Налоговое администрирование: основные элементы, проблемы и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений. Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

2) исправлена  ошибка, когда к обособленному  подразделению применяли понятия, применимые только к организации в целом («реорганизация»);

3) в ст. 6 НК  РФ введено условие, при котором  нормативный акт признается не  соответствующим НК РФ, если он вводит для участников налоговых правоотношений какие-либо обязанности, не соответствующие НК РФ;

4) понятийный  аппарат ст. 11 НК РФ распространен  на все нормативные акты, регламентирующие  налоги и сборы;

5) введены новые  понятия, которые раньше не  находили отражения в рамках НК РФ, например «учетная политика для целей налогообложения», «лицевые счета», «счета Федерального казначейства».[31]

 

2 Анализ эффективности налогового администрирования в РФ

 
2.1 Оценка организационной структуры налоговых органов в РФ

 

Налоговые  органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Эта система состоит из федерального органа исполнительной власти (ФНС  России), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.             Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы при осуществлении налогового администрирования руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Кроме того, они руководствуются нормативными правовыми актами Минфина России, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Федеральная налоговая  служба и территориальные налоговые  органы осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Но в то же время ФНС России при реализации своих функций выступает как самостоятельная система. [6, с.60]

Структура ФНС  России и ее территориальных налоговых  органов установлена постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 « Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и утверждена приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 104н « Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (Рисунок 2.1)

 



 




 


 

 

 

 

Рисунок 2.1 –  Система органов ФНС России и  ее территориальных налоговых органов

 

Состав Федеральной  налоговой службы следующий: центральный  аппарат ФНС России; 82 региональных управления ( УФНС России по субъектам Российской Федерации), 8 межрегиональных инспекций федерального уровня, 1186 территориальных инспекций ( ИФНС России по районам, городам, городам без районного деления и инспекций межрайонного уровня).

В состав территориальных  налоговых органов входят: управления Службы (УФНС России) по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции службы (МИ ФНС России), инспекции службы (ИФНС России) по районам, городам, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

В состав управления по субъектам Российской Федерации входят: управления ФНС России по республикам, управления ФНС России по краям (областям), управления ФНС России по административным (национальным ) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москве и УФНС России по Санкт-Петербургу. Управление является вышестоящим территориальным налоговым органом в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На примере  УФНС России по РМ рассмотрим деятельность организационной структуры налоговых  органов,  построенной на основе функционального принципа. В соответствии с данным принципом структура Управления выглядит следующим образом (Рисунок 2.2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 − Организационная структура Управления ФНС России

по Республике Мордовия

 

Как видно из рисунка 2.2  всего в Управлении работает 164 человека. Наибольшее количество инспекторов и специалистов приходится на отдел контрольной работы, отдел  учета налоговых поступлений  и отчетности, отдел обработки  данных и информатизации, отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, в которых штатная численность соответственно составляет 10, 10, 12, 15 человек, что объясняется большим объемом работы данных отделов.

В результате реорганизации  налоговых органов в Управлении созданы новые отделы: отдел работы с налогоплательщиками, отдел финансового и общего обеспечения, отдел ввода и обработки данных, юридический отдел, отдел информационных технологий. С 2005 года введен отдел налогового аудита, призванный обеспечить контроль за актами, составляемыми по итогам налоговых проверок, что позволило сократить количество судебных разбирательств  с налогоплательщиками.

Подобное разделение позволило более эффективно обеспечивать контроль за каждой группой уплачиваемых налогов. Отдел внутренней безопасности и защиты информатизации преобразован в: отдел собственной безопасности и отдел информационной безопасности.

Как видно из приведенного рисунка 2.2, Управление ФНС  по Республике Мордовия возглавляет  руководитель, у него в подчинении находятся три заместителя, за каждым и которых закреплены отделы, к тому же он и сам курирует семь отделов, с общей штатной численностью работников в них 51 человек.

Как видим, у  заместителей находятся в подчинении различные по своему содержанию, направленности отделы, что порождает трудности в организации рабочего процесса.

Проанализируем  распределение отделов между  руководством инспекции.

Отделы, которые  курирует первый заместитель, схожи  по направленности деятельности. Не вписывается  только хозяйственный отдел, который в отличи от остальных отделов, обеспечивающих контрольные мероприятия, относится к отделам, обеспечивающим вопросы общей деятельности Управления.

В подчинении второго  и третьего заместителей руководителя находятся отделы, работающие по разным направлениям и выполняющие соответствующие их содержанию функции, что приводит к усложнению контроля за их деятельностью со стороны курирующих их заместителей.

Как показывает анализ, распределение сотрудников  Управления тоже недостаточно эффективное. Наибольшее количество работников находится в подчинении у руководителя – 51 человек, или 31% от общей численности, что в среднем в 1,35 раз больше, чем у каждого из заместителей. В подчинении заместителей руководителя соответственно находятся 36, 46, 31 человек, что свидетельствует о различной нагрузке на каждого из них.

Таким образом, разброс отделов между руководством УФНС по Республике Мордовия очень  высок: у руководителя и у заместителей в непосредственном подчинении находятся  отделы, обеспечивающие как общую работу инспекции, так и работающие по конкретным налогам. На наш взгляд, необходимо усовершенствование перераспределения отделов, с целью достижения наиболее оптимального их соотношения между руководством Управления. При этом следует учитывать также и количественное соотношение работников, находящихся под руководством каждого из управленцев.

В целях создания эффективных условий для действенного использования современных информационных технологий, упорядочения работы внутри налогового органа, рационального использования трудового потенциала, необходимо совершенствование действующей структуры управления УФНС России по РМ, в основе которой должен быть заложен матричный принцип.

Может быть предложена следующая организационная структура  последнего, представленная в таблице 2.1.

Данная модель организационной структуры построения УФНС России по РМ позволит существенно  повысить эффективность работы налогового органа за счет более рационального  распределения отделов между  руководством Управления.

Таблица 2.1 − Предлагаемая модель организационной структуры Управления ФНС России по Республике Мордовия

 

Наименование  отделов 

Количество

Работников

Руководитель 

Хозяйственный отдел

Общий отдел

Финансовый  отдел

Отдел кадров

Отдел налогового аудита

Юридический отдел

Отдел собственной безопасности

Отдел информационной безопасности

8

7

6

7

5

6

6

5

1 заместитель  руководителя

Отдел налогообложения  физических лиц

Отдел контрольной  работы

Отдел оперативного контроля и применения ККТ

Отдел контроля налоговых органов

Отдел контроля в сфере

6

10

5

5

7

2 заместитель  руководителя

Отдел регистрации  и учета налогоплательщиков

Отдел анализа  и прогнозирования налоговых  поступлений

Отдел учета  налоговых поступлений и отчетности

Отдел обработки  данных и информатизации

Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ

8

5

 

10

 

12

6

3 заместитель  руководителя

Отдел косвенных  налогов

Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов

Отдел налогообложения  прибыли (дохода)

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения  процедуры банкротств

6

7

 

6

15


В соответствии с предложенной моделью, представленной в таблице 2.1, у руководителя в  подчинении будут находиться 8 отделов  с общей штатной численностью 50 человек. Эти отделы, по выполняемым  функциям, можно подразделить на 2 группы: в первую группу должны войти отделы, занимающиеся вопросами общего регулирования работы Управления – это хозяйственный, общий, финансовый, юридический отдел, отдел кадров и отдел налогового аудита. Вторую группу образуют отделы, обеспечивающие систему информационной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную, налоговую тайну, конфиденциальной и иной информации ограниченного распространения – это отдел собственной безопасности, отдел информационной безопасности.

За первым заместителем будут закреплены отделы, регулирующие контроль в различных сферах деятельности налогового органа: отдел налогообложения физических лиц, отдел контрольной работы, отдел оперативного контроля и применения ККТ, отдел контроля налоговых органов, отдел контроля сфере производства алкогольной и табачной продукции. Особо нужно отметит отдел контроля налоговых органов, который организует и проводит аудиторские проверки работы нижестоящих налоговых органов по соблюдению налогового законодательства. Именно благодаря работе этого отдела обеспечивается применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям, дисциплинарный контроль налоговых органов, на котором находятся МРИ ФНС России №1, МРИ ФНС России №5, ИФНС России по Октябрьскому району.

Второму заместителю в  подчинение предполагаются отделы по работе с налогоплательщиками: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ, а также отделы учета налоговых поступлений и обработки данных: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений, отдел обработки данных и информатизации.

Третий заместитель будет  руководить отделами, контролирующими  поступление  и уплату отдельных  видов налогов: отдел косвенных  налогов, отдел ресурсных, имущественных  и прочих налогов, отдел налогообложения прибыли (дохода). К тому же он курирует отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.

Безусловно, при этом необходимо обеспечивать вертикальные взаимосвязи  в работе всех отделов Управления.

Что касается распределения трудового потенциала, то, первый заместитель будет руководить 33 специалистами и инспекторами, наибольшее же количество работников (41 человек) будут в подчинении у 2 заместителя, у третьего заместителя – 40 человек. Таким образом, предлагается равное распределение трудового потенциала, что позволит более рационально его использовать.

Предложенная организационная  структура позволит повысить положительный  эффект от специализации отделов  и более рационально использовать имеющийся кадровый состав Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.

 

2.2 Оценка  эффективности налогового администрирования в РФ

 

В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования  осуществляется на основе системы следующих  показателей.

1. Правительство России оценивает эффективность работы ФНС России по следующим критериям: 

– собираемость налогов;

– отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;

– доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;

– доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;

– снижение задолженности по налогам;

– увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;

– доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;

Информация о работе Налоговое администрирование: основные элементы, проблемы и направления совершенствования