Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:58, курсовая работа
В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплательщиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное представление о назначении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и научно-техническое развитие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элементов предпринимательского климата.
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти. Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой, и используются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству;
- ведению земельного кадастра, мониторинга;
- охране земель и повышению их плодородия;
- освоению новых земель;
Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством России.
При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога.
Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.
С 01 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 147-ФЗ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (единый сельскохозяйственный налог). Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога добровольный.
Выбрав такой режим налогообложения, организация сможет не платить налог на прибыль, налог на имущество, НДС и ЕСН. Для предпринимателей единый налог заменяет налог на доходы и налог на имущество физических лиц, ЕСН и НДС. Ставка налога установлена 6%. Для сельхозпредприятий, не перешедших на единый налог, устанавливаются особые ставки налога на прибыль. В Николаевском районе по состоянию на 01 марта 2004 года ни одно сельхозпредприятие еще не перешло на единый сельскохозяйственный налог.
Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц установлен ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г.).
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, являющегося объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового законодательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа пользования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Стоимость имущества |
Ставка налога |
До 300 тыс. рублей |
До 0,1 процента |
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей |
От 0,1 до 0,3 процента |
Свыше 500 тыс. рублей |
От 0,3 до 2,0 процента |
Следует отметить, что ранее действовавший п.2 ст.3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в части взимания налога на транспортные средства физическими лицами прекратил свое существование с 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№110-ФЗ.
Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимающие штатные должности в воинских частях, штатах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан», подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- военнослужащие, а также граждане,
уволенные с военной службы
по достижении предельного
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе поражений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печать этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- гражданами, уволенными с военной
службы или призывающимися на
военные сборы, выполнявшими
- родителями и супругами
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилой пощади, используемой для организаций открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;
Местные органы власти имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных категорий плательщиков.
Вместе с тем, городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские органы власти могут предоставлять льготы по налогам только отдельным плательщикам. Исчисление налогов производится налоговыми органами (Приложение 2).
До начала исчисления налогов на имущество граждан налоговые органы обязаны обеспечить получение и полноту сведений, необходимых для учета плательщиков и исчисления налогов.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
Пример:
Гражданину Смирнову Федору Павловичу 04 мая 2003 года было вручено платежное извещение для уплаты налога на жилой дом с инвентаризационной оценкой в 250000 рублей. Если имеется еще один владелец инвалид II группы. Необходимо исчислить сумму налога и указать сроки уплаты.
250000 руб. / 2 = 125000 руб.
Так как второй владелец инвалид II группы, то он освобождается от уплаты налога.
125000 руб. х 0,1% = 125 руб.- исчисленная сумма налога
125 руб. / 2 = 62,50 руб.
Значит, Смирнову Ф. П. необходимо заплатить налог в два срока не позднее 15 сентября – 62,50 руб. и 15 ноября – 62,50 руб.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
За перечисленное выше имущество, не имеющего собственника, собственник которого не известен или учитываемое налоговыми органами как бесхозное, налог не взимается.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также другие соответствующие органы, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянии на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговыми органами бесплатно.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случаях уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течении календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлении налогоплательщика.
Информация о работе Налоговая система в Российской Федерации и ее значение