Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:46, реферат

Краткое описание

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Сущность налогового планирования
3. Классификация, принципы и пределы налогового планирования
4. Этапы налогового планирования
5. Практика применения налогового планирования и перспективы развития
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

3) Налог на имущество. Согласно ст. 385.1 НК РФ резиденты ОЭЗ уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с гл. 30 НК РФ.

Могут также предусматриваться  налоговые льготы. Налоговая льгота в виде освобождения резидентов всех типов ОЭЗ от уплаты налога, установленная п. 17 ст. 281 НК РФ, действует в течение пяти лет с момента постановки резидентом на учет имущества при выполнении следующих условий:

- основные средства  созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;

- указанное имущество  находится на территории ОЭЗ;

- имущество фактически  используется на территории ОЭЗ  в рамках соглашении о создании  ОЭЗ.

Стоит отметить, что налоговые  льготы зависят от типа ОЭЗ и законодательства субъектов РФ и муниципальных образования, на территории которых они созданы [2].

Особые экономические  зоны в России: Калининградская область, Елабужский район Республики Татарстан, ставропольский край, Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области, Краснодарский край, Алтайский район Алтайского края.

Выбор организационно-правовой формы.

Правильно выбранная  организационно-правовая форма организации  может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления  своих планов по развитию и защите бизнеса.

Определение состава  учредителей и долей акционерного капитала.

Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии  доли одного из участников в размере  более 25% возможно привлечение его  к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

Выбор основных направлений  деятельности.

Информация о направлении  деятельности нужна, чтобы определить наличие права налогоплательщика  на применение УСН, а также ЕНВД.

Определение стратегии  развития предприятия (количества работников, внутренней структуры организации, филиалов).

Например, малые предприятия  с точки зрения оптимизации налогов  имеют ряд преимуществ (могут  применять как общие, так и  специальные режимы налогообложения, вправе не применять ряд положений  бухгалтерского учета, не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ и др.).

Выбор порядка формирования уставного капитала.

Оплата долей уставного  капитала согласно ст. 15 Федерального закона №14-ФЗ может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

Следует ответить, что  внесение имущества в уставной капитал  создает первоначальные налоговые  обязательства ввиде налога на имущество.

Выбор учетной политики организации.

С 2002 года в России предприятия  обязаны разрабатывать ежегодную  политику для целей налогообложения, положения которой доводятся  до сведения налоговых органов.

У предприятия, независимо от режима налогообложения, обязательно должны быть в наличии как минимум два приказа об учетной политике:

- учетная политика  для целей бухгалтерского учета;

- учетная политика  для целей налогового учета  (в зависимости от применяемого  налогового режима под этим  понимаются налог на прибыль,  налог при УСНО, ЕНВД).

Учетная политика для  целей налогообложения – выбранная  налогоплательщиком совокупность допускаемых  НКРФ способов определения доходов  и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета  иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Выбор учетной политики значительно влияет на налоговые  обязательства, при этом используется один из методов:

- кассовый метод, при  котором поступления страховой  премии учитываются по факту  зачисления денежных средств на счет или в кассу страховщика; поступления признаются при их фактическом получении;

- метод начислений, позволяющий  включать любой доход в общую  сумму доходов в тот момент, когда он заработан (учет поступления страховой премии по факту заключения договоров страхования), вне зависимости от реального получения средств. Доход считается заработанным, когда произошли все события, дающие право на его получение.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной  политики в целях налогообложения:

- оценка засов и  расчет фактической себестоимости  материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО),

- начисление амортизации  по основным средствам (по установленным  нормам, ускоренная амортизация),

- создание резервов  предстоящих расходов и платежей,

- определение выручки  от реализации продукции (метод  начислений или кассовый) и т.д. 

Учетная политика представляет собой важнейший инструмент формирования налоговой базы. С ее помощью хозяйствующий субъект имеет возможность определить наиболее оптимальный размер издержек и конечного финансового результата деятельности, что имеет решающее значение для минимизации налоговых обязательств. Кроме того, экономически грамотное применение учетной политики позволяет хозяйствующему субъекту привлечь в оборот дополнительные финансовые ресурсы, а также с позитивных позиций отразить конечные финансовые результаты в целях привлечения потенциальных инвесторов.

Контрактные схемы.

Контрактная схема позволяет  оптимизировать налоговый режим  при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании  налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходов финансовых и товарных потоков.

Льготы.

Грамотное применение максимального  спектра льгот, предусмотренных  действующим налоговым законодательством, - один из самых эффективных инструментов налоговой политики.

Освобождение от уплаты налогов подразделяются:

- снижение ставки налога, когда ставка налога понижается для предприятий, соответствующих определенным требованиям налогового законодательства,

- налоговые каникулы, когда дается полное освобождение  от уплаты налога на определенный  период,

- отсрочка или рассрочка  уплаты налога, когда изменяется срок уплаты налога, предусмотренный законодательством,

- налоговый кредит, когда  изменяется срок уплаты налога, составляющий от шести месяцев  до одного года (в отличие от  рассрочки или отсрочки, максимальный  срок для которых шесть месяцев),

- инвестиционный налоговый  кредит, когда организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, предоставляется право уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов на срок от одного года до пяти лет,

- налоговая амнистия, когда имеет место возврат  ранее уплаченного налога, либо части его (также термин «налоговая амнистия» означает освобождение от финансовых санкций),

- зачет ранее уплаченного  налога, когда сумма налога на  прибыль уплачена российским  предприятием за рубежом в  соответствии с налоговым законодательством.

4. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Существует своя специфика  применения налогового планирования на крупных и малых предприятиях. Рассмотрим сначала применение налогового планирования на малых предприятиях.

Малые предприятия постоянно изыскивают различные пути минимизации своих расходов, в том числе и налоговых расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Но в отличие от крупных и средних предприятий они практически не имеют возможности реализации сложных налоговых схем. Поэтому очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях.

Классический налоговый  план должен включать в себя следующие разделы:

  1. Построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения).
  2. Определение совокупных налоговых издержек.
  3. Расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения.
  4. Составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

Оптимизационный налоговый  план должен отличаться от классического  налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:

1.  Разработка календарного плана мероприятий по реализации налоговой схемы. 
2. Построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения и конкретной налоговой схемой). 
3. Определение совокупных налоговых издержек. 
4.  Определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой схемы. 
5.  Расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек и дополнительных издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения. 
6. Учет налоговых рисков. 
7.  Составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

Налоговые издержки должны учитываться при составлении  плана доходов и расходов предприятия, основной целью которого является расчет финансового результата его деятельности. Форма составления плана доходов и расходов и показатели, входящие в его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который попадает рассматриваемое предприятие. 
При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются в разделе платежей предприятия. В плане денежных поступлений и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее «отягощенные» налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может перенести на другой, более благоприятный, период.

В заключительной части  налогового раздела плана следует  привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной системы налогового планирования.

Заключительным этапом работы по внедрению налогового планирования на предприятии должен стать процесс  организации внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой занимаются специальные  структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные службы и т.п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля - привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще одним вариантом организации работы малых предприятий в области налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получения консультаций по вопросам, связанным с налогообложением

Теперь рассмотрим примеры  налогового планирования на крупном  предприятии.

Нижегородский авиастроительный завод “Сокол” — крупнейшее предприятие российского ВПК. Налоговое планирование на ОАО “Сокол” производится в рамках процесса бюджетирования. В начале каждого календарного года планово-экономический отдел (ПЭО) на основании данных, предоставленных производственным отделом и маркетинговой службой завода, формирует годовой бюджет предприятия. При формировании расходной части бюджета одной из статей является раздел «налоговые отчисления», прогнозы по которым строятся исходя, во-первых, из производственных и рыночных показателей, которых предприятие планирует достичь в следующем году (например, базой расчета косвенных налогов является объем реализации продукции в стоимостном выражении, который находится сочетанием производственных возможностей, заказов покупателей и калькуляции себестоимости продукции), а, во-вторых, из данных, предоставленных бухгалтерией Общества. В частности, бухгалтерия, на основании содержащего в информационной базе «Консультант+» календаря налогоплательщика, разрабатывает график уплаты налоговых платежей для ОАО «Сокол». Кроме того, специалисты ПЭО в рабочем порядке согласовывают с бухгалтерией применение льгот по отдельным налогам, учитываемым в годовом бюджете. После составления проекта бюджета ПЭО передает его на согласование директору по экономике. Последний, критически оценив, утверждает бюджет и передает на исполнение в бухгалтерию и финансовый отдел. При этом бухгалтерия занимается непосредственным расчетом текущих налогов, причитающихся к уплате в бюджет, за исключением земельного налога, при расчете которого требуется применение сложного математического аппарата, поэтому его рассчитывают экономисты ПЭО. В процессе ведения налогового учета сотрудники бухгалтерии (заместитель главного бухгалтера по налогам и два бухгалтера по налогам), кроме всего прочего, учитывают льготы, которые ОАО «Сокол» вправе применить при исчислении налогооблагаемой базы. В целом задача бухгалтерии заключается в полном, в соответствии с действующим налоговым законодательством, исчислении налоговых платежей и своевременной передаче рассчитанных налоговых деклараций в финансовый отдел, который занимается непосредственной уплатой налогов. Кроме того, финансовый отдел призван выполнять функцию контроля соответствия заложенных в годовом бюджете и фактически исполненных данных, в том числе и в области налогового администрирования. Выявленные расхождения в форме служебной записки доводятся до сведения директора по экономике, который, с помощью экономистов ПЭО, организует работу по выявлению причин допущенных расхождений.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии