Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:46, реферат

Краткое описание

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Сущность налогового планирования
3. Классификация, принципы и пределы налогового планирования
4. Этапы налогового планирования
5. Практика применения налогового планирования и перспективы развития
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

7) в зависимости от  размера бизнеса есть специфика  налогового планирования на малых  предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий.

8) в зависимости от  полноты охвата объектов налогового  планирование может быть полным  и тематическим (фрагментарным).

9) в зависимости от  объекта налогового планирования  его можно подразделять на налоговое планирование деятельности: предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций.

10) в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).

11) в соответствии с  субъектами, осуществляющими налоговое  планирование: работником бухгалтерии  или финансового отдела предприятия,  силами специализированного отдела предприятия, внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм.

12) исходя из критерия  территориальности: местное и  международное налоговое планирование.

13) в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистическое [5].

Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования [5].

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические  методы, комбинированные методы и  методы экономико-математического  моделирования. Перечисленные методы могут иметь как ситуационный характер (осуществляются при планировании конкретной деловой ситуации, или процесса), так и вариационный характер (производится при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить виде следующих блоков:

- анализ текущего финансового  состояния предприятия и возможных  перспектив его развития,

- составление планов, т.е. принятие решений о будущих  финансово-хозяйственных целях организации и способах их достижения, в том числе налоговыми методами,

- осуществление плановых  решений. Результатом этой деятельности  являются реальные показатели  деятельности организации и полученная  налоговая экономия.

- сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

- контроль позволяет  оценить эффективность планового  процесса в организации, в том  числе налогового планирования.

Определяющее значение для осуществления налогового планирования имеют его принципы. Они являются базовыми положениями, определяющими сущность и основу налогового планирования. Принципы налогового планирования лежат в основе системы применяемых методов и построения общей методики налогового планирования компании [6].

Целесообразно выделить в системе налогового планирования общие и специальные принципы. Общие – принципы, характерные  для любого вида системы внутрифирменного планирования, специальные определяют специфику системы налогового планирования.

К общим относятся  принцип системности и принцип  непрерывности.

Принцип системности  предполагает, что налоговое планирование имеет системный характер. Налоговое  планирование в качестве составной  части входит в процесс внутрифирменного планирования и взаимосвязано с различными сферами финансово-хозяйственной деятельности компании – бюджетированием и организацией финансирования, снабжением, производством, сбытом и прочее. Для получения наибольшего эффекта к процессу налогового планирования следует подходить системно, учитывая различные аспекты ведения бизнеса компании.

Принцип непрерывности  означает, что процесс налогового планирования должен осуществляться непрерывно. В процесс налогового планирования должны включаться все изменения и нововведения в бизнесе компании. Ранее разработанные механизмы, схемы оптимизации следует постоянно анализировать, корректировать всвязи с изменениями законодательства, появления новой арбитражной практики и разъяснений Минфина [6]. Тем более важен в российских условиях при динамичном, нестабильном законодательстве.

Кроме общих существуют специальные принципы.

Принцип законности (в некоторых источниках – легитимности) является основополагающим в налоговом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов. Он предполагает, что налоговое планирование следует осуществлять в строгом соответствии с действующим законодательством [6]. Неуплата налогов является преступлением против государства, а неиспользование или неэффективное использование всех законных возможностей для уменьшения налогообложения является ущемлением экономических интересов собственного предприятия [4]. Налоговое планирование, не нарушающее закон, - обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования – ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве [10].

Принцип альтернативности предполагает разработку и анализ нескольких альтернативных вариантов – комплекса  мероприятий, схем оптимизации – с определением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании.

Принцип точности означает, что мероприятия, схемы в налоговом  планировании должны быть точны, конкретизированы и детализированы в той степени, в которой их внедрение позволит получить наибольший эффект, т.е. не должно быть никаких неясностей и условностей.

Принцип коллегиальности (взаимодействия) в разработке мероприятий, схем налогового планирования. Этот принцип  является логическим дополнением принципа точности: мероприятия, схемы налогового планирования будут наиболее конкретизированы и детализированы при всесторонней их проработке, включая бухгалтерскую, юридическую, финансовую.

Принцип комплексности. Во-первых, налоговое планирование всех налоговых платежей необходимо осуществлять с учетом их взаимного влияния. Так, например, многие налоги включаются в состав налога на прибыль, и их снижение ведет к увеличению налога на прибыль. Во-вторых, в налоговом планировании должны комплексно учитываться все отрасли права, имеющие непосредственное отношение к схемам оптимизации.

