Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретических основ налога на добычу полезных ископаемых (налогоплательщики, ставки, объект налогообложения, налоговый период);
- провести анализ и динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых по РФ и Орловской области;
- проанализировать действующую систему исчисления уплаты налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ……………………………………………… 6
1.1. История возникновения налога на добычу полезных ископаемых 6
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых… 8
1.3. Налоги и взносы на добычу полезных ископаемых в зарубежных
странах ………………………………………………………………… 20
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ …………………………………. 23
2.1. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых в Федеральный бюджет РФ …………………………… 23
2.2. Анализ и динамика поступления налога на добычу полезных
ископаемых по Орловской области ………………………………… 26
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ………………………………... 29
3.1. Проблемы развития налога на добычу полезных ископаемых 29
3.2. Перспективы развития налога на добычу полезных ископаемых 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральные налоги.Курсовая.docx

— 90.09 Кб (Скачать файл)

Согласно  указанному Федеральному закону с 1 января 2009 года так называемые «налоговые каникулы» по НДПИ на нефть (то есть применение нулевой налоговой ставки при добыче налога на некоторых участках недр) распространяются также на участки  недр, расположенные на территориях  севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострове  Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, континентальном шельфе Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях.

Одновременно  с 1 января 2009 года было отменено такое  условие применения понижающего  коэффициента к ставке НДПИ на нефть  при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности и добыче сверхвязкой нефти, как  использование прямого метода учета  нефти, добытой на указанных участках недр. Указанные решения позволили  существенно расширить сферу  применения льготного налогообложения.

"Основными  направлениями налоговой политики  на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" в рамках дальнейшего совершенствования налогообложения добычи углеводородного сырья предлагается:

1. В целях  рационального использования энергетических  ресурсов и обоснованного снижения  налоговой нагрузки на нефтедобывающую  отрасль экономики в части  НДПИ, а также создания стимулов  для разработки месторождений  с высоким уровнем затрат, будут  введены «налоговые каникулы»  при добыче нефти на новых  месторождениях, расположенных в  Черном и Охотском морях. 

2. В целях  создания стимулов для разработки  малых месторождений предполагается  ввести понижающие коэффициенты  при добыче нефти на таких  месторождениях.

3. Предприятия  газовой отрасли располагают  значительными рентными доходами, которые с 1 января 2010 г. предполагается изымать с использованием ставки  налога   на   добычу   полезных   ископаемых, которая будет ежегодно индексироваться в соответствии с динамикой внутренних цен на газ.

4. В рамках  дальнейшего совершенствования  порядка налогообложения  добычи  полезных  ископаемых  предполагается  разработать и закрепить с  2010-2011 годов в законодательстве  о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые  стимулы для добычи нефти из  комплексных месторождений, что  позволит значительно увеличить  эффективность разработки месторождений.

5. Предпочтительность использования налогообложения добавочного дохода определяется тем обстоятельством, что не создает экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений, характеризующихся повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами. Такой подход может быть реализован в разных формах, например, на основе применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, ресурсно-рентного налога или дополнительного налога на прибыль.

Налог   на   добычу   полезных   ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых, предполагает перейти на взимание  налога  на  добычу   полезных   ископаемых  по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля.

6. Зачислять 100% доходов от налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет предлагается со следующего года. В настоящее время 95% НДПИ перечисляется в Федеральный бюджет, а 5% - в бюджеты субъектов федерации.

Регионы тревожит то, что налог на добычу полезных ископаемых собираются забрать  в вышестоящий бюджет. Необходимо чтобы распределение налогов  было равномерным, чтобы субъекты Российской Федерации располагали устойчивыми  налоговыми поступлениями.

В рамках реализации налоговой политики предполагается завершить разработку подходов и необходимой нормативной  правовой базы для введения налога на добавочный доход при добыче нефти  и начать его применение на новых  месторождениях нефти, начиная с 2011-2012 года. По налогу на добычу полезных ископаемых, взимаемому одновременно с НДД, должна быть установлена достаточно низкая ставка (например, с коэффициентом 0,3-0,5 к основной или адвалорная ставка 6-10%). Начиная с 2010 года, предполагается перейти на взимание налога на добычу полезных ископаемых по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля.

Налог на добычу полезных ископаемых относится  к категории устойчивых, хорошо администрируемых налогов. Конъюнктура на данном рынке  очень благоприятная, хорошо прогнозируемая. Это практически единственный сектор, который имеет положительную  динамику на перспективу и на 2010-й  год.

С 2009 года в главу 26 НК внесен ряд существенных изменений.

Для определения  налоговой базы по НДПИ с 1 января 2009 г. по добытой нефти используется вес нетто (п. 1 ст. 339 НК). Уточнение вызвано тем, что налоговая ставка по нефти установлена за тонну обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти. Ранее налоговая база по данному виду полезных ископаемых определялась посредством специального расчета.

Величина  НДПИ за каждый налоговый период зависит  от двух составляющих: цены нефти и курса доллара. То обстоятельство, что между динамикой данных показателей существует определенная корреляция (чем дороже нефть, тем ниже курс доллара, и наоборот), позволяет несколько сглаживать резкие колебания любого из показателей.

С 2009 года изменяется порядок расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть: с 9 до 15 долл. США за баррель увеличен не облагаемый налогом минимум (абз. 1 п. 3 ст. 342 НК).

Так же признан утратившим силу абз. 9 п. 4 статьи 342 НК, которым устанавливалось, что для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно п. 1 статьи 337 НК на едином технологическом объекте налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект. Начиная с 2009 г. соответствующий коэффициент должен рассчитываться по каждому участку недр вне зависимости от прочих условий и объема подготовительных мероприятий, проведенных организацией.

При применении налоговой ставки исключен метод  прямого учета количества добытой  нефти на конкретных участках недр (пп. 8 и 9 п. 1 и п. 4 статьи 342 НК). Это  следует расценивать как отказ  от использования данного метода учета для целей налогообложения.

В 2009 г. также увеличился перечень участков, в отношении которых применяется нулевая ставка НДПИ. Среди них участки недр, расположенные:

- севернее  Северного полярного круга в  границах внутренних морских  вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ (пп. 10 п. 1 статьи 342 НК);

- в Азовском  и Каспийском морях (пп. 11 п. 1 статьи 342 НК);

- на территории  Ненецкого автономного округа  и на полуострове Ямал в  Ямало-Ненецком автономном округе (пп. 12 п. 1 статьи 342 НК).

Для каждого  из районов установлены свои ограничения  по применению нулевой ставки - максимальный накопленный объем добычи нефти  и сроки разработки запасов участка  недр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение следует отметить, что  специфическими особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

Эффективное регулирование добычи полезных ископаемых может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации законодательно установлен обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь).

Значительное  место в работе отводится на рассмотрение направлений совершенствования  законодательства в области регулирования  налога на добычу полезных ископаемых с целью упрощения его исчисления, более полного охвата и увеличения поступлений в федеральный бюджет.

Основной  проблемой налога на добычу полезных ископаемых, а в частности нефти  являются высокие ставки налога. Совершенствование налогового механизма при добыче нефти и реализация мероприятий по совершенствованию налогового механизма усилит стимулирующую функцию налогообложения.

В русле  принимаемых антикризисных мер, Минфином России были разработаны и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г., Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

Следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке  были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при  добыче нефти, включая снижение его ставки. В целях повышения эффективности НДПИ, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти с 2009 года повышен необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленный пунктом 3 статьи 342 Кодекса.

Реализация  мероприятий по совершенствованию  налогового механизма усилит стимулирующую  функцию налогообложения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон РФ от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // РГ, Федеральный выпуск №5056 от 4 декабря 2009 г.
  2. ФЗ РФ от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ, июль 2008
  3. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 823; СЗ РФ, 28.12.2009.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ с изм. и доп на 01.01.2010 // СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823; СЗ РФ, 28.12.2009.
  5. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340; СЗ РФ, 28.12.2009.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных».
  7. Письмо ФНС России от 16.02.2010 № ШС-22-3/118@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за январь 2010 года» //
  8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Одобрено Правительством  Российской   Федерации  25 мая 2009 г.
  9. Бобошко Н.М. Литвиненко А.Н. Майбуров И.А. Селезнева Н.Н. Староверова О.В. Титов В.А. Черник Д.Г. Эриашвили Н.Д. Налоги: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 461 с.
  10. Беликов Д. Природная рента: за и против // РГ (Федеральный выпуск), N 3329 от 24 октября 2003.
  11. Воронков В.А. Дадашев А.З. Демяшова О.Л. Кирова Е.А. Черник Д.Г. Черник И.Д. Налоги: Практика налогообложения. – М.: Финансы и статистика Инфра-М, 2008. – 368 с.
  12. Голованов Г.В. Правовая природа нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый вестник. - 2008. - N 9. - С.3-8.
  13. Грызлов Д.В. Экономическая природа налога на добычу полезных ископаемых // Российский налоговый курьер, 2002, № 10
  14. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
  15. Зрелов А.П., Шаповалов С.Ю. Нефть и газ: уплата налога на добычу полезных ископаемых.-  М.: Foros, NOTA BENE, 2010.
  16. Захарова А.В. Кирова Е.А. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов (под ред. Черника Д.Г.). – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 311 с.
  17. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  18. Князев В.Г. Павлова Л.П. Черник. Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов (под ред. Черника Д.Г.) - 4-е изд. – М.:  МЦФЭР, 2009. – 528 с.
  19. Колесник М. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ арбитражной практики // Налоговый вестник. - 2009. - N 1. - С.170-171.
  20. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России. - М., 2007. – 409 с.
  21. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – 507 с.
  22. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Черника Д.Г. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.
  23. Пансков В.Г. Налоговые аспекты освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа России // Налог. вестник. - 2008. - N 11. - С.3-9.
  24. Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. – 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика. – ч. 2. 2007. – 33 с.
  25. Подпорин Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: расчет с учетом изменений // Экономика и жизнь. - 2004. - Февр. (N 8). - С.5-12. - (Бухг. прилож.)
  26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2008. – 592 с.
  27. Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тедеев. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. - 640 с.
  28. Ряховский Д. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с.
  29. Семенихин В.В. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами: практическое руководство М.: Эксмо, 2006. – 416 с.
  30. Семенихин В.В. Все налоги России 2009: С учетом всех изменений, в том числе вступающих в силу с 01.07.2009. – М.: Эксмо, 2009. – 1040 с.
  31. Топорнин Б.Н., Гаджиев Г.А., Захарова Р.Ф. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: Юристъ – 2005. – 1295 с.
  32. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
  33. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ
  34. www.r57.nalog.ru – Управление федеральной налоговой службы по Орловской области
  35. www.nalvest.com – журнал Федеральной налоговой службы России «Налоговый вестник»
  36. www.rg.ru – Российская газета
  37. www.consultant.ru – сайт Консультант-плюс
  38. www.garant.ru – Гарант – информационно-правовой портал

 

Приложение 1.

Виды добытого полезного  ископаемого, подлежащего обложению  налогом на добычу

 

№ п/п

Виды добытого полезного ископаемого

1

товарные уголь  каменный, уголь бурый и горючие  сланцы

2

торф, прошедший  операции по выемке, дегидратации, фрезерованию, брикетированию и другие операции, необходимые для облегчения его  хранения; торф, прошедший операции по выемке, дегидратации, фрезерованию, брикетированию и другие операции, необходимые для облегчения его  хранения;

3

углеводородное  сырье:

- нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная,  газовый конденсат из нефтегазоконденсатных  месторождений;

- газовый конденсат  из газоконденсатных месторождений,  прошедший операции по сепарации,  обезвоживанию, отделению легких  фракций и прочих примесей;

- газ горючий  природный из газовых и газоконденсатных  месторождений;

- газ горючий  природный из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных  месторождений (далее – попутный  газ);

4

товарные руды:

- черных металлов (железа, марганца, хрома);

- цветных металлов (алюминий, медь, кобальт, никель, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний);

- редких металлов, образующих собственные месторождения  (титан, цирконий, ниобий, редкие  земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий,  селен, тантал, висмут, рений, рубидий);

- радиоактивных  металлов (уран и торий);

- многокомпонентные  комплексные руды.

5

полезные компоненты многокомпонентной комплексной  руды, извлекаемые из нее, при их направлении на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел). Не может быть признана добытым полезным ископаемым продукция, полученная при  дальнейшей переработке многокомпонентной  комплексной руды в обогатительно-металлургическом производстве (обогащение, технологический  передел)

6

горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые  и фосфоритовые руды, калийные, магниевые  и каменные соли, борные руды, сульфат  натрия, сера природная и сера в  нефтяных, газовых, серно-колчеданных  и комплексных рудных месторождениях, бариты, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные  породы и другие виды неметаллических  полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных  удобрений); горнорудное неметаллическое  сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого  кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для  металлургии, кварц-полешпатовое и  кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для  производства буровых растворов  и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы); битуминозные породы (битуминозные породы, асфальты и асфальтовые породы)

7

сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

8

неметаллическое сырье, используемое в основном в  строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии)

9

кондиционный  продукт пьезооптического сырья, особо  чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного  сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и  другие)

10

природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные  и классифицированные камни (природные  алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)

11

концентраты и  другие полупродукты, содержащие драгоценные  металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и  техногенных месторождений

12

соль природная  и чистый хлористый натрий

13

подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные  воды) либо используемые для получения  тепловой энергии. подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные  лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемые для получения  тепловой энергии.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых: действующий порядок исчисления, перспективы развития