Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений. Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей. Финансовая деятельность государства по получению налогов будет действенной только в том случае, если в стране существует оптимальный механизм налогового администрирования.
Следует отметить,
что налоговое
Однако на данный момент в нашей стране не существует нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно налоговое администрирование, при этом в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию. Все это приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, "бегству" капитала и т.д.
Исследование
теоретических и практических аспектов
администрирования налогов
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.
В настоящее время возникает потребность в разработке целостной концепции методологического обеспечения налогового администрирования, т.е. разработке научных основ ее построения, выработки комплекса аналитических процедур, необходимых для выявления позитивных и негативных сторон в развитии этой сложной экономической категории. С практической точки зрения такой подход предопределяет поиск и разработку новых форм и методов налогового администрирования, базирующихся на более высоком качественном содержании всех его элементов, что будет способствовать решению всего комплекса социально-экономических задач, стоящих перед российской экономикой, в том числе обоснования наиболее эффективных направлений преодоления кризисных явлений и посткризисного развития.
Степень научной разработанности проблемы. В основе методологических подходов к исследованию проблем налогового администрирования использованы теоретические положения Д.М.Кейнса, У.Пети, Д.Рикардо, А.Смита и других ученых. Большое значение для исследуемой проблемы имеют теории налогообложения, которые развивали в своих трудах Ж.Боден, Т.Гоббс, Дж.Локк, физиократические теории о справедливости налогообложения, о переложении налогов Ф.Кэнэ, О.Мирабо, А.Тюрго, рассмотрение проблем налоговой системы и налогового администрирования в работах Г.Доффа, В.Колмана, Л.Форреста и др.
Анализ эффективности налогового администрирования в России получил отражение в работах О.Б.Буздалиной, С.Ю.Глазьева, А.З.Дадашева, В.М. Зарипова, В.А.Кашина, В.А.Красницкого, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, А.Б. Паскачева, И.А.Перонко, С.Ф.Сутырина, Т.Ф.Юткиной и других. Ими исследуются отдельные проблемы налогового администрирования, пути улучшения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.
В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования, где оно представлено в контексте «управления», «организации, управления, процесса», «деятельность и управление», «система мероприятий и управление», «управления системой организации отношений», «категория собирательная, условная», «инструмент регулирования». Такое разнообразие подходов не создает предпосылки для развития методологических основ налогового администрирования.
Все это свидетельствует о том, что содержание и механизм налогового администрирования требуют дальнейшего научного исследования. Новые задачи перед налоговым администрированием ставит и возникновение кризисных периодов в развитии экономики. Их решение связано, прежде всего, с обеспечением стабильных поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней, поскольку от этого зависит реализация не только текущих, но и перспективных задач экономического роста. Именно поэтому совершенствование налогового администрирования как среды налоговых взаимосвязей, придание ему новых стимулирующих и организационных функций выступает важной государственной задачей.
Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.
Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения, проявляющиеся в форме налогового администрирования в процессе реализации налоговой политики государства.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили нормативно – законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати.
Методологическую основу исследования составили методы системного, структурного, логического, сравнительного, факторного анализа и синтеза, методы наблюдения и др.
Информационную базу исследования составили отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы Российской Федерации, информационные ресурсы сети Internet, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
1 Теоретические аспекты налогового администрирования
На протяжении ряда лет в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения в области налоговой реформы, указывается на недостаточно эффективное реформирование налогового администрирования. Недостатки налогового администрирования приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных налоговых органов. Налоговое администрирование в связи с этим выступает одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности и эффективности налоговой системы.
Несмотря на
возросший интерес к вопросам
налоговой деятельности государства
в научной экономической
В российской теории
и практике имеют место два
подхода к определению
Представители
первого подхода рассматривают
налоговое администрирование
Так, по мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платеже [3, с.13].
Аналогичной позиции
придерживается Л.И. Гончаренко. Она
рассматривает налоговое
Более широкое определение налогового администрирования дают Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению налоговое администрирование ̶ это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования [30, с.17].
В рамках второго
подхода налоговое
Следует отметить, что второй, менее детальный подход не вполне удачен методологически, поскольку понятие налогового администрирования, данное в его рамках, сходно с термином "налоговый контроль», определение которого приводится в статье 82 Налогового Кодекса РФ.
Таким образом, одни исследователи дают максимально детализированную дефиницию, тогда как другие придают налоговому администрированию более широкий смысл.
Не определено
содержание понятия «налоговое администрирование»
и в законодательстве РФ, в том
числе и по отношению к крупнейшим
налогоплательщикам. Так, в Приказе
МНС России от 16.04.04 № САЭ-3-30/290@ «Об
организации работы по налоговому администрированию
крупнейших налогоплательщиков и утверждении
Критериев отнесения российских организаций
- юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам,
подлежащим налоговому администрированию
на федеральном и региональном уровнях»
понятия «налоговое администрирование»
и «налоговый контроль» используются
как синонимы.
В Приказе ФНС России от 24.11.04 № САЭ-3-15/135@
«Об утверждении положений о структурных
подразделениях центрального аппарата
Федеральной налоговой службы» термин
«налоговое администрирование» противопоставляется
понятию «налоговый контроль», что явно
видно из приводимой ниже цитаты из этого
документа - «методологическое обеспечение
налогового контроля и налогового администрирования
крупнейших налогоплательщиков». Правительство
РФ в Постановлении от 27.04.05 № 133-СФ «О предложениях
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по формированию
концепции федерального бюджета на 2006
год» использует понятие «налоговое администрирование»
в качестве термина, обозначающего всю
систему налогообложения России.
Из анализа статей Налогового Кодекса РФ можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование включает: учет субъектов и объектов налоговых правоотношений (ст. ст. 83-86 НК РФ); процедуры по исчислению и уплате налогов (гл. гл. 7-12 НК РФ); контрольные процедуры (гл. гл. 13, 14, НК РФ); меры применения ответственности за совершенные налоговые правонарушения (гл. гл. 15-18 НК РФ).
Налоговое администрирование, как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений (Рис. 1.1) [45, c.71].
Учитывая рассмотренные подходы к понятию налогового администрирования, отметим, что оно уже общего понятия управления налоговой системы, но вместе с тем шире определения налогового контроля.
Рисунок 1.1 Содержание понятия налогового администрирования
Использование в налоговой и судебной практике не зафиксированного в законодательстве термина не желательно. Закрепление в теории и практике понятия налогового администрирования облегчило бы понимание налоговых отношений. Мы предлагаем в связи с этим во избежание подмены понятий определять явление налогового администрирования через его специфические признаки.
К признакам налогового администрирования как деятельности уполномоченных органов могут быть отнесены: целевой характер деятельности уполномоченных органов, проявляющийся в обеспечении достижения целей, определенных государственной налоговой политикой и установленных законодательством о налогах и сборах; регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм; подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона; регулярный характер деятельности; вторичный характер по отношению к законодательной деятельности; наличие административно-властных полномочий у уполномоченных органов; осуществление контроля за деятельностью администрируемых лиц.
Налоговое администрирование
базируется на общих принципах функционирован