Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:58, курсовая работа
В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплательщиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное представление о назначении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и научно-техническое развитие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элементов предпринимательского климата.
Налог на землю составляет наибольшую часть поступлений по местным налогам и сборам в бюджет района.
К уровню прошлого года доля налога на землю увеличилась на 1201,0 тыс.руб., а доля налога на имущество физических лиц уменьшилась на 11%.
Всего же по местным налогам и сборам в бюджет Николаевского района поступило в 2003 году 4112,0 тыс.руб., что на 35% больше по сравнению с 2002 годом (Таблица 4).
Поступления по местным налогам
и сборам
в бюджет Николаевского района (тыс.руб.)
Наименование налогов |
2002 год |
2003 год |
2003 год в % к 2002 году |
Налог на имущество физических лиц |
298 |
265 |
89 |
Налог на землю |
2574 |
3775 |
147 |
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью |
72 |
70 |
97 |
Прочие местные налоги и сборы |
99 |
2 |
2 |
Всего поступило |
3043 |
4112 |
135 |
.
Задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет за 2003 год выполнено на 113,8% (Таблица 5).
Таблица 5
Мобилизация налогов и сборов в федеральный бюджет (тыс.руб.)
Наименование налогов |
2003 год |
Выполнено за 2002 год |
2003 год в % к 2002 г. | ||
Задание |
Выполнение |
% | |||
Налог на прибыль |
865,5 |
1276,9 |
147,8 |
1924 |
66 |
НДС |
17030,2 |
12053 |
71 |
21440 |
56 |
Акцизы |
2800 |
36,5 |
1,3 |
- |
- |
НДПИ |
20180,2 |
33869 |
167 |
31828,2 |
106 |
Прочие налоги |
1642,1 |
1178,3 |
71 |
2787,8 |
42 |
Итого |
42518 |
48413,7 |
113,8 |
57980 |
83,5 |
К уровню прошлого года сбор налогов в федеральный бюджет снижен на 9,5 млн.руб. или на 16,5%. Основной причиной снижения сбора налогов по
служила передача ОГУП «Ульяновскптицепром» в МРИ МНС по крупнейшим
налогоплательщикам Ульяновской области. В 2002 году от них во все виды бюджетов поступило 8,4 млн.руб. в том числе в федеральный бюджет 7 млн.руб.
За 2003 год не выполнено доведенное задание по НДС и прочим налогам.
За 2003 год НДС начислено 13909 тыс.руб., а поступило 12053 тыс.руб., то есть меньше начисленной суммы на 1856 тыс.руб., или 87% от начисленной суммы. За 2003 год увеличили недоимку по НДС: сельскохозяйственные предприятия - 2095 тыс.руб., Николаевское МПЖКХ - 358 тыс.руб., Николаевское райпо - 71 тыс.руб., ГП «Николаевскавтотранс» - 63 тыс.руб.
Не выполнено задание по прочим налогам на сумму 463,8 тыс.руб.. Задолженность по единому налогу на вмененный доход составляет 360 тыс.руб. в том числе: Николаевское райпо – 208 тыс.руб., МУП «Агросервис» - 17 тыс.руб., ООО фирма «Восток» - 26 тыс.руб., ОГУМ «Агрофирма Заря» - 51 тыс.руб. Задолженность по налогу на ГСМ составляет 108 тыс.руб. в том числе за СПК – 82 тыс.руб.
Недоимка перед бюджетом на 01.01.2004 год составила 38,9 млн.руб., выросла к уровню прошлого года на 10 млн.руб., или на 35% (Таблица 6).
Таблица 6
Недоимка перед бюджетом (тыс.руб.)
Наименование налогов |
Недоимка на 01.01.2003 год |
Недоимка на 01.01.2004 год |
Рост недоимки + ,снижение - | |
+, - |
% | |||
Всего: в том числе |
28840 |
38917 |
+10077 |
35 |
НДС |
12326 |
14103 |
+1777 |
14 |
Налог на прибыль |
512 |
607 |
+95 |
19 |
Природные ресурсы |
668 |
842 |
+174 |
26 |
Налог на землю |
5746 |
10550 |
+4804 |
84 |
Транспортный налог |
- |
1975 |
+1975 |
- |
Налог с продаж |
1864 |
2669 |
+805 |
43 |
ЕНВД |
8 |
367 |
+359 |
4487 |
Прочие налоги и сборы |
7716 |
7804 |
+88 |
1 |
Рост недоимки произошел почти по всем видам налогов: по НДС – 1,8 млн.руб.; по природным ресурсам – 0,2 млн.руб.; по земельному налогу – 4,8 млн.руб.; по транспортному налогу – 2,0 млн.руб.; по налогу с продаж – 0,8 млн.руб.; по ЕНВД – 0,3 млн.руб.;
Рост недоимки произошел за счет таких налогоплательщиков, как : сельскохозяйственные предприятия – 9,5 млн.руб.; Николаевское райпо – 0,5 млн.руб.; физические лица ( транспортный налог, имущество) – 2,5 млн.руб.; все ЖКХ и их производные – 0,7 млн.руб.; все Агротехснабы и их производные – 0,6 млн.руб.; Славкинский ДОЗ – 0,1 млн.руб.;
Ко всем недоимщикам принимаются меры принудительного взыскания. Николаевское МПЖКХ, Николаевский МП Агротехснаб и Славкинский ДОЗ являются банкротами. По решению Арбитражного суда там введено внешнее управление, однако и это не мешает этим налогоплательщикам увеличивать
имеющую задолженность. В этом году вынесено еще два решения о признании должников банкротами и вынесено три решения о ликвидации предприятий. Мировому судье предъявлено 67 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании с физических лиц налога на землю 14 тыс.руб.. Все заявления удовлетворены. Оплачено 3,3 тыс.руб. Оставшаяся сумма передана в ПССП на принудительное взыскание, из них 3 материала возвращено с актом о невозможности взыскания на сумму 1 тыс.руб.
Предъявлено 115 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании транспортного налога с физических лиц на сумму 170 тыс.руб.. Вынесено 25 судебных приказов на сумму 13 тыс.руб., судебные приказы вступили в законную силу.
В ПССП направлено 11 постановлений о возвращении взыскания на имущество налогоплательщиков в соответствии со статьей 47 НК РФ на сумму 12896 тыс.руб., возвращено 7 постановлений с актом о невозможности взыскания на сумму 11279 тыс.руб., 3 постановления находятся на исполнении в ПССП на сумму 1518 тыс.руб..
Вынесено 24 постановления на частный арест имущества в соответствии со статьей 77 НК РФ на сумму 7571 тыс.руб., поступило 119 тыс.руб..
Из выше сказанного можно сделать вывод, что без достаточного сбора налогов, бюджет района лишен возможности в определении «правил игры», главным образом в регулировании рыночных, товарно-денежных отношений. В этом случае холодные школы, детские сады, ФАПы, не выплаченная заработная плата являются достойным примером для руководителей, чьи предприятия находятся в списке недоимщиков. Это далеко не полный перечень социальных последствий неуплаты налогов в бюджет. Поэтому исходной базой для формирования доходов бюджетов различных уровней, является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными, местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и активировать их роль в проведении государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально-экономического развития на длительную перспективу. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, и о создании системы доходов каждого уровня власти.
Из местных бюджетов осуществляются расходы по оплате труда муниципальных служащих. Для осуществления указанных функций необходимы регулярные и достаточные финансовые источники, к которым, прежде всего, относятся налоги и сборы. С этой целью в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрен перечень местных налогов и сборов. Но, несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.
Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Государственной налоговой службы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ, примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Министерством финансов, МНС и Комиссией по бюджету, которые к тому же местными органами власти игнорируются. В связи с чем, положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов.
От части, поэтому из данного анализа видно, что налогообложение по
Николаевскому району является неэффективным. Эффективность налогообложения в районе должна определяться, как качеством действующего законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органов налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.
Неграмотность сотрудников приводит к грубейшим ошибкам, в следствии чего положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеет массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.
Так как местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти, то просто необходим пересмотр действующего налогового законодательства.
Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству РФ следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающие перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства – существенное усиление налогового стимулирования капитальных вложений и инновационной деятельности.
Заключение
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требует проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получат в свое распоряжение местные власти.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством, как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
Для того, чтобы указанные функции выполнялись необходимы регулярные и достаточные финансовые источники, к которым прежде всего относятся налоги и сборы. Но несмотря на то, что местным налогам отведено место в Налоговом кодексе РФ, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана от части, поэтому с каждым годом все увеличивается недоимка в бюджет. Работа налоговых служб по взиманию налогов изменилась не в лучшую сторону, отсюда и холодные школы, детские сады, не своевременно выплаченная заработная плата служащим. До сих пор не решена проблема по газификации района.
Нужно принимать какие-то меры в области налоговой политики для стабилизации экономики Николаевского района. На мой взгляд одной из таких мер, которая бы способствовала развитию экономики, является отмена по возможности всех налоговых льгот, т.е. расширение налоговой базы за счет ликвидации льгот и одновременно сокращения ставок обложения. Все, что связано сегодня с предоставлением налоговых льгот вопрос болезненный. И не только потому, что эти льготы не носят систематизированного характера. Очень они носят по существу индивидуальный характер, что ставит налогоплательщиков в условия неравного, жестокого обложения. Сегодня никто не ведет контроля, а каковы же потери от этих льгот. Благодаря уменьшению льгот можно было бы реально снижать налоговое бремя и понижать налоговые ставки. Но тем, кто сегодня у нас находится в особых привилегированных условиях, такой вариант представляется нежелательным.
Необходимо обратить внимание на проблемы связанные с материальным обеспечением деятельности налоговых инспекций, а также их сотрудников.
Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации и ее значение