Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОЛЯ.docx

— 171.77 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной курсовой работе  автору  хотелось  бы  раскрыть  роль  бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её  цели  и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика,  бюджет и налоговая сфера,  в частности,  находятся   ещё в неустойчивой  стадии формирования. 

В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали  лишь  тот факт, что государство через  бюджетно-налоговую политику определяет, в  какой пропорции  объем  производства  страны   должен   быть   распределен   между коллективным и частным потреблением, а также  каким  образом  бремя  платежей за коллективные  блага  следует  разделить  среди  населения.  Только  после разработки   кейнсианской   макроэкономической   теории   была    обнаружена неожиданная  закономерность:   бюджетно-налоговая   политика   правительства оказывает большое  воздействие на краткосрочную динамику  выпуска,  занятости и цен.

Бюджет играет важную роль  в  жизни  каждого  государства.  Он  является статьей доходов  и  расходов  государства,  в  большей  или  меньшей  степени  волнующей  каждого  гражданина,  оказывающей   влияние   на   благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует  и  будоражит  умы  профессиональных политиков, экономистов  и многих других  великих  мира сего. 

 Как известно, бюджет  на всех его уровнях играет  огромную роль в развитии и   процветании  государства,   продвижении   научно-технического   прогресса (бюджетные финансирования  исследований  и  разработок),  развитии  экономики (особенно  не  прибыльных,   но   социально-значимых   отраслей   экономики) посредством инвестирования, дотаций.

   Как  правило,  раз  в  год,  во  время   утверждения   проекта   бюджета  разворачивается настоящая война  за бюджетные дотации и   финансирование.  Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты,  так и государственные предприятия, и частный сектор.

   Функционирование  государственного бюджета происходит  посредством  особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих  последовательные  этапы  перераспределения  стоимости   общественного  продукта,  концентрируемого   в руках государства. Доходы  служат финансовой базой государства,  а  расходы  – удовлетворению   общественных   потребностей.   Доходы   бюджета    выражают  экономические  отношения,  возникающие   у   государства   с   организациями,  предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного  фонда  страны.

Бюджетно-налоговая политика  является  ключевым  элементом  государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства  иногда  называют бюджетно-налоговой. В общем  можно согласиться с таким  определением,  хотя  и финансовая политика не связана исключительно  с  бюджетом  и  налогами.  Если разложить  финансовую  политику  на  составляющие,  то  политика  в  области бюджета есть политика, связанная  с  государственными  расходами;  налоговая политика – государственными доходами.

      Ныне экономисты  самых  различных  школ  безоговорочно   признают,  что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую  экономическую систему.

Актуальность работы в том, что  определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, и ее главные составляющие - государственный бюджет и налоги, которые  являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно  направления фискальной политики в  Республике Беларусь, а также анализ  её влияния на развитие экономики  в целом и в частности.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть сущность фискальной политики;
    2. определить цели фискальной политики;
    3. осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
    4. проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
    5. изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Объект исследования: фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Предмет исследования: характерные  черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.

Данная курсовая  работа написана по  следующим литературным источникам: «Макроэкономика: учебное  пособие» под ред. Л.П. Зеньковой (учебник рассматривает сущность, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики, а также особенности данной политики в Республике Беларусь), «Макроэкономика: учеб. пособие для вузов» под ред. В.А. Воробьева ( в учебнике анализируются инструменты и механизмы осуществления бюджетно-налоговой политики); из периодических изданий наиболее подходящими является статья «О проекте бюджета - 2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговый и бюджетный кодексы» Андрей Харковец//Финансы, учет, аудит. – 2010. В работе также использованы материалы Министерства финансов и Министерства статистики.

Содержание работы состоит  из трёх глав, введения и заключения. Текст снабжён практическим и  статистическим материалом. 

1. Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

 

Важнейшим инструментом макроэкономического  регулирования, наряду с кредитно-денежной политикой, является бюджетно-налоговая  политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна  и fiscalis -относящийся к казне). С  английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [16, с. 38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [1, с. 56].

Для лучшего понимания  сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о  том, что такое государственный  бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно  определить как финансовый счёт, в  котором представлена сумма доходов  и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание  бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в  перераспределении национального  дохода, главенствующее положение в  системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие  функции:

  • распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  • регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы).

Используя функциональный принцип, государственные расходы можно  классифицировать по целевому назначению:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные цели;
  • на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления [7, с. 398].

Но расходная часть  государственного бюджета невозможна без формирования государственных  доходов.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств  частного сектора государству. Среди  разнообразных государственных  доходов наиболее распространённой формой являются налоги.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических  лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций [10, с. 323]. Как правило,  эти выплаты не   только   обязательны,   но   и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие  экономические и социальные  процессы.  Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности,  направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество  денег и денежное   обращение,   воздействовать    на    инвестиционную  активность предпринимателей, равновесие  между совокупным спросом и  совокупным  предложением.  И  хотя  налоги  в  большей степени  вызывают  возмущение,  чем  одобрение,  без  них   ни   современное общество, ни государство существовать не могут.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы. [8, с.125]

Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер  правительства по изменению государственных  расходов, налогообложения и состояния  государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости  и инфляционного роста ВВП.

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального  дохода и следовательно, на уровень  объёма производства и занятости, а  так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения  экономической конъюнктуры, связанных как безработицей, так и с инфляцией.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства  стали играть значительную роль в  обеспечении стабильного экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

  1. в краткосрочном периоде:
  • эффективное формирование доходной части бюджета;
  • реализация бюджетной политики государства;
  • принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
  • управление государственным долгом;
  • сглаживание циклических колебаний экономики.
  1. в долгосрочном периоде:
  • поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • поддержание полной занятости ресурсов;
  • поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются  с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами  налогов и налоговых ставок, их  структуру, объекты обложения,  источники налогов, льготы, санкции,  сроки взимания, способы внесения.

2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств  государством, соотношение между   республиканским и местными бюджетами,  дефицит бюджета, соотношение  между государственным бюджетом  и внебюджетными фондами, бюджетную  классификацию статей доходов  и расходов и др.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые  поступления сначала увеличиваются  и достигают максимума в точке А при t=a, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают (рис. 1.1). Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а, следовательно, как антиинфляционный феномен. Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек.

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы  к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение  от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при

более низкой налоговой ставке (рис.1.1).

                Т


 


 

 

 

                                              a                                        t


Рис.1.1. Кривая Лаффера

 

Назначение  налогов  проявляется  в  их  функциях  –  фискальной   и экономической. Фискальная функция состоит в формировании  денежных  доходов государства. Аккумулированные  через налогообложение средства  государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов,  объектов социального   назначения   (больниц,   школ,   детских   садов, библиотек), на содержание науки,  защиту  окружающей  среды.  Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники,  фармакологии,  защиту  здоровья  матери  и   ребенка, проведение медицинских исследований.  Значительная  часть средств идет  на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из  этих  же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по   инвалидности   и   многодетности,   оказывает    помощь    больным   и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат,  армию, органы охраны правопорядка.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты