Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений. Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.
2) исправлена
ошибка, когда к обособленному
подразделению применяли
3) в ст. 6 НК
РФ введено условие, при
4) понятийный аппарат ст. 11 НК РФ распространен на все нормативные акты, регламентирующие налоги и сборы;
5) введены новые понятия, которые раньше не находили отражения в рамках НК РФ, например «учетная политика для целей налогообложения», «лицевые счета», «счета Федерального казначейства».[31]
2 Анализ эффективности налогового администрирования в РФ
2.1 Оценка организационной структуры
налоговых органов в РФ
Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Эта система состоит из федерального органа исполнительной власти (ФНС России), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы при осуществлении налогового администрирования руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Кроме того, они руководствуются нормативными правовыми актами Минфина России, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Но в то же время ФНС России при реализации своих функций выступает как самостоятельная система. [6, с.60]
Структура ФНС России и ее территориальных налоговых органов установлена постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 « Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и утверждена приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 104н « Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (Рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 –
Система органов ФНС России и
ее территориальных налоговых
Состав Федеральной налоговой службы следующий: центральный аппарат ФНС России; 82 региональных управления ( УФНС России по субъектам Российской Федерации), 8 межрегиональных инспекций федерального уровня, 1186 территориальных инспекций ( ИФНС России по районам, городам, городам без районного деления и инспекций межрайонного уровня).
В состав территориальных налоговых органов входят: управления Службы (УФНС России) по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции службы (МИ ФНС России), инспекции службы (ИФНС России) по районам, городам, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.
В состав управления по субъектам Российской Федерации входят: управления ФНС России по республикам, управления ФНС России по краям (областям), управления ФНС России по административным (национальным ) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москве и УФНС России по Санкт-Петербургу. Управление является вышестоящим территориальным налоговым органом в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На примере
УФНС России по РМ рассмотрим деятельность
организационной структуры
Рисунок 2.2 − Организационная структура Управления ФНС России
по Республике Мордовия
Как видно из рисунка 2.2 всего в Управлении работает 164 человека. Наибольшее количество инспекторов и специалистов приходится на отдел контрольной работы, отдел учета налоговых поступлений и отчетности, отдел обработки данных и информатизации, отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, в которых штатная численность соответственно составляет 10, 10, 12, 15 человек, что объясняется большим объемом работы данных отделов.
В результате реорганизации налоговых органов в Управлении созданы новые отделы: отдел работы с налогоплательщиками, отдел финансового и общего обеспечения, отдел ввода и обработки данных, юридический отдел, отдел информационных технологий. С 2005 года введен отдел налогового аудита, призванный обеспечить контроль за актами, составляемыми по итогам налоговых проверок, что позволило сократить количество судебных разбирательств с налогоплательщиками.
Подобное разделение позволило более эффективно обеспечивать контроль за каждой группой уплачиваемых налогов. Отдел внутренней безопасности и защиты информатизации преобразован в: отдел собственной безопасности и отдел информационной безопасности.
Как видно из приведенного рисунка 2.2, Управление ФНС по Республике Мордовия возглавляет руководитель, у него в подчинении находятся три заместителя, за каждым и которых закреплены отделы, к тому же он и сам курирует семь отделов, с общей штатной численностью работников в них 51 человек.
Как видим, у заместителей находятся в подчинении различные по своему содержанию, направленности отделы, что порождает трудности в организации рабочего процесса.
Проанализируем распределение отделов между руководством инспекции.
Отделы, которые курирует первый заместитель, схожи по направленности деятельности. Не вписывается только хозяйственный отдел, который в отличи от остальных отделов, обеспечивающих контрольные мероприятия, относится к отделам, обеспечивающим вопросы общей деятельности Управления.
В подчинении второго и третьего заместителей руководителя находятся отделы, работающие по разным направлениям и выполняющие соответствующие их содержанию функции, что приводит к усложнению контроля за их деятельностью со стороны курирующих их заместителей.
Как показывает анализ, распределение сотрудников Управления тоже недостаточно эффективное. Наибольшее количество работников находится в подчинении у руководителя – 51 человек, или 31% от общей численности, что в среднем в 1,35 раз больше, чем у каждого из заместителей. В подчинении заместителей руководителя соответственно находятся 36, 46, 31 человек, что свидетельствует о различной нагрузке на каждого из них.
Таким образом,
разброс отделов между
В целях создания
эффективных условий для
Может быть предложена
следующая организационная
Данная модель
организационной структуры
Таблица 2.1 − Предлагаемая модель организационной структуры Управления ФНС России по Республике Мордовия
Наименование отделов |
Количество Работников | |
Руководитель |
Хозяйственный отдел Общий отдел Финансовый отдел Отдел кадров Отдел налогового аудита Юридический отдел Отдел собственной безопасности Отдел информационной безопасности |
8 7 6 7 5 6 6 5 |
1 заместитель руководителя |
Отдел налогообложения физических лиц Отдел контрольной работы Отдел оперативного контроля и применения ККТ Отдел контроля налоговых органов Отдел контроля в сфере |
6 10 5 5 7 |
2 заместитель руководителя |
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков Отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений Отдел учета
налоговых поступлений и Отдел обработки данных и информатизации Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ |
8 5
10
12 6 |
3 заместитель руководителя |
Отдел косвенных налогов Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов Отдел налогообложения прибыли (дохода) Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротств |
6 7
6 15 |
В соответствии с предложенной моделью, представленной в таблице 2.1, у руководителя в подчинении будут находиться 8 отделов с общей штатной численностью 50 человек. Эти отделы, по выполняемым функциям, можно подразделить на 2 группы: в первую группу должны войти отделы, занимающиеся вопросами общего регулирования работы Управления – это хозяйственный, общий, финансовый, юридический отдел, отдел кадров и отдел налогового аудита. Вторую группу образуют отделы, обеспечивающие систему информационной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную, налоговую тайну, конфиденциальной и иной информации ограниченного распространения – это отдел собственной безопасности, отдел информационной безопасности.
За первым заместителем будут закреплены отделы, регулирующие контроль в различных сферах деятельности налогового органа: отдел налогообложения физических лиц, отдел контрольной работы, отдел оперативного контроля и применения ККТ, отдел контроля налоговых органов, отдел контроля сфере производства алкогольной и табачной продукции. Особо нужно отметит отдел контроля налоговых органов, который организует и проводит аудиторские проверки работы нижестоящих налоговых органов по соблюдению налогового законодательства. Именно благодаря работе этого отдела обеспечивается применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям, дисциплинарный контроль налоговых органов, на котором находятся МРИ ФНС России №1, МРИ ФНС России №5, ИФНС России по Октябрьскому району.
Второму заместителю в подчинение предполагаются отделы по работе с налогоплательщиками: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ, а также отделы учета налоговых поступлений и обработки данных: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений, отдел обработки данных и информатизации.
Третий заместитель будет руководить отделами, контролирующими поступление и уплату отдельных видов налогов: отдел косвенных налогов, отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов, отдел налогообложения прибыли (дохода). К тому же он курирует отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.
Безусловно, при этом необходимо обеспечивать вертикальные взаимосвязи в работе всех отделов Управления.
Что касается распределения трудового потенциала, то, первый заместитель будет руководить 33 специалистами и инспекторами, наибольшее же количество работников (41 человек) будут в подчинении у 2 заместителя, у третьего заместителя – 40 человек. Таким образом, предлагается равное распределение трудового потенциала, что позволит более рационально его использовать.
Предложенная организационная
структура позволит повысить положительный
эффект от специализации отделов
и более рационально
2.2 Оценка эффективности налогового администрирования в РФ
В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования осуществляется на основе системы следующих показателей.
1. Правительство России оценивает
эффективность работы ФНС России по следующим критериям:
– собираемость налогов;
– отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;
– доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;
– доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;
– снижение задолженности по налогам;
– увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;
– доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;