Налогообложение деятельности малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить теоретические аспекты правового регулирования малого предпринимательства, рассмотреть основные системы налогообложения малого бизнеса.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
• изучить теоретические основы правового положения малого предпринимательства;
• определить сущность правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого бизнеса
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса 12
1.3 Системы налогообложения субъектов малого бизнеса 15
Глава 2. Анализ систем налогообложения на примере малого предприятия ООО ТД «Мотордеталь»
2.1. Общая характеристика и организационная структура ООО ТД «Мотордеталь» 22
2.2. Налогообложение по общеутановленной системе налогообложения на примере ООО ТД «Мотордеталь» 26
2.3. Система налогообложения при применении УСН на примере ООО ТД «Мотордеталь» 30
2.4. Совершенствование налогообложения для субъектов малого бизнеса 31
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 172.48 Кб (Скачать файл)

Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых  обусловливают простоту и эффективность  управления предприятием, позволяют  малому бизнесу наиболее динамично  осваивать новые виды продукции  и экономические ниши, развиваться  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса, обеспечивать ускоренное освоение инвестиций и высокую оборачиваемость  оборотных средств, проводить активную инновационную деятельность, способствующую ускоренному развитию различных  отраслей хозяйства во всех секторах экономики. 
 Однако малым предприятиям свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к их массовому банкротству, переспециализации деятельности или закрытию. По данным Всемирного банка число вновь образуемых малых предприятий через год сокращается на 50% , а через пять лет их остается не более 23%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных постоянно рождаются новые предприятия. 
 Все это обусловливает необходимость государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса. Государство создает для всех граждан благоприятные условия для частной инициативы, установления цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и государством, обеспечивает экономические, правовые и организационные условия для поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса

 

 

1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса .

Критерии, позволяющие отнести  хозяйствующие субъекты к субъектам  малого предпринимательства, имеют  приоритетное значение, поскольку эти  предприятия могут осуществлять самый широкий спектр деятельности: от розничной торговли до научных  разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике с присвоением  соответствующего статуса указанным  экономическим субъектам на них  распространяются меры государственной  поддержки в виде специальных, более  выгодных условий налогообложения. Аналогичные критерии используются для проведения различных стимулирующих  мероприятий - создание льготных программ кредитования, специальных фондов поддержки  и т.д.

Однако для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие  как малое могут меняться в  зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на которого распространяются меры государственной  поддержки, или как субъект налоговых  правоотношений.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" нормативное  правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Анализ предмета регулирования  и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать  вывод о том, что специальные  нормативно-правовые акты о малом  и среднем предпринимательстве  следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство.

Субъекты малого предпринимательства  подлежат регистрации и занесению  в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства  дает право на получение государственной  поддержки. Среди мер поддержки  следует назвать: создание льготных условий использования государственных  финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления  государственной статистической и  бухгалтерской отчетности; установление налоговых льгот; поддержка внешнеэкономической  деятельности; право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и др. Для  субъектов малого предпринимательства  предусматривается резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд.

В сфере правового регулирования  предпринимательских отношений, в  частности, отношений, связанных с  организацией и деятельностью малого предпринимательства, важная роль отводится  гражданскому законодательству. Именно гражданское законодательство закрепляет признаки предпринимательской деятельности, дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской  деятельности; регулирует правовое положение  индивидуального предпринимателя  и коммерческих и некоммерческих организаций; устанавливает общий  порядок создания, реорганизации  и ликвидации субъектов предпринимательства (главы 3, 4 ГК РФ) , виды и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров (главы 27-29, часть II ГК РФ) и т.д.

Значение административного законодательства состоит в том, что оно регламентирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного регулирования предпринимательской  деятельности (например, отношения, возникающие  в связи с государственной  регистрацией хозяйствующих субъектов, лицензированием отдельных видов  предпринимательской деятельности, в процессе государственного контроля (надзора), и т.д.). Налоговое законодательство устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства. Бюджетное законодательство регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с  иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских  отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Полномочия между органами государственной  власти Российской Федерации, государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства четко разграничены. Определены условия взаимодействия органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

В целом закрепленные за каждым уровнем  власти полномочия должны способствовать динамичному развитию малого и среднего бизнеса, его интеграции в мировую  экономику.

 

 

1.3.Системы налогообложения субъектов малого бизнеса.

В настоящее время  в России действуют три системы  налогообложения, применяемые в  отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима - упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; система налогообложения  вмененного дохода.

Российским законодательством  установлены два вида налоговых  режимов: 1) Общий; 2) Специальные:

    • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
    • Упрощенная система налогообложения (УСНО);
    • Упрощенная система налогообложения на основе патента;
    • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Указанные режимы налогообложения  могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными  предпринимателями.   Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

Выбор любого из налоговых  режимов (кроме обязательного к  применению единого налога на вмененный  доход) является добровольным. Все специальные  налоговые режимы имеют установленные  законодательством условия и  ограничения их применения. Для перехода на специальный режим налогообложения  необходимо в установленные Налоговым  кодексом сроки подать в территориальный  налоговый орган соответствующее  заявление.

Общий налоговый  режим.

Общий налоговый  режим является основным режимом  налогообложения для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. Применяя данный режим, налогоплательщики – юридические лица (т.е. организации) должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать следующие основные налоги:

  • налог на добавленную стоимость; 
  • налог на имущество организаций; 
  • налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей); 
  • налог на доходы физических лиц.

Специальные налоговые  режимы.

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога при упрощенной системе налогообложения, так как он заменяет налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль. Иные налоговые платежи кроме данного налога для его плательщика не предусмотрены.

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для  тех предпринимателей, в доходах  которых не менее семидесяти процентов  занимают доходы от сельскохозяйственного  производства. Применение данного налогового режима носит добровольный характер и предприниматель вправе сам  определить возможность использование  его для себя.

С 2013 года заявительный порядок  перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Ранее подавалось заявление о переходе на ЕСХН, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения налоговых органов. Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН.

Закон содержит четкое обозначение  сроков, когда это можно сделать:

  • Для вновь зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента получения свидетельства о регистрации.
  • Для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующему переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что если предприниматель перестает  подпадать под критерии, предусмотренные  для налогоплательщиков единого  сельскохозяйственного налога, то он обязан уведомить об этом налоговые  органы в  течение пятнадцати со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Существуют определенные плюсы и минусы ЕСХН, которые необходимо учитывать при рассмотрении возможности  перехода на данный режим налогообложения. К несомненным достоинствам можно  отнести такие особенности ЕСХН:

  • Минимальное количество отчетности.
  • Добровольность использования данного режима, а также возможность перехода с ЕСХН на УСН.
  • Возможность снижения налоговой нагрузки.
  • Оптимальные сроки уплаты ЕСХН, особенно для видов деятельности с ярок выраженной сезонностью.
  • Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.

К недостаткам относится:

  • Ограничение расходных статей.
  • В случае, если не представлено заявление на ЕСХН, то предприниматель теряет право на использование данного режима.
  • Необходимость соблюдения ряда условий по ведению деятельности.

Налоговая декларация по ЕСХН должна быть сдана до 31 марта года, следующего за отчетным.

Упрощенная система  налогообложения.

Перейти на упрощенную систему налогообложения (УСНО), равно  как выбрать объект налогообложения можно добровольно, если соблюдаются установленные статьей 346.12 Налогового кодекса ограничения. Основными ограничениями, не позволяющими применять УСНО, являются:

  • размер дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСНО, не должен превышать 45 млн. руб.;
  • размер дохода за календарный год в период применения УСНО не должен превышать 60 млн. руб.;
  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • стоимость имущества не более 100 млн. руб.

Применение УСНО позволяет не уплачивать следующие  налоги: 

Уплата всех этих налогов заменяется уплатой одного налога, рассчитываемого с суммы  доходов либо с суммы доходов  за вычетом расходов.

Информация о работе Налогообложение деятельности малых предприятий