Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция

Краткое описание

1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое администрирование - лекции.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных платежей производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте переплаты и ее сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов и иных платежей, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченных налогов и иных платежей подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм при наличии у него недоимки по иным налогам, производится только после зачета указанных сумм в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных налогов и иных сборов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в установленном порядке процентов на эту сумму.

 

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

 

 

Тема 9. Организация внутриведомственного контроля в налоговых органах.

 

Внутренний аудит – это система внутреннего контроля вышестоящих налоговых органов за работой нижестоящих налоговых органов, главной задачей которого является проведение проверок за соблюдением налоговыми органами требований законодательства, в целях обеспечения выполнения налоговыми органами возложенных на них задач и функций.

Аудиторская проверка внутреннего аудита – форма контроля за работой налогового органа, которой охватываются все направления деятельности, входящие в компетенцию проверяемого налогового органа.

Цель аудиторской проверки внутреннего аудита - выявление недостатков и нарушений в деятельности проверяемого налогового органа с целью их устранения и предупреждения, повышения эффективности работы налогового органа, обобщения и анализа имеющегося положительного опыта в его деятельности, а также оказание практической и методологической помощи.

Аудиторские проверки внутреннего аудита проводятся не реже одного раза в два года.

Аудиторские проверки внутреннего аудита налоговых органов организуют и проводят Федеральная налоговая служба, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам и управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Основанием для проведения проверки является Приказ соответствующего проверяющего органа.

На время проведения проверки назначается руководитель проверки, осуществляющий организацию и проведение проверки, обобщение материалов по ее результатам, а также общее руководство проверяющей группой по выполнению возложенных на нее задач.

В целях проведения проверки составляется программа аудиторской проверки внутреннего аудита, в котором указывается перечень проверяемых направлений деятельности налогового органа, период деятельности налогового органа, подлежащий проверке, состав проверяющей группы, а также сроки проведения проверки.

Оформление результатов аудиторской проверки производится непосредственно на месте проверки каждым работником проверяющей группы в форме справки о результатах проверки отдельного направления деятельности проверяемого налогового органа согласно утвержденной программе, затем составленные справки обобщаются руководителем проверки в форме акта о результатах аудиторской проверки.

На основе акта проверки составляется докладная записка – документ, отражающий основные нарушения и недостатки, выявленные аудиторской проверкой внутреннего аудита, а также содержащий предложения о проведении служебной проверки в отношении конкретных гражданских служащих проверенных налоговых органов. Докладная записка представляется на имя руководителя проверяющего налогового органа.

На основе докладной записки составляется письмо – документ, отражающий анализ основных показателей эффективности организации работы налогового органа по проверенным направлениям его деятельности, основные нарушения и недостатки, выявленные проверкой, а также указания по их устранению. Письмо направляется в адрес проверенного налогового органа.

Конкретные методы проведения проверки определяются работниками проверяющей группы самостоятельно, исходя из особенностей проверяемого налогового органа на основе методических рекомендаций по проведению проверок по соответствующему направлению работы налогового органа.

При проведении аудиторских проверок внутреннего аудита в случае необходимости могут быть проведены проверки правильности и своевременности проведения проверяемым налоговым органом камеральных и выездных налоговых проверок.

При выявлении в ходе проверок правильности проведения проверяемым налоговым органом камеральных налоговых проверок фактов неуплаты или неполной уплаты налога  налогоплательщиком  в случае, если со дня представления налоговой декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, не истек установленный срок для проведения камеральной налоговой проверки, проверяемому налоговому органу предлагается произвести дополнительные начисления сумм налогов, пени за несвоевременную уплату налога и применить налоговые и иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если указанные нарушения выявлены в налоговых декларациях, установленный срок камеральной проверки которых истек, то в ходе аудиторской проверки внутреннего аудита указанные факты отражаются в справке (акте) проверки.

Если в ходе контрольных мероприятий установлено, что исчисление сумм налогов по результатам выездных налоговых проверок произведено в меньшем, чем установлено законодательством размере, то доначисление сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляется только при проведении повторной выездной налоговой проверки. При этом решение проверяемого налогового органа по акту выездной налоговой проверки не отменяется. Факты выявленных нарушений отражаются в справках и акте проверки.

 

 

Тема 10. Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными, судебными органами, а также с иными государственными контролирующими органами.

 

Взаимодействие с органами внутренних дел. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ст. 36 НК РФ установлены полномочия органов внутренних дел:

1. По запросу налоговых органов участвовать в проводимых ими выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям  налоговых органов, в десятидневный  срок со дня выявления направить  материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Направление материалов происходит через Управление ФНС России по субъекту РФ, которое, в свою очередь, осуществляет контроль за использованием полученных материалов.

В ст. 37 НК РФ закреплена ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц. Она аналогична ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

 

Взаимодействие с финансовыми органами осуществляется в области исполнения бюджета соответствующего уровня.

 

Взаимодействие с органами Федерального казначейства возникают по поводу поступления и списания (возврата) налогов и иных обязательных платежей.

 

Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов осуществлялось до 01.01.2010 г. в области мониторинга соответствующих взносов в рамках уплаты ЕСН и отчислений в Пенсионный фонд РФ. С отменой ЕСН контрольные функции переданы соответствующим внебюджетным фондам.

 

Порядок обжалования актов, а также действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц установлен соответствующей главой НК РФ. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, или в суд.

Обязательный порядок обжалования: сначала подается жалоба в вышестоящий налоговый орган и только потом – в случае оставления решения нижестоящего налогового органа в силе – в суд.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика  исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа. Аналогична ситуация при обращении с иском в суд.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке (до вступления в силу, в течение трех дней после вынесения соответствующего решения), подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без  удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и  прекратить производство по делу  о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или  вынести новое решение.

Одно из указанных решений должно быть принято в течение месяца со дня поступления жалобы. Данный срок может быть продлен для получения документов и информации, необходимой для рассмотрения жалобы, но не более чем на 15 дней. О принятом решении сообщается в течение трех дней в письменной форме.

 

 


 



Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции