Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:46, реферат

Краткое описание

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Сущность налогового планирования
3. Классификация, принципы и пределы налогового планирования
4. Этапы налогового планирования
5. Практика применения налогового планирования и перспективы развития
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Байкальский государственный университет  экономики и права

Кафедра экономики предприятия  и предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

 

 

 

 

Исполнитель                                                     М.А. Васильева

гр. ЭП и ПД-07-1

 

 

Руководитель        И.В Гущина                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Сущность налогового планирования
  3. Классификация, принципы и пределы налогового планирования
  4. Этапы налогового планирования
  5. Практика применения налогового планирования и перспективы развития
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Современная внешняя  среда бизнеса характеризуется  высокой скоростью изменений. В  российской экономике подвижность  среды обуславливается, прежде всего, переходным характером отечественного хозяйства, и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы. В этих условиях при принятии решений следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, налоговое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать адекватные изменениям внешней среды решения.

Из содержания предпринимательской  деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. При этом одним из основных инструментов регулирования их экономического роста являются налоги. Налоговое планирование создает необходимые условия не для рывка или революционного прорыва, а для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

- недостаточно полно  понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях,

- оказываются в более  слабой позиции по сравнению  с другими участниками рыночной  деятельности,

- не обеспечивают должной  системности в своем развитии,

- могут допускать существенные  ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования деятельности фирмы и  деловых отношений создает следующие  важные преимущества для бизнеса:

- прояснение возникающих  проблем,

- возможность анализа  и использования будущих благоприятных  условий,

- подготовка фирмы  к изменениям во внешней среде,

- стимулирование участников  налогового планирования к реализации  своих решений в дальнейшей  работе, создание предпосылок для повышения образовательной работы менеджеров,

- обеспечение более  рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

- повышение финансовой  устойчивости и значимости предприятия.

Процесс налогового планирования для предприятий-налогоплательщиков представляет собой важнейшую процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспективной деятельности предприятия. Оно важно при принятии решений в области его инвестиционной и научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта, и проведения других принципиальных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Налоговое планирование хозяйствующих субъектов (или планирование на микроуровне) является частью финансового  планирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств [1].

Налоговое планирование – совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования посредством разработки и внедрения различных законных схем снижения налоговых обязательств [2].

Налоговое планирование – составная  часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ей оптимальное финансовое состояние [3].

Целью налогового планирования является максимизация прибыли (или точнее достижение ее приемлемого уровня с учетом фактора  риска) посредством оптимизации  налогового портфеля хозяйствующего субъекта [4]. Такая налоговая оптимизация не имеет ничего общего с узкопрактической направленностью на снижение налоговых поступлений. Минимизация налогов сама по себе не всегда отвечает стратегическим целям деятельности предприятия.

Вместе с налоговым планированием выделяют следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

1) Уклонение от уплаты налогов (tax avasion) осуществляется ввиде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредоставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. Как «любви все возрасты покорны», так и утайкой налогов не брезгуют даже монархи, что показывает пример деятельности в Конго короля Бельгии Леопольда 2 [5]. При уклонении предприятие использует способы, запрещенные законодательством.

2) Обход налогов (tax avoidance) – ситуация, в которой предприятие не является налогоплательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегестрацию своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения. Некоторые авторы отмечают, что введение понятия «обход налогов» является лишним. В данном случае действия налогоплательщика направлены также на минимизацию своих налоговых обязательств. При этом данные действия могут, как противоречить, так и не противоречить действующему законодательству. Поэтому указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налогов [1].

3) Стандартный метод (standart method). Предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4) Налоговое планирование (tax planning). В этом случае проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами [5].

В начале становления рыночной системы  хозяйствования российские предприятия  зачастую принимали налоговое планирование как использование несовершенного налогового законодательства для ухода  от налогов. Целью такого планирования являлся поиск противоречий и «белых пятен» в налоговом законодательстве, которые позволяли бы фактически не платить налоги или минимизировать их сумму.

Однако со временем налоговое  законодательство становится более  совершенным, практически ежегодно в Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, изменения, дополнения, которые приводят законодательную налоговую базу в соответствие с реальной экономической действительностью. Кроме того большое число российских предприятий, особенно те, которые работают с зарубежными партнерами, в том числе крупные предприятия-экспортеры, для укрепления своих позиций на международном рынке вынуждены вести прозрачный финансовый учет, а значит, использовать только законные способы минимизации налогов [4].

Однако все еще распространены так называемые «седые схемы», когда  не нарушена ни одна статья российского  законодательства, но в итоге налогоплательщик получает налоговые преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, не применяющими подобных схем. В частности, распространена схема – создание мелких, зависимых организаций, в которых благодаря занижению цен на покупаемую ими продукцию аккумулируется огромная прибыль, с которой налог уплачивается по льготной ставке. В других случаях огромные доходы таких мелких компаний формируются за счет платы за якобы оказанные услуги головной компании, относимой последней на издержки производства и обращения. В результате уменьшается размер уплачиваемого головной компанией налога на прибыль, но и зависимая от нее мелкая компания также не платит налог на прибыль вследствие того, что практически весь полученный доход направляется на оплату труда отдельных сотрудников этой фирмы, являющихся, как правило, акционерами головной компании [1]. Применение подобных схем получило название «агрессивное использование налогового законодательства».

В современных российских условиях можно выделить следующие  основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в  применении налогового планирования своей  деятельности.

Прежде всего, это сложные корпоративные структуры: холдинги, финансово-промышленные группы и другие, имеющие разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий и где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области.

Во-вторых, это вновь  возникающие частные фирмы. Главная  проблема, связанная с применением  планирования в данной сфере, недоверие  к формальному планированию, основанному  на мнении, что бизнес – это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие крупные частные фирмы начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, вводить должность плановика. Данная группа хозяйствующих субъектов стремиться жить по-новому и начинает осваивать процесс налогового планирования.

В-третьих, в планировании нуждаются государственные и  бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые приемы налогового планирования, несмотря на свою инерционность и консервативность.

В-четвертых, в налоговом  планировании также остро нуждаются малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения, в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРЕДЕЛЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования: планирование на уровне государства (государственное), хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий, физических лиц (индивидуальное). Налоговое планирование может иметь смешанный характер.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов  целесообразно классифицировать по видам следующим образом:

1) в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т.д.

2) в зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.д.

3) в соответствии со  стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия, в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования), ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).

4) с точки зрения временной определенности: долгосрочное – в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года, годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода.

5) Исходя из направленности  на перспективу, следует различать  стратегическое и текущее (оперативное)  планирование.

6) с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финанансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии