Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОЛЯ.docx

— 171.77 Кб (Скачать файл)

 Управление долгом  практически не сопряжено с  управлением  государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные  проблемы  требуют  серьезной  реформы  бюджетного законодательства.

Исходя из выше сказанного основными целями бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Основные задачи включают:

1.совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам  развитых стран;

2.радикальное упрощение  процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций  страны в мировых рейтингах;

3.оптимизацию бюджетных  расходов и повышение эффективности  использования бюджетных средств;

4.повышение эффективности  управления государственным долгом.

Реализация указанных задач бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.

При формировании проекта  бюджета на 2011 год рост реального  ВВП был оценен на уровне 110%, предполагаемая инфляция - на уровне 8% за год.

Отличительными характеристиками проекта бюджета- 2011 стали:

  • кардинальное упрощение налогового администрирования;
  • снижение налоговой нагрузки;
  • значительный прирост в структуре бюджета социальной составляющей, в первую очередь денежных выплат населению;
  • сохранение качества бюджетных услуг и постепенное восстановление докризисных темпов развития бюджетной сферы;
  • нарастание нагрузки на бюджет платежей по обслуживанию и погашению государственного долга, накопленного в рамках антикризисных мер Правительства и Национального банка.[17]

По словам Андрея Кривошеева: «Бюджет 2011 года, совмещает две, на первый взгляд, несовместимые концепции. С одной стороны, он социальный, т.е. предусматривает значительные финансовые ресурсы на выплату зарплат бюджетникам, поддержку медицины, образования, науки и культуры. С другой - инновационный, т.е. предполагает расширение финансирования новых инновационных проектов и технологий».[12]

Главными приоритетами бюджетной  политики в 2011 г. стали устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.

Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного  упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного  улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой  системы. Справедливость и нейтральность  налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние  на экономический рост и неэффективных  налоговых платежей. Формирование прозрачного  и стабильного механизма налогообложения  будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов  налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты. Реализация бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов. [15]

Существенные реформы  произошли в налоговом законодательстве, что позволит решить поставленную Главой государства задачу радикального упрощения налоговой системы. Они согласуются с проводимой в стране работой по либерализации предпринимательской деятельности, направлены на поддержание экономического роста и привлечение инвестиций, социальную защиту граждан.

 С 2011 года  полностью  отменены:

  • местный сбор на развитие территорий (уплачивается по ставке 3% из прибыли);
  • местный налог на услуги (уплачивается по ставке 5% от выручки);
  • три платежа в составе экологического налога.

Это  позволит снизить  налоговую нагрузку на экономику  на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий  останется более 700 млрд. рублей, которые  станут дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике.

Сняты ограничения на применение инвестиционных льгот по основным налогам (налогу на прибыль и НДС):

прибыль, направляемая на капитальные  вложения, будет освобождаться от налогообложения по факту инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас. Действие этой льготы будет распространено и на займы, которые белорусские  организации получают от нерезидентов, что создаст более благоприятные  условия для притока иностранного капитала в страну;

плательщики смогут принимать  к вычету «входной» НДС, уплаченный при капитальных вложениях. В 2011 году такие налоговые вычеты  предоставляются плательщикам без учета фактических оборотов по реализации в размере 1/12,т.е. в течение одного финансового года. В последующие годы планируется свести такой зачет к минимуму. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов.

Налог на прибыль в Беларуси в 2012 году снизится с 24% до 18%.

С 2011 года улучшено налоговое администрирование:

  • по налогу на прибыль декларации будут подаваться один раз в год с ежеквартальной уплатой налога авансовыми платежами. Это упростит ведение налогового учета на предприятиях, поскольку окончательный расчет будет осуществляться по итогам года.
  • не будет «авансовых» платежей по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал плательщик будет определять самостоятельно (без привязки к размеру выручки, как это происходит сегодня). В результате сократится количество платежей по НДС с 72-х до 4-12 в год.

Работа по улучшению налогового администрирования по многим моментам выходит за рамки Кодекса. Поэтому для комплексного решения вопроса по упрощению налоговой системы до конца текущего года в этой сфере планируется принять дополнительные меры. Они направлены на:

  • расширение сферы применения электронного налогового декларирования за счет снижения его стоимости;
  • отказ от излишней регламентации документооборота плательщиков за счет сведения к минимуму обязательных первичных учетных документов, подтверждающих факт хозяйственных операций, с приданием иным документам рекомендательного характера или их полной отменой;
  • приближение системы национального бухгалтерского учета к международным стандартам (МСФО).[4]

В Результате реализации предлагаемых мероприятий основу налоговой системы Беларуси, как и в большинстве европейских стран, составят налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Из них обычный плательщик будет уплачивать только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально.

