Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция

Краткое описание

1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое администрирование - лекции.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Основные характеристики (ст. 89 НК РФ):

- как правило, осуществляется на территории налогоплательщика, лишь при отсутствии у него возможности предоставить помещение для проведения ВНП, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа;

- проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя;

- объектом проверки являются  налоговые декларации, а также документы, фиксирующие факты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- может проводиться по  одному (нескольким) налогам (тематическая), либо по всем налогам, уплачивающимся  налогоплательщиком (комплексная);

- не может продолжаться больше двух месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4 (в исключительных случаях до 6) месяцев;

- проверка может быть  приостановлена по решению руководителя  налогового органа, или его заместителя, в случае истребования документов  в рамках ст. 93.1 НК РФ, проведения экспертиз, получения информации от государственных органов иностранных государств, а также перевода документов на русский язык, общий срок приостановки не может превышать 6 месяцев (по основанию получения сведений от иностранных органов – 9 мес.);

- налоговые органы в ходе выездной проверки могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских и других помещений и территорий, использующихся для извлечения доходов, осуществлять выемку документов;

- проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году вынесения решения на проведение проверки;

- процессуальные нормы оформления результатов проверки:

// датой окончания ВНП  признается дата справки о проведении ВНП,

// в течение двух месяцев  после окончания проверки должен  быть составлен акт ВНП,

// 5 дней на вручение  акта налогоплательщику (возможна  отправка по почте заказным  письмом),

// налогоплательщику предоставляется 15 дней со дня получения акта на предоставление письменных возражений по акту,

// решение по результатам  ВНП должно быть вынесено в  течение 10 дней со дня истечения  срока для представления возражений.

Три возможных решения по результатам ВНП:

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- о привлечении к ответственности  за совершение за совершения  налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

В последнем случае в срок не превышающий 1 месяца проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля по фактам, отраженным в акте – допросы, истребование документов и экспертизы.

Налогоплательщик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

 

 

Тема 7. Применение налоговых санкций и административных штрафов.

 

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены ст. 108 НК РФ:

- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

- основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;

- привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;

- привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (сбора) и пени;

- лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (ст. 116-129.2 НК РФ):

- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере пяти тысяч рублей, нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность должностных лиц – от 500 до 1000 руб.

- Уклонение от постановки на учет в налоговом органе – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей, то же деяние, совершаемое в течение более 90 календарных дней – штраф в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.

- Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке – штраф 5000 рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.

- Непредставление налоговой декларации: при просрочке до 180 дней штраф в размере 5% от суммы налога к уплате в бюджет по данной декларации за каждый полный или неполный месяц, но не менее 100 руб., при просрочке более 180 дней штраф в размере 30% от суммы налога к уплате плюс по 10% от данной суммы за каждый полный или неполный месяц. Кроме того, предусмотрена административная ответственность должностных лиц – от 300 до 500 руб.

- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета и т.п.

- Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора): штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

- Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

- Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, предусмотрена административная ответственность должностных лиц – от 300 до 500 руб.

и т.д.

Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения оформляется Решением налогового органа.

Привлечение к административной ответственности производится в порядке, установленном КоАП для производства по делам об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца со дня его совершения.

 

 

Тема 8. Учет и отчетность по налогам и сборам в налоговых органах.

 

Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально-экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом.

Оперативно собранные, обработанные данные налоговой отчетности дают возможность руководству ФНС и территориальных налоговых органов делать правильные выводы о результатах практической работы по обеспечению поступления налогов и сборов в бюджетную систему и по контролю за соблюдением налогового законодательства.

Важнейшей задачей налоговой статистики является исследование эффективности налогового процесса и происходящих в налоговой системе преобразований на основе научно обоснованной системы показателей.

 

Налоговая статистика базируется на формах отчетности, утвержденных ФНС РФ:

 

    1. форма № 1-НМ – отчет о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему в разрезе налогов и в разрезе бюджетов (ежемесячно);
    2. форма № 1-ОНС – прогнозная оценка поступления налогов в бюджетную систему;
    3. форма № 2-НМ – отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах (в т.ч. с участием органов внутренних дел)  (ежемесячно);
    4. форма № 2-НК – отчет о результатах всей контрольной работы (ежеквартально);
    5. форма ВП – отчет о взыскании обязательных платежей (ежеквартально);
    6. форма № 5-Ю – отчет о материалах, направленных в органы внутренних дел, содержащих признаки совершения налогового преступления (ежеквартально).

 

Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных «расчеты с бюджетом», утвержденным Приказом ФНС России от 16.03.2007 г. № ММ-3-10/138@ налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.

Открытие карточек "РСБ" вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа налогоплательщиков осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе:

- с момента возникновения  установленных законодательством  обстоятельств, предусматривающих  уплату данного налога, сбора, а  также с момента возникновения  установленных пенсионным законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов, т.е. с момента представления плательщиком деклараций (расчетов), а также поступления из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;

- с момента уплаты  налогов (сборов, взносов), а также  иных обязательных платежей, администрируемых  налоговыми органами.

Порядок обмена информацией между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации определен совместными Приказами Федерального казначейства и ФНС России от 27.06.2005 N 7н/САЭ-3-10/285 "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации". Полученная информация является основанием для учета поступивших платежей в КРСБ, а также для подготовки информации по поступлению обязательных платежей в бюджетную систему.

Кроме того, информация об уплате обязательных платежей поступает также от кредитных организаций – платежные документы формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), используемые для уплаты обязательных платежей физическими лицами.

Начисление пеней осуществляется автоматически в соответствии с правилами, установленными НК РФ. Выверке и, при необходимости, корректировке подлежит значение ставки рефинансирования, а также количества дней просрочки платежа.

Указанные Рекомендации отменены Приказом ФНС России от 27.02.2010 г. № ММ-7-1/81@.

 

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст. 78-79 НК РФ.

Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции