Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция
1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ. Не допускается использовать в целях залога имущество, уже являющееся предметом залога по другим договорам.
При залоге имущество
может оставаться у
Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с налоговым органом.
В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством – обязательством третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней (ст. 74 НК РФ).
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Способ обеспечения налоговых обязательств в виде пени установлен ст. 75 НК РФ. Под пеней понимается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Пени уплачивается независимо от применения иных мер по обеспечению уплаты налогов и сборов, а также примененных штрафов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным сроком уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей за период начисления пени.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном для принудительного взыскания обязательных платежей для соответствующей категории налогоплательщиков (ст. 45-48 НК РФ).
Для обеспечения уплаты обязательных платежей предусмотрено также приостановление операций по счетам в банках (ст. 76 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком этого требования. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Такое решение подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке может также приниматься в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговой декларации.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по перечислению денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов в бюджет.
Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арестом имущества в качестве способа
обеспечения исполнения решения о взыскании
налога, пеней и штрафов признается действие
налогового органа с санкции прокурора
по ограничению права собственности налогоплательщика-организации
в отношении его имущества (ст. 77 НК РФ).
Арест имущества производится в случае
неисполнения налогоплательщиком-
Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа или его заместителем в форме соответствующего постановления. Арест имущества налогоплательщика производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, в отношении которого производится арест.
Арест имущества применяется только в отношении юридических лиц.
Приказ Министерства финансов РФ от 15 июня 2005 г. № 72н о порядке списания безнадежной задолженности.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается руководителем налогового органа по месту нахождения налогоплательщика.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкротства, принимается на основании следующих документов:
а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности;
в) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы.
Для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной по общим основаниям (ст. 61 ГК РФ), перечень документов тот же, за исключением п. а)
Для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности индивидуального предпринимателя, признанного несостоятельным (банкротом), к указанному перечню документов добавляется копия решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности физического лица, умершего или объявленного судом умершим, за исключением задолженности в части поимущественных налогов, принимается на основании следующих документов:
а) копии свидетельства о смерти физического лица или копии судебного решения об объявлении физического лица умершим;
б) справки налогового органа по месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности умершего или объявленного судом умершим физического лица в части поимущественных налогов принимается на основании следующих документов:
а) копии свидетельства о смерти физического лица или копии судебного решения об объявлении физического лица умершим;
б) копии свидетельства о праве на наследство;
в) копии документов, удостоверяющих личность физических лиц, принимающих наследство;
г) справки о стоимости принятого наследственного имущества;
д) документа, подтверждающего уплату наследником умершего или объявленного судом умершим физического лица задолженности в части поимущественных налогов в размере стоимости наследственного имущества, или документа о невозможности взыскания указанной задолженности с наследника;
е) справки налогового органа, исчислившего поимущественные налоги, по месту нахождения имущества и месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию.
Задолженность умершего или объявленного судом умершим физического лица признается безнадежной и подлежащей списанию по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в случае перехода наследственного имущества в собственность Российской Федерации.
Тема 6. Организация налоговых проверок.
Статьей 87 НК РФ установлены два вида налоговых проверок, которые могут проводить налоговые органы: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка – проверка налоговых деклараций и иных документов, представленных налогоплательщиком для исчисления налога, а также иных документов, имеющихся в распоряжении налогового органа.
Основные характеристики (ст. 88 НК РФ):
- проводятся по месту нахождения налогового органа;
- объект проверки – налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
- субъекты проверки – уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
- срок проведения – в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов, расхождения и противоречия сведений, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием о внесении соответствующих исправлений, либо о представлении пояснений по выявленным фактам.
Носит сплошной массовый характер – в отношении всех налогоплательщиков без ограничений и преследует 2 цели:
Если в ходе КНП выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по ее окончании составляется акт. Требования к акту КНП и акту ВНП идентичны, но составляется акт КНП в течение дней после ее окончания.
Лишь в трех случаях налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика – при применении им налоговых льгот (документы, подтверждающие право на их применение), при подаче декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета, а также при проведении КНП по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
В случае, если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая КНП на основе уточненной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка – более глубокая проверка правильности исчисления и уплаты налога, в ходе которой проверяется достоверность декларации, документов, служащих основанием для исчисления налога, правильность расчетов путем сопоставления с данными первичных документов, бухгалтерских реестров.
Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции