Налоговой контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Главными задачами налогового контроля являются:
обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
Обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
выявить и пресечь налоговые правонарушения.3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………....…………………….………..............3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.……………….…….…….5
1.1. Понятие и особенности налогового контроля……………...…….…….…….5
1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль………...……….............…..7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………….…...9
2.1. Формы и виды налогового контроля….…………….…….………..................9
2.2. Камеральная и выездная налоговые проверки..…………………...…….....14
2.3 Действия налоговых органов при проведении проверки и оформление результатов налоговой проверки …………………………………………………..…19

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……….................31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК НАЛОГИ.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и  задач обусловливает и дифференцированные походы к их решению, т.е. необходимость  использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.

В арсенале налоговых  инспекций есть несколько видов  налогового контроля за полнотой и  правильностью исчисления налогов. Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени  проведения подразделяется на:

  1. Предварительный налоговый контроль. Он проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный  контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключении по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т.д.;

  1. Текущий налоговый контроль. Он проводится во время налогового периода, т.е. в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому его иначе называют оперативным. Этот вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны;
  2. Последующий налоговый контроль. Он проводится после завершения отчетного периода путем анализа и реви бухгалтерской и финансовой документации.

Главная цель этого контроля – оценка и своевременности полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата  проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления  налогового контроля по окончании отчетного  налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

В зависимости  от  субъектов выделяют контроль:

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости  от места проведения выделяют налоговый  контроль:

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный - по месту нахождения налогового органа.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной  формой осуществления налогового контроля. Они являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы

Налоговая проверка - основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Главная задача налоговых проверок – профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.11

Осуществление проверок финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков является главной  задачей деятельности налоговых  органов. Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможна только в порядке, установленном НК. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Минфина России.

Налоговым законодательством  предусмотрены общие правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сбора, который так же равен 3 годам. 

В случае возникшей у  налогового органа необходимости получения  информации о деятельности 3-их лиц, связанной с проверяемым налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта (применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры). Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой. Однако не следует считать встречную налоговую проверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ее значение возможно исключительно в пределах осуществления камеральной или выездной налоговой проверки.

Налоговые органы имеют право проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях.

Проверке подвергаются денежные документы, бухгалтерские  книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей в бюджет.

Проверки должны проводиться непосредственно, на предприятии, без изъятия документов в присутствии должностных лиц. Основанием для проведения проверки является письменное поручение начальника налогового органа.

Налогоплательщик должен быть заранее предупрежден о проведении плановой проверки (ревизии), ее программе и сроках.

Проведение внеплановых  проверок (чрезвычайных) возможно без  заблаговременного предупреждения, но с соблюдением процедурных ограничений.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. камеральные налоговые  проверки – одна из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов. Проводятся в отношении каждого налогоплательщика;12

2. выездные налоговые  проверки, которые в свою очередь делятся на 2 вида – комплексная выездная налоговая проверка (предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика) и тематическая выездная налоговая проверка (проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов).13

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

2.2 Камеральная и выездная налоговые проверки

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а так же других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля, т.е. по мере предоставления отчетности.

Объектом проверки - финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

Основным способом камеральной проверки - выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.14

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого - либо решения руководителя налогового органа в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.

Если налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистра налогов и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы,  подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком пояснения  и документы. Если после рассмотрения представлены пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установил факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органы обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика  документы, подтверждающие правомерность  применения налоговых вычетов.

Результат камеральной налоговой проверки - вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения.15

В случае если до окончания  проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

 Выездная налоговая поверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа относительно одного или нескольких налогов.

В случае если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для выездной налоговой  проверки, проверка может проводится по месту нахождения налогового органа.

Решение о выездной налоговой  проверки выносит налоговый орган  по месту нахождения организации  или по месту жительства физического  лица.

Объектом этой проверки выступают финансово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем за 3 года, предшествующие назначению данного вида налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого проверяются не только все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).16

Решение о выездной налоговой проверке организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет. Инициатором проведения проверки может быть исключительно руководитель налогового органа.

Самостоятельная выездная налоговая  проверка филиала или представительства  проводится на основании решения  налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования  либо фамилию, имя, отчество  налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты  которых подлежит проверке;

Информация о работе Налоговой контроль в РФ