Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основы имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, выдвинуты следующие задачи:
1.Раскрыть сущность имущественного налогообложения в Р.Ф.
2.Классифицировать и указать на достоинства и недостатки имущественного налогообложения в Р. Ф.
3.Рассмотреть налог на имущество физических лиц в Р. Ф.
4.Разобрать проблемы развития имущественного налогообложения физических лиц в Р.Ф.
5.Проанализировать налоговые поступления в бюджет Р. Ф.
4) При идентификации земельного участка административными службами применяются различные обозначения: Федеральной Регистрационной Службой – Условные номера, Федеральной Налоговой Службой – Индетификационный Номер Налогоплательщика, «Роснедвижимостью» – кадастровый номер земельного участка. В связи с этим возникает необходимость применения единого идентификатора – уникального номера объекта недвижимости для целей налогообложения. Данные предложения по идентификации земель позволят создать единый российский реестр налогоплательщиков и кадастр имущества.
Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.
Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.
Первое направление - введение налога на недвижимость как одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также региональный налог на имущество организаций.
Второе направление - формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).
Третье направление - обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета; утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество, подлежащее налогообложению. В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с его ведением, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Однако законодательно не урегулированными остаются многие вопросы, непосредственно связанные с порядком формирования налоговой базы налога на недвижимость, решение которых создаст условия для обеспечения гибкого механизма налогообложения недвижимости.
Четвертое направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.
Пятое направление - упрощение администрирования налогообложения физических лиц. В настоящее время при налогообложении имущественными налогами (транспортным налогом, земельным налогом, налогом на имущество), а также налогом на доходы физических лиц установлен различный порядок администрирования. В целях совершенствования администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками ("электронных сервисов"), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д.
3. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Результаты аналитической обработки исходных данных по анализу динамики (горизонтальный) и структуры (вертикальный) поступления налогов в бюджет Р.Ф. представлены в табл.№1 и №2 [13;14].
3.1 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ
Показатели |
Анализируемые периоды (млн. руб.) |
Отклонения | ||
2012 (на 1 окт.) |
2013(на 1 окт.) |
Абсолютные (млн. руб.) (+) |
Относительные,(%) (+) | |
Налоги на имущество |
1 823 |
2 023 |
200 |
10,97 |
Налог на имущество физических лиц |
110 |
160 |
50 |
45, 45 |
Земельный налог |
1 713 |
1 863 |
150 |
8,76 |
Транспортный налог |
414 |
542 |
128 |
30,92 |
Налог на доходы физических лиц |
9 420 |
10 301 |
881 |
9,35 |
Сумма доходов от налога на имущество имел положительную динамику роста в 2013 г. на 10,97 % по отношению к 2012 г.
Поступления доходов от налога на имущество физических лиц также имел тенденцию увеличения: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. рост составил 45,45%.
Объем поступлений земельного налога в 2012 г. составил 1,713млн. руб. В 2013 г. объем увеличился на 8,76 %, по сравнению с 2012 г.
Объем поступлений транспортного налога в 2012 г. составил 414 млн. руб., что на 30,92 % меньше чем в 2013 г.
Поступления налога на доход физических лиц в 2012 г. составил 9, 420 млн. руб., в 2013 г. объем увеличился на 9, 35% по сравнению с 2012 г.
3.2 Анализ структуры поступления налогов и сборов в региональный бюджет РФ
Таблица № 2
Показатели |
Анализируемые периоды (млн. руб.) |
Относительный показатель структуры 2012, (%) |
Относительный показатель структуры 2013, (%) | |
2012 (на 1 окт.) |
2013 (на1 окт.) | |||
Налоговые поступления, в том числе: |
75 135 |
71 721 |
- |
- |
налог на прибыль |
26 383 |
17 901 |
35,11 |
24,96 |
налог на доходы физических лиц |
23 452 |
25 604 |
31,21 |
35,70 |
Транспортный налог |
414 |
542 |
0,55 |
0,76 |
Налог на игорный бизнес |
0,426 |
0,709 |
0,01 |
0,02 |
Земельный налог |
1 713 |
1 863 |
2,28 |
2,60 |
Налог на имущество физических лиц |
110 |
160 |
0,15 |
0,22 |
Налог на имущество юридических лиц |
6 846 |
7 863 |
9,11 |
10,96 |
прочее |
21,58 |
24,78 |
Как видно по результатам анализа, наибольший удельный вес в составе налоговых поступлений в 2013 г. занимает налог на доходы физических лиц 35,70%.
Удельный вес налога на прибыль в 2012 г. составил 35,11%, в 2013 г. снизился до 24,96%.
Доля транспортного налога в 2012 г. составила 0,55%, в 2013 г. увеличилась до 0,76%.
Удельный вес налога на игорный бизнес 2012 г. составил 0,01%, в 2013 г. поступления возросли до 0,02%.
Доля земельного налога в 2012 г. составила 2,28%, в 2013 г. увеличилась до 2,60%.
Удельный вес налога на имущество физических лиц в 2012 г. составил 0,15%, в 2013 г. поступления возросли до 0,22%.
Доля налога на имущества юридических лиц в 2012 г. составила 9,11%, в 2013 г. увеличилась до 10,96%.
Исходя из данных таблицы №2 мы составили диаграммы, чтобы более подробно рассмотреть долю налоговых поступлений в региональном бюджете Р. Ф. за 2012 -13 года.
Рис. 1 Динамика структуры налоговых поступлений в региональный бюджет (2012-13 гг.)
Доля налога на имущества юридических лиц в структуре доходов регионального бюджета в 2012 г. составила 9,11%, в 2013 г. 10,96%, увеличилась на 1,85%.
Доля налога на имущества физических лиц в 2012 г. составила 0,15%, в 2013г. 0,22, доля увеличилась на 0,07%.
Доля земельного налога в 2012 г. составила 2,28%, в 2013 г. = 2,60%, увеличилась на 0,32%.
Доля налога на игорный бизнес увеличилась в 2013 г. на 0,01%.
Рост доли транспортного налога составил 0,21%.
Доля налога на доходы физических лиц в 2012 г. составила 31,21%, в 2013 г. = 35,70%, увеличилась на 4,49%.
Доля налога на прибыль в 2012 г. составила 35,11 в 2013 г. = 24,96% уменьшилась на 10,15%.
В целом можно сказать, что налог на имущество физических лиц играет незначительную роль в формировании бюджета Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы Российской Федерации. Налог на имущество, транспортный налог, земельный налог затрагивают внимание, как государства, так и его граждан. Поэтому, проводя мероприятия по их реформированию необходимо учитывать интересы обеих сторон. Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и, исходя из имеющихся возможностей, изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.
Налог на имущество физических лиц принадлежат к числу традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Однако за время своего существования этот вид налогообложения перенёс и продолжает переносить значительные трансформации. Проходящая ныне глобальная налоговая реформа, со свойственной ей общей тенденцией к расширению базы налогообложения и соответственно поискам новых форм и видов обложения, не могла не отразиться на данном налоге.
При анализе налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, а в особенности налога на имущество физических лиц, мы сделали следующие выводы:
Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти, не всегда берутся во внимание. В связи, с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов. Но, все же местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль.
Устойчивость налоговой системы во многом зависит не столько от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации его имущественного положения. Поэтому, при налогообложении населения высокие ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень сбережений и инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности экономической системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это функции прежде всего более высоких по доходам групп населения.