляться в наличии у него самостоятельного баланса или сметы;

· юридическое лицо должно обладать самостоятельной имущественной ответственностью, основывающейся на обособленном имуществе юридического лица;

· юридическое лицо вправе выступать  в гражданском обороте от своего имени.

Но это не все признаки, определяющие существование юридического лица. В п.3 ст.49 ГК РФ говорится о правоспособности юридических лиц, которая возникает в момент его создания, созданным же юридическое лицо считается с момента государственной регистрации, согласно п.2 ст.51 ГК РФ.

Таким образом, юридическое лицо должно отвечать всем перечисленными выше признакам, чтобы мы могли отнести его в категорию налогоплательщиков.

Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские  права и обязанности, а также, своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их5, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность физического лица возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия (18 лет)6, следовательно,  лицо, не достигшее этого возраста дееспособностью не обладает и субъектом налоговых правоотношений быть не может. Однако гражданским кодексом сделано два исключения из этого правила:

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования