Налоговая система в России в начале 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении налоговой политики России в начале XIX века. Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
проанализировать этапов развития налогообложения в России в начале XIX века;
рассмотреть становление государственных налогов: подушная подать, прямые и косвенные налоги;
проанализировать налогообложение предпринимательской деятельности в России в начале XIX века;
рассмотреть особенности системы налогообложения инородцев
в начале XIX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
понятие налогов и налоговой системы.……………………...
5
1.1 Сущность налогов и их классификация. Основные принципы налогообложения……………………………………………………………….

5
1.2 Элементы налога и способы его взимания..……………………………...
10
1.3 Роль налоговой системы…..……………………………………………….
11
2 налоговая система России в начале xix века…………….
13
2.1 Налоговое законодательство России в XIX в.…………………………….
13
2.2 Государственные налоги России в XIX веке ……………………………..
14
2.2.1 История подушной подати в России……..…………………….………..
16
2.2.2 Косвенные налоги……………………………………………..……...…..
20
2.2.3 Прямые налоги..………………..…………………………………………
20
2.3 Налоговая политика Российского государства в отношении предпринимателей ……………………………………………………………..

22
2.4 Особенности системы налогообложения инородцев
по законодательству Российской империи 20-50 – х годов XIX века………

28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Налоговая система в России в начале 19 века(готово).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан  на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

     1.2 Элементы налога и способы его взимания

     Каждый  закон должен конкретизировать  следующие элементы налога:

  1. Объект налога – это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
  2. Субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  3. Источник  налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
  4. Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  5. Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     В  практике большинства государств  получили распространение три  способа взимания налогов:

  1. "Кадастровый" – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого  налога  может  служить  налог  на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

  1. На основе декларации. Декларация – документ,  в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода.

Примером может  служить налог на прибыль.

  1. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.

     Например, подоходный налог с физических  лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

1.3 Роль налоговой системы

Роль налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов. Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

Налоги –  важнейшая форма аккумуляции  денежных средств бюджетом. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) отдельных расходов и возможностей обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Роль налогов  в формировании доходов государственного бюджета проявляется через следующие  показатели удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют с разной степенью детализации значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности. Место  и роль налогов в финансовой системе  государства определяют также и другие показатели – степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.

Поддержание баланса  доходов и расходов государства  неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в рамках ее – рациональным соотношением различных функций налогов.

2 налоговая система России в начале xix века

2.1 Налоговое законодательство России в XIX в.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки [7]. Так, в 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый "план финансов", создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839). Однако на протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков, как и в петровские времена, определялось по ревизским переписям. Александром I в 1802 г. манифестом "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его роль, которая заключалась в управлении казенными доходами государства. 
При Александре I (1777-1825) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать. Также вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов. 
В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство ведало расходами, Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента. 
Следующие изменения в системе налогообложения произошли уже во второй трети XIX в. и были связаны с именем Александра II.

2.2 Государственные налоги России в XIX веке

На протяжении XIX в. главным источником доходов  оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета  России формировались главным образом  за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, питейный доход и всего около 2/3 поступлений. За счет питейного дохода в 60-х г.г. XIX века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог [3].

Действовали пошлины  с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования.

Существовали  паспортные сборы, в том числе  с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожара. Кроме  государственных налогов, имелись местные.

В начале XIX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21-25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18-23% государственных доходов. Существовал налог на недвижимую собственность со ставкой в размере 0,5% с ее оценки, произведенной в 1821 г.

В годы царствования императора Александра I было издано также  несколько указов.

8 сентября 1802 г.  – Манифест об учреждении Министерств  и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.

1 мая 1805 г.  – Об учреждении Комитета сенаторов  для исчисления и распределения  общего земского сбора на все  губернии, соразмерно их населению  и относительно выгодам.

14 июня 1816 г.  – Об упорядочении земских  повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных  мест.

В царствование императора Николая I налоговая система  несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы:

22 августа 1826 г. – В силу Манифеста о короновании Николая I прощены недоимки подушной подати за три года.

В 1831 г. дополнительно  регламентируются торговые сборы.

В апреле 1836 г. были утверждены новые налоги и сборы  для увеличения городских доходов. Были введены следующие налоги:

  1. С торговых и ремесленных заведений;
  2. С магазинов, лавок и прочих торговых заведений;
  3. С разных лиц, обязанных по занятиям и промыслам своим платежом акцизы городу;
  4. С извозчиков;
  5. С извозчичьих колод;
  6. С торговых частных бань;
  7. С провозимых через таможню товаров;
  8. С пивоварен;
  9. С трактирных заведений.

9 ноября 1839 г.  – О переложении подушного  оклада на серебро и определении  размера подати в сумме 95 копеек  серебром на душу.

13 июня 1851 г.  – Об утверждении Устава и  правил о земских повинностях  (дорожной, почтовой, квартирной и другие) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.

Среди косвенных  налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные  напитки или, как его называли в России, питейный налог. Кроме этого, в России действовали акцизы на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров.

Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела  не только фискальный характер. Она  обеспечивала государственную поддержку  отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Роль косвенных  налогов в бюджете России была чрезвычайно велика. Практически  во всех развитых странах косвенные  налоги по сумме существенно пре­восходили  прямые, но в России особенно.

Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократные меры по ее повышению приводили лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на ее отмену полностью, а не для отдельных категорий населения, и замену подоходным налогообложением. Отмена подушной подати произошла лишь в 1882 г.

2.2.1 История подушной подати в России

Введение в  России подушной подати в царствование Петра I вызвано было увеличением  численности регулярной армии и  необходимостью найти источники для ее содержания. Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия, появился ряд проектов, в которых указывалось, что самой удобной единицей обложения для государства является "персона". Вся задача заключается в определении количества населения и суммы расходов на содержание армии; при делении второго числа на первое получится количество подати, которое должно пасть на каждую душу населения.

В 1718 г. было повелено произвести народную перепись и разложить  на число душ сумму, потребную на содержание войска. При этом первоначально было повелено писать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей и однодворцев, а в 1720 г. было приказано писать и дворовых людей и церковников. По производстве и поверке переписи (ревизии) оказалось несколько больше 5 миллионов душ, и подать была назначена в 74 коп. с души. В 1722 г. эта подать была распространена на посадских людей, т. е. городских жителей, в размере по 1 руб. 20 коп. с души. Взимание подушной подати началось с 1724 года.

Информация о работе Налоговая система в России в начале 19 века