Принцип соотношения  экономической эффективности и  налогово-правовых рисков. Экономические выгоды налогового планирования должны превышать затраты на его организацию и убытки ввиде штрафов, пеней в случае определения налоговыми органами, судами налоговых правонарушений. Но при выборе из возможных альтернатив в мероприятиях и схемах оптимизации следует руководствоваться не только экономическим эффектом, но и потенциальными налогово-правовыми рисками. При равном экономическом эффекте выбирается схема с меньшим риском, при равных рисках – с большим эффектом. Риски здесь следует понимать как вероятность квалификации действий налогоплательщика в качестве налоговых правонарушений, за что предусмотрена соответствующая налоговая ответственность.

Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку: сокращение одних налоговых платежей может  привести к увеличению других; минимизация  налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса; механическое сокращение налогов может привести в конечном итоге к превосходству формы над существом сделки и ее оспоримости налоговыми органами [4].

Принцип индивидуальности заключается в том, что использовать те или иные мероприятия для снижения налога можно, только изучив все особенности деятельности предприятия, нельзя механически переносить какую-либо оптимизационную схему с одного предприятия на другое.

Рассматривая налоговое  планирование на предприятии, необходимо также рассмотреть его пределы, которые сложились в большинстве государств всвязи с уклонением от уплаты налогов. Это законодательные ограничения, меры административного воздействия, специальные судебные доктрины.

Законодательные ограничения – это обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и т.д. К ним можно отнести и установленные меры ответственности за нарушение законодательства [7].

Административные воздействия – с их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. Налоговые органы могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций. В качестве примера можно привести право налоговых органов приостанавливать операции на счетах плательщика, а также право обращения взыскания по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания  сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов.

В российской действительности можно выделить пять основных способов, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования:

1) Доктрина «Существо  над формой», т.е. решающее значение  при рассмотрении вопроса об  уплате (неуплате) налогов имеет  характер фактически сложившихся  договорных отношений между сторонами,  а не название договора.

2) Доктрина «деловая  цель», сущность которой заключается  в том, что создающая налоговые  преимущества сделка недействительна,  если она не достигает этой  цели.

3) Право на обжалование сделок  налоговыми или иными органами.

4) Презумпция облагаемости предусматривает, что налогом следует облагать все объекты, за исключением тех, которые не предусмотрены в законе.

5) Заполнение пробелов в налоговом  законодательстве сводится к  тому, что законодатель регулярно  вносит поправки к налоговым  законам, прикрывая различные лазейки, дающие возможность налоговой минимизации [4].

 

 

 

 

 

3. ЭТАПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Процесс налогового планирования на микроуровне разделяется на два  последовательных и взаимосвязанных  этапа, на которые оказывают влияние  внешние и внутренние факторы.

На первом этапе планирования хозяйствующий  субъект осуществляет действия, направленные на получение результата – минимизацию  налоговых обязательств в перспективе. Наибольший эффект налоговое планирование может принести уже на этапе организации  бизнеса. В дальнейшем у хозяйствующего субъекта возможности для налогового маневрирования будут ограничены направлениями выбранной налоговой стратегии.

Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).

Существуют места с низким уровнем  налогообложения:

- оффшорные зоны,

- свободные экономические зоны, где налоговый щит ограничен  федеральной составляющей налогов;

- страны с разными налоговыми  режимами, позволяющими получать  экономию на налогах с помощью  трансфертных расчетов.

В России первые оффшорные  зоны появились в середине 1990-х  в ряде регионов (Ингушетия, Калмыкия).

Организации, получившие статус резидента особой экономической  зоны, вправе вести на ее территории только один из нижеперечисленных видов  деятельности:

- промышленно-производственную деятельность;

- технико-внедренческую  деятельность;

- туристско-рекреационную  деятельность;

- портовую деятельность.

Основные налоговые  льготы организаций, расположенных  на территории ОЭЗ:

1) налог на прибыль. Может устанавливать пониженная налоговая ставка (но не ниже 13,5%) при условии, что ведется раздельный учет доходов (расходов) от деятельности на территории ОЭЗ и за ее пределами.

2) Налог на добавленную  стоимость. Товары, ввозимые на  территорию промышленно-производственных  и технико-внедренческих ОЭЗ, помещаются под режим свободной таможенной зоны.

Таким образом, резиденты  ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС  и таможенных пошлин.

В дальнейшем, если покупатель товара является резидентом ОЭЗ, реализация этих товаров облагается по ставке 0% (подп. 1п.1 ст. 164 НК РФ).

Если покупатель –  организация-нерезидент, то применяется  ставка НДС в размере 18% (10%), поскольку  для этого случая нормами гл. 21 НК РФ особый порядок налогообложения не установлен.

Если же эти товары вывозятся за пределы ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или покупателем является организация-нерезидент, то таможенными органами взимается НДС по правилам, установленными таможенным законодательством РФ для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии