Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:58, курсовая работа
В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплательщиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное представление о назначении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и научно-техническое развитие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элементов предпринимательского климата.
Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и
административных санкций за нарушения налогового законодательства. Привлечение к ответственности преследует исключительно фискальные цели и не учитывает требований обоснованности, виновности и справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком в случае неправомерных действий государственных органов и должностных лиц практически отсутствует и существует лишь в декларативном состоянии.
С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины. Приведенные основные характеристики свидетельствуют о том, что, несмотря на динамичное развитие в течение последних пяти лет, уровень налоговой системы России по сравнению с налоговыми системами развитых стран остается невысоким. Все это говорит о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы Российской Федерации.
Итак, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам. Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.
Глава 2. Местные налоги и сборы, как основной источник
в формировании доходов местных бюджетов
2.1 Общая характеристика и классификация
местных налогов и сборов
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в доход местных бюджетов, и (или) устанавливаемые местными органами власти в порядке и на условиях, определенных законодательными актами, и взимаемые на подведомственной им территории.
Местные налоги и сборы взимаются на всей территории Российской Федерации.
Местные налоги и сборы гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.
Виды местных налогов и сборов определены Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» и Налоговым кодексом РФ с последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов и сборов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот. Кроме того, местным органам власти предоставлено право, вводить дополнительные местные налоги и сборы в пределах установленных Федеральным Законом.
Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ. Вновь созданная, либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик-организация обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее 10 дней после её государственной регистрации. Налогоплательщик-организация, которая в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта об её создании либо реорганизации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Юридическое лицо может иметь обособленное подразделение (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Органам местного самоуправления предоставлено право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счёт, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счёта, расчёты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).
Если из общего объёма налогооблагаемой базы невозможно определить её размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утверждённой органом местного самоуправления.
Исходя из расчёта доля начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты.
Характерными особенностями системы налогообложения являются:
- множественность налоговых платежей;
- преобладание в местном
налогообложении прямых
- отсутствие ограничений при обложении местными налогами;
- отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы Российской Федерации;
- плательщиками местных налогов
и сборов выступают
- не высокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
В 1991 году в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1991 году Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было установлено право местных органов власти на введение двадцати одного вида местных налогов. В 1993 году в связи с принятием Закона Российской Федерации от 22.12.92 г. №4178-1 «О внесении
изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло двадцати трех. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось пять: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.
Из ранее установленных законов сохранены четыре: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Местный налог на наследование или дарение заменяет ранее действовавший региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Изменения в классификации местных налогов и сборов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изменение в классификации местных налогов и сборов
01.01.2001г. |
01.01.2004г. |
1. налог на имущество физических лиц |
1. налог на имущество физических лиц |
2. земельный налог |
2. земельный налог |
3. регистрационный сбор с |
3. регистрационный сбор с физичес -ких лиц, занимающихся предприни- мательской деятельностью |
4. налог на строительство |
4. Налог на рекламу |
5. курортный сбор |
|
6. целевые сборы с граждан и предпри- ятий, учреждений, организаций независимо от их организационно – правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели | |
7. налог на рекламу | |
8. налог на перепродажу | |
9. сбор с владельцев собак | |
10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями | |
11. сбор за выдачу ордера на квартиру |
|
12. сбор за право торговли |
Продолжение таблицы 1
01.01.2001г. |
01.01.2004г. |
13.сбор за выигрыш на бегах |
|
14. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей |
|
15. сбор за парковку |
|
16. сбор за право использования местной символики |
|
17. сбор за участие в бегах на ипподромах | |
18. сбор с лиц, участвующих в
игре на тотализаторе на | |
19.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами | |
20. сбор за право проведения кино- и телесъемок | |
21. сбор за уборку территорий населенных пунктов | |
22. сбор за открытие игрового бизнеса | |
23. налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-кул |
По состоянию на 01 января 2004 года на территории Николаевского района из местных налогов и сборов в бюджет района взимаются лишь: земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью.
2.2 Порядок исчисления и уплаты налогов
в местный бюджет
Земельный налог. Земельный налог установлен ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также Законом РФ от
11 октября 1991г. №1738-1 «О плате за землю» (с изменениями 14 февраля, 16 38 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г.)
Использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, предназначенные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях предусмотренных Земельным кодексом, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Целью ведения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.
Объектами обложения
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений.
Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. Площадь земли, которая находится в совместном пользовании этих лиц и граждан, распределяется между ними для исчисления налогов пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном владении.
За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется по каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими земельными участками или соглашением сторон.
Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации и ее значение