Исходя из изложенных мер  налоговой политики, доходы консолидированного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. рублей, или 118% к оценке 2010 года. Структура доходов не изменится. Основную долю доходов бюджета приносят НДС (35,1%), налог на прибыль(10,1%), доходы от внешнеэкономической деятельности(13,3%), акцизы(9,9%).

Проектом бюджета допускается  предельный уровень дефицита в размере 6,0 трлн. рублей, или 3% к ВВП, что соответствует международным и национальному стандартам финансовой безопасности. Его финансирование будет осуществляться за счет остатков средств бюджета, привлечения ресурсов на внешних и внутренних финансовых рынках.

В пределах прогнозируемых ресурсов бюджета первоочередном порядке будет  обеспечен рост заработной платы в бюджетной сфере, который учитывает общее повышение заработной платы для всех категорий бюджетник.   Расходы на эти цели возрастут почти в 1,5 раза.

Конечно же, подобное целевое повышение заработной платы в бюджетном секторе приводит к существенному изменению структуры расходов бюджета и оказывает наибольшую на него нагрузку.

В целом характеризуя бюджет, четыре статьи его расходов, таких, как заработная плата, начисления на нее, трансферты населению и обслуживание государственного долга составляют в 2011 году почти 50% бюджетных расходов (в 2010 -40%, в 2009 – до 34%).[17]

На основе  комплексного и  многостороннего  исследования  организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные  направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление  роли государственного  бюджета  в   условиях трансформационной   экономики   в Республике  Беларусь   требует                                реформирования   бюджетного   процесса. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках  общей концепции  его  развития  и  реформирования. В частности,   в области формирования доходов можно предложить следующее:

  1. Применение более прогрессивных  методов планирования и прогнозирования,   обеспечивающих многовариантность   расчетов   на основе экономико-математических методов и   моделирования, выбор оптимального варианта;
  2. Переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
  3. Повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей как основы планирования доходов бюджета.
  4. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу  налогообложения.
  5. Реструктуризация   доходов бюджета.   Имеется   в   виду оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов;
  6. Укрепление   и   развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

За последние три года Беларусь имела положительную динамику продвижения в рейтинге "Ведение бизнеса". В прошлом году Республика Беларусь занимала 58-е место, улучшив свой рейтинг на 24 пункта по сравнению с данными Doing Business-2009, после рывка на 33 позиции в 2008 году (со 115-го места). Нынче эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации пересмотрели структуру показателей, из которых складывается итоговый рейтинг, исключив из него индикатор "Трудовые отношения". Поэтому по итогам прошлого года Беларусь заняла 64-е, а не  58-еместо.  
      Стоит также отметить, что власти Беларуси придают большое значение этому рейтингу. Так, президент Лукашенко поставил задачу в течение ближайших лет войти в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса. В августе Минэкономики выразило надежду на улучшение позиций Беларуси в рейтинге Doing Business-2011 на 10 пунктов. Однако эксперты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка были иного мнения.

         В реформах, которые были проведены в Беларуси в период с июня 2009 года до июня 2010 года, эксперты не увидели положительной динамики по ряду показателей. Не произошло изменений и в сфере "Обеспечение исполнения контрактов", где Беларусь по-прежнему находится на 12-м  месте.  
        В двух показателях Беларусь сбавила обороты: "Ликвидация предприятий" – 93-е место (75-е место в прошлогоднем рейтинге), "Защита прав инвесторов" – 109-е место(108).

         Положительная динамика наблюдалась в следующих сферах: "Создание предприятий" – 7-е место (8-е в прошлогоднем рейтинге), "Международная торговля" – 128-е место (129), "Регистрация собственности" – 6-е место (9), "Получение разрешений на строительство" – 44-е место (54), "Получение кредита" – 89-е место (109).

По позиции «Налогообложение»  Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в  связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.

В частности, в оценке Всемирного банка учитываются:

1. применение в 2009 году  “оборотного” налога с выручки  (отменен с 2010 года);

2. применение налога с  продаж (отменен с 2010 года);

3. ежемесячные сроки уплаты  налога на прибыль и налога  на добавленную стоимость (возможность  применения ежеквартальных сроков  установлена с 2010 года, с 2011 года  будет осуществлен полный переход  на ежеквартальную уплату данных  налогов);

4. применение транспортного  сбора (полностью отменяется с  2011 года).

Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты