Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении налоговой политики России в начале XIX века. Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
проанализировать этапов развития налогообложения в России в начале XIX века;
рассмотреть становление государственных налогов: подушная подать, прямые и косвенные налоги;
проанализировать налогообложение предпринимательской деятельности в России в начале XIX века;
рассмотреть особенности системы налогообложения инородцев
в начале XIX века.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
понятие налогов и налоговой системы.……………………...
5
1.1 Сущность налогов и их классификация. Основные принципы налогообложения……………………………………………………………….
5
1.2 Элементы налога и способы его взимания..……………………………...
10
1.3 Роль налоговой системы…..……………………………………………….
11
2 налоговая система России в начале xix века…………….
13
2.1 Налоговое законодательство России в XIX в.…………………………….
13
2.2 Государственные налоги России в XIX веке ……………………………..
14
2.2.1 История подушной подати в России……..…………………….………..
16
2.2.2 Косвенные налоги……………………………………………..……...…..
20
2.2.3 Прямые налоги..………………..…………………………………………
20
2.3 Налоговая политика Российского государства в отношении предпринимателей ……………………………………………………………..
22
2.4 Особенности системы налогообложения инородцев
по законодательству Российской империи 20-50 – х годов XIX века………
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
Обложение оказалось обременительным и чрезмерным. Год за годом сумма налоговых поступлений падала. Учрежденный в 1826 г. особый комитет при Министерстве финансов не нашел возможным реформировать систему, так как, по его мнению, «класс купечества нельзя было бы отличать иначе от мещан, ремесленников и мелких торгашей». Между тем правительство приняло ряд частных поправок. Наиболее важной и значимой мерой было изменение размеров сборов, данная поправка была принята 9 ноября 1839 г. Теперь при капитале более 15 тыс. руб. пошлина на свидетельство с некоторыми процентными надбавками составляла 660 руб., от 6 до 15 тыс. руб. – 264 руб. и от 2,4 до 6 тыс. руб. – 66 рублей. За билеты на содержание лавок или отдельных промышленных заведений (сверх трех, на которые выдавались бесплатные билеты) при капитале более 6 тыс. руб. уплачивалось по 23 руб. налога, менее 6 тыс. руб. – по 15. Существовали также сборы за свидетельство на право содержания мелких торговых и промышленных предприятий, принадлежавших мещанам и крестьянам, а также на право приказчичьей деятельности.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога.
Основная масса косвенных налоговых поступлений в Российской империи в XIX в. происходила за счет акцизных отчислений.
Акциз – вид косвенного налога, который взимался в виде надбавок к цене товара и оплачивался потребителем. Доход от акциза поступал в казну, иногда на содержание органов местного самоуправления. Уплачивается предпринимателями при обложении налогом разных стадий производства товара (исчисляется по количеству перерабатываемого сырья, мощности и устройству фабричных машин и механизмов, объему выпускаемой продукции и т. д.); в этом случае предварительная уплата акциза удостоверялась штемпелем или так называемым бандеролем, который представлял собой ярлык или бумажную полосу, наклеиваемую на товары в знак уплаты пошлины или какого-либо сбора, которому подлежат товары. Применялась также система абонементов, т. е. уплата акциза на определенное время вперед, а также при обложении налогом других стадий движения товара (уплачивалась непосредственно потребителями, оптовыми или розничными торговцами, изготовителями сырья). Акциз отличался от государственной регалии или монополии (косвенный налог на потребление изделий, производимых казенными предприятиями) и таможенных пошлин (косвенный налог на потребление в России иностранных товаров). Обычно акцизом облагались товары не первой необходимости, но широко потребляемые населением, например, крепкие алкогольные напитки, табак, сахар, иногда – предметы первой необходимости (соль, спички и т. д.). Размер акциза устанавливался в зависимости от количества и качества товара. Так в Российской империи вводятся акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. – на табак; в 1848 г. – на сахар.
Но особую статью дохода в государственный бюджет имели отчисления от питейных доходов. В 1847 г. в России, после ряда экспериментов конца XVIII – первой половины XIX в. установилась система акцизнооткупного комиссионерства. Согласно этому принципу вся территория империи поуездно была разделена на питейные округа. Каждые 4 года правительство устраивало откупные торги. Откупщики сначала вносили залог, а затем выплачивали всю остальную откупную сумму ежемесячно по частям. За это откупщик получал от государства право при продаже водки, которая поступала к нему либо с казенных, либо с частных винокуренных заводов, самостоятельно устанавливать процент налога на продажу водки в розницу в свою пользу, разумеется, гораздо выше той откупной суммы, которую он вносил государству. Так, при заводской цене водки 40–45 коп. за ведро (12,3 л) откупная цена составляла 3–4 рубля. Откупщики же продавали водку по 10–12 руб. за ведро, а распивочно – до 20 рублей . При этом откупщики являлись своего рода агентами правительства и находились под охраной царской власти, что удостоверялось российским государственным гербом на дверях кабаков.
Доход от питейного косвенного налога, издавна играл большую роль в русском государственном бюджете, причем доля его неуклонно росла. В 1819 г., например, питейные сборы составляли 16% всех поступлений в бюджет, в 1826 г. – уже 21%, а в 1858 г. – 33% общей суммы сборов. Если же взять валовую откупную сумму за 1859–1863 гг., то вместе с выручкой она составила 46% общих поступлений в государственный бюджет. Та же тенденция увеличения акцизных ставок наблюдалась и на другие предметы массового потребления. Так, с 1800 по 1835 г. величина акцизного сбора с пуда сахара увеличилась с 80 копеек до 1 рубля 75 копеек [2].
Еще одной причиной благожелательного отношения к винным откупам было то, что при существующей системе сбор налогов с виноторговли обходился чрезвычайно дешево, так как большую часть административных расходов откупщики брали на себя.
Таким образом, косвенные налоги, и в частности акциз, выставлялся на счетах-фактурах заводчика, складчика, комиссионера, оптовика, мелочника и т. д., причем, подобно снежной лавине, все в большем и большем размере, так как каждый посредник начисляет свой барыш. Следовательно, население как бы платит еще дань посредникам за то, что производитель авансом заплатил казне акциз. Ко всему прочему косвенные налоги имеют свойство губительно действовать на мелкую промышленность, так как она не имеет ни достаточных капиталов, ни кредита. Поэтому акцизная система способствует монополизации акцизного производства в руках крупных промышленников.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что налоговая система в российской империи традиционно являлась чрезвычайно мощным орудием государственной политики и имела стратегическое значение. Налоговый механизм затрагивал все категории граждан; он выступал в качестве одного из способов «обратной» связи в цепи «предприниматель – государство»; результаты поступлений от этой статьи бюджета представляли важный показатель экономического развития общества и его перспектив; наконец, через систему налогообложения в полной мере реализовывались основные принципы государственной финансовой политики.
2.4 Особенности системы
налогообложения инородцев
по законодательству Российской империи
20-50 – х годов XIX века
В 20-50 – х годах XIX века налоговая система Российской империи формировалась из уплаты населением прямых (подать) и косвенных (акцизные сборы) налогов, а также исполнения повинностей (земских). Уплата налогов и исполнение повинностей осуществлялось по категориям населения и сословиям. В Российской империи население состояло из природных обывателей, инородцев и иностранцев. Более подробно рассмотрим систему налогообложения инородцев [1].
Основным законодательным
актом, закрепившим систему налогов
инородцев, являлся Устав об управлении инородцев 1822 года, в котором
говорится о том, что инородцы облагались
тремя видами сборов: казенной податью,
земскими повинностями и внутренними
повинностями на содержание степного
управления. Их исполнение осуществлялось
в зависимости от того, оседлыми, кочевыми
или бродячими они являлись.
Оседлые инородцы «по образу жизни и степени
гражданского образования» приравнивались
к сословию государственных крестьян.
На них распространялись общая система
податей и повинностей.
Кочевые инородцы
облагались податями и земскими повинностями,
бродячие только податями. Никакой иной
общий государственный налог на них не
распространялся, если об этом не было
специального положения.
Под казенными податями, взимаемыми с
населения Российской империи, понимались
окладные сборы, взимаемые в государственную казну.
К окладным сборам относились государственная
окладная подать (подушная и оброчная
подать) и другие подати (подымная, поземельная
и т. д.). В соответствии с Уставом о податях
в редакциях 1832, 1833, 1842, 1857 годов инородцы
подразделялись на подлежащих общему
окладу податей, свободных от податей
и подлежащих особенному сбору. К подлежащим
общему окладу податей относились инородцы,
участвовавшие в ревизии и причисленные
к тому или иному городскому или сельскому
сословию.
Перечень свободных от подушной подати в Уставе о податях приводился исчерпывающий. К таковым относились нежинские греки, башкирцы, ставропольские и аюкинские калмыки, калмыки, кочевавшие в Астраханской губернии и Кавказской области, киргизы, каракалпаки, алеуты и другие островитяне, принадлежащие ведомству Российско-Американской компании и другие инородцы.
Особенному окладу подлежали кочевые и бродячие инородцы (самоеды и вогулы Астраханской и Пермской губерний, сибирские инородцы). Вместо подушной и оброчной подати они уплачивали в государственную казну ясак. Этим видом налога они облагались с 1763 года. К моменту издания Устава об управлении инородцами 1822 года ясак практически не уплачивался в государственную казну в связи с тем, что цена, первоначально установленная государством за звериные шкуры, была значительно ниже их рыночной стоимости на тот момент, соответственно сдача шкур государству потеряла свою рентабельность. Для восстановления уплаты ясака в 1827 году были созданы и направлены в Западную и Восточную Сибирь комиссии. Руководство работой комиссий осуществлялось Главным сибирским управлением. По итогам работы комиссий уплата ясака в Сибири была восстановлена. Для упрочнения сбора этого налога в 1842 году Министром юстиций князем П. М. Волконским было подано ходатайство о внесении изменения в пункт 3 статьи 896 Устава о податях в редакции 1842 года. Изменение должно было ужесточить условия ведения торговли с инородцами, не уплатившими в казну ясак. Предполагалось, что им будет запрещено иметь какие-либо дела с частными торговцами до уплаты ясака. Такое же ограничение ложилось и на частных торговцев. Они не должны были осуществлять покупку и мену пушного товара до внесения инородцами налога. Однако данная мера в Сибири была допущена только в виде эксперимента и не нашла поддержки на всей территории Российской империи. В итоге норма, содержавшаяся в 896 статье Устава о податях, сохранила свою формулировку в последующих редакциях Устава.
Однако в Уставе о податях 1842 года и всех последующих редакциях была внесена норма, которая ужесточила установление цен на пушной товар. Государственным комиссионерам запрещалось назначать цены, отличавшиеся об общеустановленной на ярмарке стоимости пушнины.
Помимо уплаты ясака на сибирских инородцев до 1832 года возлагалась обязанность ежегодного внесение платы на содержание полковых подъемных лошадей и присутственных мест (44 копеечная подушная подать). Уплата данной подати осуществлялось в общей массе с ясаком в Государственное казначейство.
Впервые правила исполнения земских повинностей инородцев были закреплены в Положении о земских повинностях в Сибирских губерниях, принятом в 1822 году. В соответствии с этим положением земские повинности подразделялись на личные и денежные. Личные повинности исполнялись «личной работой по очередям и нарядам». К ним относились содержание мостов и перевозок, провожание рекрутских партий и перевозок, а также содержание подвод для земских сообщений. Личные повинности могли быть в полной мере или ее части заменены денежным сбором. Например, исполнение такой повинности как содержание подвод для земских сообщений могло быть в полной мере заменено денежным сбором, а содержание дорог и препровождение ссыльных могло быть заменено только в ее части повинности, остальная часть заменялась устройством дорожных и этапных команд.
Денежные повинности
исполнялись посредством
В 1832 года данное положение было включено в Устав о земских повинностях в виде Особенных правил о земских повинностях в Сибири. В соответствии с Уставом, под земскими повинностями понималось «исправление обывателями губерний некоторых определенных потребностей местного управления». Земскими повинностями облагались в том, случае, когда из государственного бюджета на устройство и содержание местного управления не выделялось средств.
По общему правилу, земские повинности собирались на устройство и содержание гражданского или военного управления. В некоторых губерниях действовали особенные правила об исправлении земских повинностей (западные и сибирские губернии).
Система повинностей,
предусмотренная Положением о земских
повинностях в Сибирских
Уставом об управлении
инородцев 1822 также вводился также
новый вид сборов – внутренние
повинности на содержание степного управления.
Денежные средства, полученные от сбора повинности, шли на содержание
инороднического управления, строительство
и ремонт общественных зданий, их отопление
и освещение, на жалование письмоводителям
и содержание школ.
В 20-50-х годах XIX века из общей системы налогообложения
населения Российской империи выделялась
рядом особенностей система налогов и
сборов инородцев. Кочевые инородцы облагались
казенными податями, включавшими в себя
особый вид налога – ясак, а также 44 копеечную
подушную подать, взимавшуюся с инородцев
до 1832 года. Также кочевые инородцы исполняли
земские повинности, отличавшиеся от налагаемых
на население Российской империи. Кроме
того, появился новый вид сборов, который
уплачивался только инородцами, – внутренние
повинности на содержание степного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений.
Сложный механизм налогообложения так или иначе должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он не так уж плохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения.
На протяжении второй половины XVIII—начала XIX в. продолжалось совершенствование налоговой системы.
При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследств, горная подать, гербовый сбор, питейный сбор.
Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, попудный сбор с меди.
Существенному
пересмотру подвергалась система земских
денежных и натуральных повинностей.
Была реформирована система
В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков.
Важнейшими
источниками государственной
Информация о работе Налоговая система в России в начале 19 века