Налогообложение развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение налогообложения в развивающихся странах на сравнительном примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Основы налоговой системы РФ И КНР……………………………….…..5
1.1 Виды и классификации налогов………………………………………………..5
1.2 Структура действующей налоговой системы……………………………….15
1.3 Функции налогов………………………………………………………………21
Глава 2 Анализ результатов налогообложения в развивающейся стране на примере Беларуси………………………………………………………………….23
2.1 Краткая характеристика СП ЗАО «Милавица»……………………………..23
2.2 Анализ результатов налогообложения СП ЗАО «Милавица»…………….24
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение развивающихся стран, курсовая, практика, Оля (УлГТУ, Куликова), все (2).doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

- единовременные - уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества [4, с. 101-102].

В настоящее  время в Китае насчитывается 25 видов налогов, которые, в зависимости от их природы и выполняемых функций, могут быть объединены в 8 групп:

- налоги с оборота. Эта группа включает 3 вида налогов, а именно: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность. Собираемость этих налогов зависит от объема товарооборота или сбыта в сферах производства, обращения и услуг;

- налоги на прибыль (доходы). Сюда входят: налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и с физических лиц. Поступления от этой группы налогов зависят от суммы прибыли, полученной юридическими лицами, или от размера дохода физического лица;

- ресурсные платежи, включающие ресурсный налог и земельный налог. Эти налоги взимаются с природопользователей, а также с пользователей городских и районных земель. Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов. Их цель - выровнять доходы налогоплательщиков, осуществляющих природопользование в разных местностях и условиях;

- целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодиями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли;

- имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость;

- налоги с операций. В эту группу входят: налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества. Этими налогами облагаются определенные операции;

- сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота. Налогоплательщиками выступают юридические или физические лица, получающие доход от земледелия или животноводческой деятельности;

- таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые или вывозимые, на или с территории Китая.

В настоящее время  в Китае в отношении предприятий  с иностранными инвестициями, иностранных  предприятий и иностранных граждан  применяются 14 видов налогов, которые  в свою очередь разделены на 3 группы:

1. Центральные налоги

- таможенные пошлины; 

- потребительский налог;

- НДС, взимаемый таможней;

- налог на хозяйственную  деятельность, который взимается  с банков, финансовых организаций,  государственных предприятий и  иностранных торговых корпораций.

2. Совместные налоги

- НДС; 

- налог на  использование природных ресурсов;

- налог на  ценные бумаги;

- налог на  хозяйственную деятельность, взимаемый  с других банков и страховых  организаций.

3. Местные  налоги

- налог на  прибыль предприятий; 

- налог на  хозяйственную деятельность от  других источников;

- налог на недвижимость;

- подоходный  налог с физических лиц; 

- гербовые сборы 

- налог на  наследство;

- налог на  повышение стоимости земли [14].

 

1.2 Структура действующей налоговой системы

Анализ налоговых  систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

         Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

- виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);

- субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

- законодательная база по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками;

- законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В настоящее  время налоговая система Российской Федерации состоит из следующих  взаимосвязанных элементов - подсистем, формирующих ее структуру. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. На рис. 1.2 представлен состав обязательных элементов налоговой системы Российской Федерации. 

 

Рисунок 1.2 –  Обязательные элементы налоговой системы  РФ

 

Так же налоговая  система включает следующие подсистемы:

-правоохранительная  подсистема обеспечивает экономическую  безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы;

-подсистема  судопроизводства обеспечивает, рассмотрение в арбитражных судах и судах обей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками [11, с. 14-17].

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и др. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках4 Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в  сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного  пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ.

Исключительные  особенности имеет российская налоговая  система в части классификации  налогов по субъекту уплаты. Структура  налоговой системы России в зависимости  от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица.

Специфика структуры  российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:

- низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;

- в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;

- существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате этого  отсутствует реальная налоговая  база налогоплательщиков - физических лиц. В отличие от других стран  в российской налоговой системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли, практически в двух случаях:

- при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;

- прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.

В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц [12, с. 5-8].

Налоговая система  Китая является сборником постановлений, правил и отношений, которые регулируют процесс уплаты налогов предприятиями, предпринимателями и другими субъектами, обязанными к уплате налогов. В последние двадцать лет налоговая система Китая претерпела большое число изменений, целью которых было придание всей системе максимальной гибкости, а также высокой эффективности. Налоговые органы Китая представлены на рисунке 1.3.


Рисунок 1.3 –Налоговые органы в Китае

 

 
 

Налогообложение в КНР осуществляется Главным налоговым управлением КНР посредством местных налоговых управлений. В Китае существует две параллельные системы налоговых органов: управления по центральным налогам, находящиеся непосредственно в подчинении ГНУ КНР, и управления по местным налогам, которые подчиняются ГНУ КНР и местным народным правительствам провинциального уровня.

Управления  по центральным налогам осуществляют сбор налогов, доход по которым поступает  полностью в распоряжение центрального правительства либо распределяются между центральным и местными правительствами. Управления по местным налогам осуществляют сбор налогов, которые поступают в распоряжение местных правительств (местные налоги).

На сегодняшний  день, существуют следующие государственные  органы, обладающие полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику:

-     Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет, с помощью которых непосредственно разрабатываются, принимаются, вводится в действие налоговые законы;

- Государственный совет, который в свою очередь разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;

- Министерством финансов, Государственным налоговым управлением, Комитетом тарификации и классификации при Государственном совете и Главным таможенным управлением разрабатываются и принимаются нормативные документы в области налогообложения [15].

 

Налоговое законотворчество состоит из четырех этапов: разработка законопроекта, его рассмотрение, голосование (принятие закона) и обнародование закона. Административное нормотворчество в сфере налоговых правоотношений состоит из следующих четырех этапов: планирование нормативного акта, разработка его проекта, утверждение нормативного акта и опубликование его текста. Прохождение через четыре стадии законотворческой деятельности и административного нормотворчества – обязательное условие при принятии законов, положений и инструкций.

Помимо этого, законодательством КНР предусмотрено, что в рамках, определенных республиканским  законодательством и нормативными актами республиканского уровня, допускается издание местных налоговых законов и нормативных актов, принимаемых нижестоящими СНП и народными правительствами.

 


    1. Функции налогообложения

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Налоги, как в России, так и в Китае выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

- фискальная - основная функция налогообложения. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта;

- регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства;

-контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов;

- стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

В Законе «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» предусмотрены  следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения  определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы. http://www.netnalogu.ru/content/rol.shtml

Можно назвать  также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. Распределительная функция налогообложения , которая состоит состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения) [6, с. 32-35].

Информация о работе Налогообложение развивающихся стран