Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 07:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение налогового планирования в организации и его влияния на финансовые результаты.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового планирования в организации;
- охарактеризовать организационные основы налогового планирования;
- предложить оптимизацию налоговых платежей и ее влияния на финансовые результаты.
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты налогового планирования в организации.....................5
2. Организационные вопросы налогового планирования......................................16
3. Оптимизация налоговых платежей и ее влияние на финансовые результаты..................................................................................................................21
Заключение.................................................................................................................38
Библиографический список......................................................................................40
В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:
1. Классическое налоговое
планирование подразумевает
2. Оптимизационное налоговое
планирование предусматривает
3. Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности [26, c. 49-51].
В экономической литературе
сложилось относительное
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика [13, c. 108].
До регистрации и начала функционирования
организации необходим ответ
на общие вопросы стратегического
характера. Объединение их в группы дает
представление об этапах налогового планирования.
На первом этапе происходит появление
идеи об организации бизнеса, формулирование
цели и задач, а также решение вопроса
о возможном использовании налоговых
льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап характеризуется выбором
наиболее выгодного с налоговой точки
зрения места расположения производств
и конторских помещений предприятия, а
также его филиалов, дочерних компаний
и руководящих органов.
Третий этап налогового планирования
в организации подразумевает выбор организационно-правовой
формы юридического лица и определение
ее соотношения с возникающим при этом
налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему
налоговому планированию, которое должно
органически входить во всю систему управления
хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога [13, c. 265]. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.
Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления
журнала типовых хозяйственных
операций, который служит основой
ведения финансового и
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов [13, c. 108-109; 14, c. 54-55].
Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно – деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов. Так же на наш взгляд, не совсем корректным является утверждение данного автора, что налоговый режим возникает при выборе организационно-правовой формы юридического лица.
Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления [19, c. 24].
Похожую точку зрения высказывает экономист
Ройбу А.В.
Сущность стратегического налогового
планирования заключается в том, что при
решении важнейших условий своего функционирования
организация проводит анализ налоговых
последствий при выборе того или иного
варианта и определяет оптимальный, наиболее
соответствующий реализации поставленных
стратегических целей. На этом этапе происходит
формирование основных элементов учетной
политики организации, определяющих принципы
ведения налогового учета на ряд лет и
оказывающих прямое влияние и на величину
наиболее существенных налоговых платежей
как таковых, и на поток денежных средств
в целом [11, с. 115].
Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам и составление на этой основе планов налоговых платежей.
Второе направление
оперативного налогового планирования
– составление многовариантных
налоговых моделей при
Оперативное налоговое
планирование включает также оценку
последствий направления
Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.
Элементами данного этапа являются:
- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);
- разработка системы
показателей, позволяющих
- корректировка действующей
системы налогового
Сравнение плановых и
фактических показателей
Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования.
Таким образом, существуют разные понятия налогового планирования, каждое из которых по-своему отражает его сущность. Анализируя существующие определения можно сказать, что под налоговым планированием понимается оптимизация налогообложения с использованием предоставляемых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Необходимо отметить, что различные авторы при классифицировании налогового планирования, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют, подразумевая под ними один смысл. Более того, анализ экономической литературы показал, что виды, формы и методы в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятием придается другое содержание.
Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Будет правильным согласиться с российским экономистом Е.Н. Евстигнеевым в том, что этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Поэтому не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели – оптимизации налоговых платежей в организации.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В настоящее время еще достаточно немного предприятий, на которых хорошо организовано налоговое планирование. Существует мнение, что организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие. Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно представить следующим образом. При налоговой нагрузке 10-20% потребность в мероприятиях налогового планирования минимальна. Для исключения налоговых рисков достаточно четко вести бухгалтерский учет и внутренний документооборот, использовать прямые льготы.
Если налоговая нагрузка на предприятии составляет 20-40 %, потребность в налоговом планировании выражается в регулярных мероприятиях. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, ведется специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. Необходимо иметь специально подготовленный персонал, осуществлять контроль и руководство со стороны финансового директора.
При значении показателя налоговой нагрузки 40-60% потребность в налоговом планировании выражается в обязательном использовании мероприятий налогового планирования, которое становится элементом создания и стратегического планирования деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям. Для организации налогового планирования необходимо иметь специально подготовленный персонал и организовать тесное взаимодействие со всеми службами, налоговые консультанты должны проводить обязательный налоговый анализ и экспертизу любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.