Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;
2011(1)ожидаемый прогноз
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/
В 2010 году доходы составили 48765,4 млрд. рублей ( без учета доходов Фонда социальной защиты населения), что на 14042,2 млрд. рублей меньше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%), но больше на 10374,1 млрд. рублей по сравнению с 2006 годам. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 45,7% в 2009 году до 29,9% в 2010 году. (табл. 3.3)
Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2006-2011 годы приведена в таблице 3.4
Таблица 3.4
Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь
Годы |
Доходы, млрд. руб. |
Абсолютный прирост, млрд. руб. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % | |||
цепной |
базисный |
цепной |
Базисный |
цепной |
Базисный | ||
2005 |
30824,90 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2006 |
38391,30 |
7566,4 |
7566,4 |
124,55 |
124,55 |
24,55 |
24,55 |
2007 |
48049,00 |
9657,7 |
17224,1 |
125,16 |
155,88 |
25,16 |
55,88 |
2008 |
65663,30 |
17614,3 |
34838,4 |
136,66 |
213,02 |
36,66 |
113,02 |
2009 |
62807,60 |
-2855,7 |
31982,7 |
95,65 |
203,76 |
-4,35 |
103,76 |
2010 |
48765,40 |
-14042,2 |
17940,5 |
77,64 |
158,20 |
-22,36 |
58,20 |
2011(1) |
54531,00 |
5765,6 |
23706,1 |
111,80 |
176,90 |
11,80 |
76,90 |
2011(1)ожидаемый прогноз
Источник: собственная разработка на основании данных Министерства Статистики
Из полученных цепных абсолютных приростов видно увеличение суммы доходов, но начиная, с 2009 году наблюдается снижение данного показателя. По годам происходило увеличение темпов роста суммы доходов за исключением 2009-20010 гг., где темпы роста падают.
Темпы прироста показывают, что в 2010 году происходит значительное сокращение поступлений доходов в бюджет страны по сравнению с 2009 годам, но по сравнению с 2006 годам темпы прироста растут.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета в 2009 году были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%.
При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
В 2010 и 2011 годах, как и прежде, основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.
Наиболее значительно
По данным Министерства статистики доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%.
При этом 33,3% всех поступлений
в бюджет обеспечено за счет
налога на добавленную
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%. В 2006 г. сумма расходов составляла 30824,9 млрд. рублей.[14]
В 2010 году расходы бюджета составили 52970,7 млрд. рублей. Удельный вес расходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 46,4% в 2009 году до 32,5 % в 2010 году.(см. табл. 3.3)
В таблице 3.5 приведены темпы роста (прироста) расходов за 2006-2011 годы.
Таблица 3.5
Расходы консолидированного бюджета РБ
Годы |
Расходы, млрд. руб. |
Абсолютный прирост, млрд. руб. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % | |||
Цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
Базисный | ||
2005 |
30824,90 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2006 |
37256,20 |
6431,3 |
6431,3 |
120,86 |
120,86 |
20,86 |
20,86 |
2007 |
47626,90 |
10370,7 |
16802 |
127,84 |
154,51 |
27,84 |
54,51 |
2008 |
63811,30 |
16184,4 |
32986,4 |
133,98 |
207,01 |
33,98 |
107,01 |
2009 |
63765,90 |
-45,4 |
32941 |
99,93 |
206,86 |
-0,07 |
106,86 |
2010 |
52970,70 |
-10795 |
22145,8 |
83,07 |
171,84 |
-16,93 |
71,84 |
2011 |
60530,10 |
7559,4 |
29705,2 |
114,27 |
196,36 |
14,27 |
96,27 |
2012 |
92771,9 |
32241,8 |
61847 |
153,3 |
300,9 |
53,3 |
200,9 |
2011(1)ожидаемый прогноз
Источник: собственная разработка на основании данных Министерства Статистики
Из выше приведенных данных можно сделать вывод о том, что расходы консолидированного бюджета по годам возрастали, но в 2009 и 2010 годах наблюдается снижение суммы расходов, а в 2011 опять увеличение.
Прирост суммы расходов в 2011 году по сравнению с 2009 годам составил -14,27%, а по сравнению с 2006 годам – 20,86 %,т.е. в 2011 году расходы увеличились по сравнению с 2010 годом, и увеличились по сравнению с 2006 годам.
Расходы консолидированного бюджета
в разрезе функциональной классификации
увеличились по всем разделам, кроме
«Национальной экономики» и «Охраны
окружающей среды». Наиболее значительно
(в реальном выражении) возросли расходы
по разделам «Социальная политика»
– на 13,7%, «Общегосударственные расходы»
- на 17,4% (в том числе расходы
на Государственную инвестиционную
программу – на 12,1%), «Образование»
- на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование
по разделу «Национальная
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.[12]
В расходах консолидированного бюджета
в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
Дефицит республиканского бюджета на 2011г. предусмотрен в объеме 6 трлн. рублей (3% ВВП). В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4205,3 млрд. рублей, или 2,6% к ВВП, в 2009 году дефицит составлял 958 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП. Чуть больше половины ресурсов для финансирования дефицита бюджета планируется найти внутри страны (эмиссия ГКО, кредиты Нацбанка, средства фонда национального развития - 3,38трлн.), остальное ($826млн.) – за счет внешних кредитов. Так что рост государственных долгов и накачку экономики «пустыми» рублями в 2011 году нам гарантирован.
В 2006-2008 гг. сумма доходов превышала сумму расходов, что привело к исполнению бюджета без дефицита. (табл. 3.3.)
В 2006 - 2010 гг. бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Валовой внутренний продукт Беларуси за январь—сентябрь 2011 года вырос на 7,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 186,7 трлн. рублей.
Что касается исполнения бюджета за 2011 год, то можно отметить следующее: доходы бюджета в 2011году должны вырасти до 54,53трлн., на 18,1% больше, чем ожидаемое исполнение в 2010г. Это 27,3% ВВП, а с учетом ресурсов Фонда социальной защиты населения оценочно 38,8%ВВП .
Налога на прибыль поступило 943,6 млрд. рублей. За 2011 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 2901,9 млрд. рублей. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 1511,6 млрд. рублей.[12]
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Несмотря на это, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу.
Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы, заключается в следующем:
1. Формирование государственного
бюджета продолжает
Остается пока недостаточным и качество прогнозирования основных макроэкономических показателей (ВВП, темпов роста инфляции, обменного курса и др.), лежащих в основе бюджета, что создает условия для многочисленных и не всегда оправданных манипуляций на этапе исполнения бюджета.
2. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами.
До сегодняшнего дня
сохраняется широкое использование
целевых бюджетных фондов и механизмов
связанного кредитования как
инструментов бюджетного финансирования.
Эти инструменты являются, как
правило, крайне неэффективными, поскольку
ведут либо к избыточным
расходам, прямо не предусмотренным
в ежегодных законах о бюджете,
либо к утрате механизмов ответственности
на нижестоящем уровне и
соответствующей финансовой
ответственности на более высоком
уровне. Неоправданно значительную
роль в системе государственных
финансов продолжают играть внебюджетные
фонды, что усиливает непрозрачный
и бесконтрольный характер
перераспределения
До сих пор доходы и
расходы государства в
3. Хотя процесс исполнения
бюджетов заметно улучшился
в последнее время благодаря
становлению казначейской
4. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.
Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты