Налог на доход физических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основы имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, выдвинуты следующие задачи:
1.Раскрыть сущность имущественного налогообложения в Р.Ф.
2.Классифицировать и указать на достоинства и недостатки имущественного налогообложения в Р. Ф.
3.Рассмотреть налог на имущество физических лиц в Р. Ф.
4.Разобрать проблемы развития имущественного налогообложения физических лиц в Р.Ф.
5.Проанализировать налоговые поступления в бюджет Р. Ф.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги курсовая.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

Обложение капитала как собственности, имущества (земли, домов и т. д.) никогда не оспаривалось теорией налогообложения. «Как городская земельная рента, так и обыкновенная поземельная рента, представляют такой вид дохода, которым собственник во многих случаях пользуется без всякого труда или забот со своей стороны. И если бы часть этого дохода отбиралась у его собственника для покрытия государственных расходов, то это не задержало бы развитие ни одной отрасли промышленности. Годовой продукт земли и труда всего общества, действительное богатство и доход массы народонаселения после введения такого налога оставались бы в таком положении, как и прежде. Вот почему городская земельная рента и обыкновенная поземельная рента являются, может быть, теми формами дохода, которые лучше всего могут вынести специальный налог на них».

Еще одним основанием имущественного обложения, особенно в городах, является «незаслуженное» возрастание стоимости имущества. «В росте ценности строений и земельной площади, находящейся под ними, есть элемент, и притом существенный, чуждый всякому вмешательству труда и капитала: возрастание ценности зависит исключительно от социальных причин». Справедливо и желательно, чтобы эта «особая форма ренты... была привлечена несению подати и обращена на пользу того самого общественного союза, который является ее создателем», – указывает Ф. Нити.

Особенностью имущественных налогов является также, то обстоятельство, что они складывались в границах национальных государств и несут на себе отпечаток особенностей исторического развития и консерватизм этих государств. Это обстоятельство оказывает важнейшее влияние на состав и структуру налогов на имущество, а также на механизм исчисления и порядок уплаты налогов.

Нельзя не отметить и того отрицательного момента, что сам законодатель не поясняет отправных положений, во многом это и способствует разрозненному понимаю данных определений. Ведь современная налоговая система аргументирует преимущества имущественных налогов следующим образом. Данные налоги, являясь оценочными, дают государству доход, как правило, более определенный и предсказуемый, чем налогообложение потребления операций, прибыли или дохода и, соответственно, могут служить твердым и предсказуемым источником поступлений для государства.

Мировой опыт имеет богатую практику применения налога на недвижимость, что позволяет говорить о преимуществах и недостатках налога.

Можно выделить следующие преимущества введения налога на недвижимость:

• как правило, обладатели большей собственности имеют и большие финансовые возможности и поэтому относятся к слоям населения с более высоким уровнем достатка, нежели владельцы меньшей собственности. Это позволяет делать налог прогрессивным и возложить на него перераспределительную роль;

• имущественные налоги позволяют привлечь к обложению доходы, которые ускользают от подоходного налогообложения. Информация, накапливаемая в кадастрах недвижимости, ведет к открытости и прозрачности сведений о стоимости недвижимости, а значит, способствует снижению спекулятивных и «серых» сделок с ней. Переход к обложению недвижимости (освобождение от налогообложения активной части основных фондов) стимулирует прогрессивные сдвиги в технологической структуре производства [8, с. 149];

• введение налога может иметь положительное значение для налогоплательщиков в связи с уменьшением количества уплачиваемых налогов и упрощением учета;

• для предприятий обложению новым налогом подвергалось бы только недвижимое имущество, в то время как при существующей системе в базу налога на имущество организаций включается и стоимость активной части основных фондов. Это могло бы способствовать инвестициям в техническое перевооружение производства;

• оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой;

• узаконенная государством оценка зданий и земли по их реальной стоимости будет способствовать повышению эффективности использования городских земель путем улучшения планирования городской застройки и развитию рыночных отношений в сфере недвижимости.

Однако не все так безоблачно. К основным недостаткам налога на недвижимость относят следующие:

• значительные издержки администрирования: для продуктивного исчисления налога необходимо осуществлять сбор, переработку и регулярную актуализацию значительного объема информации, включая компьютерное обеспечение поддержку, подготовку и содержание штатных сотрудников, оценщиков. Недостаточно качественное администрирование этого налога, приводящее к неадекватной оценке недвижимости либо к неспособности обеспечить налоговые поступления со всех объектов недвижимости, может привести к крайне негативным экономическим и социальным результатам, включая создание условий для нечестной конкуренции;

• наличие недвижимости не связано напрямую с текущим доходом собственника, а, следовательно, с платежеспособностью, поэтому уплата налога может порождать дополнительные социальные проблемы. В целях сглаживания влияния этого недостатка необходимо установить необлагаемый минимум, а также предусмотреть предоставление льгот для социально незащищенных категорий налогоплательщиков (инвалиды, неработающие пенсионеры и т.п.). Налог на недвижимость касается практически каждого человека, поэтому не очень популярен у населения, а переоценка недвижимости или повышение ставок налога связаны с политическими рисками;

• ставки налога на недвижимость как местного налога порой существенно колеблются по отдельным регионам. Это обстоятельство позволяет некоторым авторам утверждать, что налог на недвижимость оказывает влияние на размещение капитала. Наряду с данной точкой зрения существует и мнение о нейтральности налога по отношению к принятию решений плательщиками налога;

• практика показывает, что поступления от группы налогов на недвижимое имущество редко превышают 2% ВВП, обычно они значительно ниже этого уровня. При этом прослеживается явная зависимость между уровнем налогообложения недвижимого имущества и уровнем экономического развития государства. То есть взимать высокие имущественные налоги могут позволить себе только страны с развитой системой оценки имущества и эффективной системой налогового администрирования [10,с. 31].

Таким образом, налог на недвижимость, рассчитанный исходя из рыночных цен, при очевидной справедливости и эффективности на практике имеет ряд недостатков в виде низких поступлений и значительных затрат на поддержание актуальности налоговой базы.

В настоящее время система имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно и точно отражена в приказе Министерстве финансов РФ от 25 декабря 2008 г. №145н «Об утверждении указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации» [4].

 

 

 

Согласно этому закону, к налогам на имущество относятся:

  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на имущество физических лиц;
  • Транспортный налог;
  • Земельный налог;
  • Налог на игорный бизнес;

 

Рассмотрим краткую характеристику каждого налога.

 

Налог на имущество организаций

Вид: Региональный

Категория налогоплательщиков: Юридические лица

Налоговый период: Календарный год

Описание:

   Налог на имущество  организаций относится к региональным  налогам и является стабильным  источником доходов бюджетов  Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

   Налоговая база  определяется как среднегодовая  стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения. Налоговая  база определяется налогоплательщиками  самостоятельно.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

  Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

   Авансовые расчеты  и налоговая декларация

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

   Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на игорный бизнес

Вид: региональный налог

    Категория налогоплательщиков: организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса 
Налоговый период: налоговым периодом признается календарный месяц

Описание:

   Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (статья 365 НК РФ).

    Объектами налогообложения признаются (пункт 1 статья 366 НК РФ):

  • игровой стол,
  • игровой автомат,
  • процессинговый центр тотализатора, 
  • процессинговый центр букмекерской конторы,
  • пункт приёма ставок тотализатора,
  • пункт приёма ставок букмекерской конторы.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (статья 367 НК).

    Налоговые ставки могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в определенных пределах (пункт 1 статья 369 НК). В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, Кодексом устанавливаются фиксированные ставки (пункт 2 статья 369 НК).

    Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения (статья 370 НК).

   Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статья 270 НК). 

 

 

Транспортный налог

Вид: региональный

Категория налогоплательщиков: физические лица

Налоговый период: год

Описание:

   Транспортный налог введен в ходе налоговой реформы с 2003 года. Он так же, как и налог на имущество организаций является региональным, т.е. все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это постоянный и ежегодно увеличивающийся источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросло не только количество собственников автомобилей, но также обладателей водных и воздушных видов транспорта.

   Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

   Сумма налога для физических лиц исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

  Физические лица уплачивают  транспортный налог в соответствии  с налоговым уведомлением, направляемым  налоговым органом.

  С 1 января 2011 года транспортный налог так же, как и земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

 

Земельный налог

Вид: это местный налог.

Категория налогоплательщиков: Юридические лица.

Налоговый период: Календарный год.

  Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

   Земельный налог  уплачивают организации и физические  лица, обладающие земельными участками  на праве собственности, праве  постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого  владения.

   Налогоплательщиками  налога признаются организации  и физические лица, обладающие  земельными участками, признаваемые  объектом налогообложения на  праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения.

   Налоговая база  по земельному налогу определяется  как кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января  года, являющегося налоговым периодом.

Информация о работе Налог на доход физических лиц в РФ