Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретических основ налога на добычу полезных ископаемых (налогоплательщики, ставки, объект налогообложения, налоговый период);
- провести анализ и динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых по РФ и Орловской области;
- проанализировать действующую систему исчисления уплаты налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ……………………………………………… 6
1.1. История возникновения налога на добычу полезных ископаемых 6
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых… 8
1.3. Налоги и взносы на добычу полезных ископаемых в зарубежных
странах ………………………………………………………………… 20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ …………………………………. 23
2.1. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых в Федеральный бюджет РФ …………………………… 23
2.2. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых по Орловской области ………………………………… 26
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ………………………………... 29
3.1. Проблемы развития налога на добычу полезных ископаемых 29
3.2. Перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральные налоги.Курсовая.docx

— 90.09 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю и деления на 261:

Кц = (Ц - 9) x (Р/261)

Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).

В случае если степень выработанности запасов  конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x (N/V)

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов  полезных ископаемых за календарный  год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

V - начальные  извлекаемые запасы нефти, утвержденные  в установленном порядке с  учетом прироста и списания  запасов нефти (за исключением  списания запасов добытой нефти  и потерь при добыче) и определяемые  как сумма запасов категорий  А, В, С1 и С2 по конкретному  участку недр в соответствии  с данными государственного баланса  запасов полезных ископаемых  на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов  конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

В иных случаях  коэффициент Кв принимается равным 1.

Сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля от стоимости добытых полезных ископаемых.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода (месяц) по видам добытых полезных ископаемых. При этом налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых  полезных ископаемых.

 В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи, исчисляемые как одна третья общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода. Положительная разница между суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, и общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату (зачету) налогоплательщику в соответствии со ст.78 НК РФ.

В силу гл. 26 НК РФ в отношении добытых  полезных ископаемых, за исключением  нефти, суммы ежемесячных авансовых  платежей, подлежащие уплате в течение I квартала 2008г., исчисляются как  одна третья сумм, начисленных за IV квартал 2007 г. платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

При добыче нефти суммы ежемесячных  авансовых платежей, подлежащие уплате в течение I квартала 2008г., исчисляются  как одна третья сумм, начисленных  за IV квартал 2007 г. платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

По итогам налогового периода налог  уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу. Обязанность  представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает  за тот налоговый период, в котором  начата фактическая добыча полезных ископаемых. Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего дня каждого  месяца налогового периода.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 126 внесены дополнения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым:

1. Сумма  налога на добычу полезных  ископаемых, подлежащего уплате  по итогу налогового периода,  а также авансовые платежи  по налогу поступают в доход  федерального бюджета, бюджета  субъекта Российской Федерации,  соответствующего местного бюджета.

2. Сумма  налога, исчисленная налогоплательщиком  по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных  ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

- 40 % от суммы налога – в доход федерального бюджета;

- 60 % от суммы налога – в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Сумма  налога, исчисленная налогоплательщиком  по полезным ископаемым (за исключением  добытых полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  и общераспространенных полезных  ископаемых), добытым на территории  автономного округа, входящего в  состав края (области), распределяется  в порядке, установленном соглашением  между автономным округом и  краем (областью).

4. Сумма  налога, исчисленная налогоплательщиком  по добытым полезным ископаемым  в виде углеводородного сырья,  распределяется следующим образом:

- 80 % от суммы налога – в доход федерального бюджета;

- 20 % от суммы налога – в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

5. Сумма  налога, исчисленная налогоплательщиком  по добытым полезным ископаемым  в виде углеводородного сырья  на территории автономного округа, входящего в состав края или  области, распределяется следующим  образом:

- 74,5 % от суммы налога - в доход федерального бюджета;

- 20 % от суммы налога - в доход бюджета округа;

- 5,5 % от суммы налога - в доход бюджета края или области.

Зачислять 100% доходов от налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет предлагается с 2010 года. В настоящее  время 95% НДПИ перечисляется в Федеральный  бюджет, а 5% - в бюджеты субъектов  федерации.

При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба доводит для  использования в работе данные, применяемые  для расчета налога на добычу полезных ископаемых в

отношении нефти, за январь 2010 года5:

- средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 75,70 долл. США за баррель (Российская газета от 15.02.2010 № 31 (5110));

- официальные курсы доллара США к рублю Российской Федерации (приложение);

- среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода – 29,9456;

- значение коэффициента Кц – 6,9644.

 

1.3. Налоги и взносы на добычу полезных ископаемых в зарубежных странах

 

Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы6.

Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

Ренталс - вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

Роялти - налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством - собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.

Роялти  может иметь как твердую, так  и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит  от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале  фактически служит для изъятия у  производителя части ресурсной  ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает  для компаний финансовые стимулы  для работы в нужном для государства  направлении.

В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.

Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует  производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации  своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим, в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками7.

Достаточно  широкое распространение в мировой  практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в  таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной  продукции в добыче оговаривается  в соглашении. Оставшаяся часть продукции  подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в  пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с  ростом добычи могут изменяться в  пользу государства. Принадлежащая  компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях  о разделе продукции также  включаются обязательства по уплате роялти.

В одной  и той же стране компании могут  работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе  продукции.

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

2.1. Анализ и динамика поступления  налога на добычу полезных  ископаемых в Федеральный бюджет РФ

 

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2009г. поступило  налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального  налога) на сумму 5652,4 млрд.рублей, что  на 23,8% меньше, чем за соответствующий  период 2008 года. В ноябре 2009г. поступления  в консолидированный бюджет составили 476,7 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем  на 22,1%.

Таблица 1.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. руб8.

 

 

Январь-ноябрь  
2009г.

В % к  
январю-ноябрю 2008г.

 

 

Консолиди-

рованный

бюджет

В том числе

 

 

Консолиди-

рованный

бюджет

В том числе

федераль-ный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  РФ

федераль-ный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  РФ

  Всего

5652,4

2266,0

3386,4

76,2

66,3

84,6

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

941,5

876,7

64,8

57,8

57,2

66,3


 

В январе-ноябре 2009г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 941,5 млрд.рублей, снизившись по сравнению с соответствующим  периодом 2008г. на  42,2%. НДПИ составил 16,7% от общего бюджета. (Приложение)

Таблица 2.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых, млрд.руб9.

 

 

Январь-ноябрь  
2009г.

В % к  
январю-ноябрю 2008г.

 

 

Консолиди-

рованный

бюджет

В том числе

 

 

Консолиди-

рованный

бюджет

В том числе

федераль-ный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  РФ

федераль-ный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  РФ

  Всего

941,5

876,7

64,8

1629,7

1532,0

97,7

       из него:

     нефть

834,1

792,4

41,7

1504,2

1429,0

75,2

     газ горючий природный

67,3

67,3

-

83,3

83,3

-

     газовый конденсат

6,1

5,8

0,3

8,3

7,9

0,4

     прочие полезные ископаемые

34,0

11,2

22,8

33,9

11,8

22,1

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития