Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:48, курсовая работа
Главными задачами налогового контроля являются:
обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
Обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
выявить и пресечь налоговые правонарушения.3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………....…………………….………..............3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.……………….…….…….5
1.1. Понятие и особенности налогового контроля……………...…….…….…….5
1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль………...……….............…..7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………….…...9
2.1. Формы и виды налогового контроля….…………….…….………..................9
2.2. Камеральная и выездная налоговые проверки..…………………...…….....14
2.3 Действия налоговых органов при проведении проверки и оформление результатов налоговой проверки …………………………………………………..…19
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….....................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……….................31
- периоды, за которые
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2-х выездных налоговых проверок в течение календарного года.
Проверка не может продолжаться более 2-х месяцев Указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, иногда до 6 месяцев.
В рамках проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Налоговый орган может проводить проверку филиалов и представительств только по одним налогам в один период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более 2-х выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В этом случае срок проверки не может превышать 1 месяц.
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:
- изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения;
- вызывать и допрашивать свидете
- осматривать помещения, территорию налогоплательщика;
- привлекать специалистов и (или) переводчиков;
- привлекать понятых;
- назначать экспертизу.
2.3 Действия налоговых органов при проведении проверки и оформление результатов налоговой проверки
Выемка документов и предметов
Выемка документов производится
на основании мотивированного
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых она производится. Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с их точным указанием. Копия протокола выемки должна вручаться проверяемому лицу.
НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов:
Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать дополнительной проверки (назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной экспертизы (назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности).17
Участие свидетеля
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, кроме:
Физическое лицо вправе отказаться от дачи свидетельских показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
О производстве осмотра составляется протокол, в котором должны быть указаны в соответствии со ст. 99 НК РФ:
Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.
Осмотр
На основании статьи 92 НК РФ проверяющие вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка. К таким помещениям и территориям относятся производственные, складские торговые и иные площади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения.
Осмотр производится в присутствии понятых и лица (его представителе), в отношении которого проводится проверка, а также специалистов.
Экспертиза
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт приглашается на договорной основе.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо вправе:
По результатам проверки эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.18
Привлечение специалиста и участие переводчика
Специалист и переводчик привлекаются на договорной основе не заинтересованный в исходе дела. Так же при проведении проверки специалист может являться и свидетелем. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей или ложный перевод.
Участие понятых
Понятые вызываются в количестве не менее 2-х человек. Понятым может выступать любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Не могут быть понятыми лица налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, проводившихся в их присутствии.19
Оформление результатов налоговой проверки
Результаты документальной проверки расчетов по налогу должны оформляться справкой или актом.
По окончании проверки
контрольным органом
Не позднее 2-х месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки и передан в течение 5 дней лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта налоговая проверка (его представителем).20
Во вступительной части акта указываются характеристика предприятия, должностные лица, вид проведенной проверки.
Описательная часть акта включает изложение фактов и действий, связанных с нарушениями. При этом детализируют каждый факт неправомерных действий со ссылками на конкретные первичные документы, нормативные инструкции, положения закона. Налоговый инспектор может изъять документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов налогообложения.
В результативной части акта обобщаются выявленные факты, подсчитывается и фиксируется сумма недоплаты по каждому конкретному налогу. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонарушений в акте проверки обязательно отражаются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а так же указываются статьи НК, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.
Запрещается включать в акт квалификационную оценку действий.
В изложении акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета налогов, при этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующий нормативный документ.
Налогоплательщик имеет право не подписывать акт налоговой проверки предоставить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия налогоплательщика с фактами или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, он имеет право в течение 15 дней представить в налоговый орган письменные возражения по акту. Контролируемый субъект также вправе приложить к своим возражениям документы, свидетельствующие об обосновании его возражений.
Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и с протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр проверяющему, второй - под расписку руководителю проверяемого предприятия.
По общему правилу запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому налогу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют 2 случая:
Все материалы проверок (акт проверки, справка, протокол об административном правонарушении и др.) не позднее следующего дня, по прибытии проверяющего передаются в налоговую инспекцию.
Далее материал проверки передается начальнику отдела, а в необходимых случаях - начальнику налоговой инспекции или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.
В таком же порядке, должны осуществлять документальную проверку расчетов по налогам налоговые органы по месту нахождения филиалов, отделений и других обособленных подразделений предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, имеющих расчетные счета в учреждениях банков, и самостоятельно реализующих за плату - товары, работы и услуги.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Эффективный контроль за исполнением налогового законодательства требует адекватных мер налогового регулирования, обеспечивающих справедливость и прозрачность в планировании и проведении выездных налоговых проверок.
В целях повышения обоснованности включения объектов в план проведения выездных налоговых проверок и улучшения предпроверочной подготовки целесообразен переход к перспективному годовому планированию, включающие следующие этапы: