Налог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотреть и изучить налог на имущество физических лиц.
Задачи:
 характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
 рассмотрение основных элементов налога на имущество физических лиц;
 определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;
 анализ проблем по налогу и перспективы его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………………….7
1.1. Сущность понятия налога на имущество физических лиц……………….7
1.2. Объекты и субъекты налога на имущество физических лиц……………12
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………14
2.1. Порядок исчисления налога (ставки налога, льготы)……………………14
2.2. Правовой режим взимания и уплаты налога……………………………..14
2.3. Пример исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц …15
ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

НА СДАЧУ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………………….7

1.1. Сущность понятия налога  на имущество физических лиц……………….7

1.2. Объекты и субъекты  налога на имущество физических  лиц……………12

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………14

2.1. Порядок исчисления  налога (ставки налога, льготы)……………………14

2.2. Правовой режим взимания  и уплаты налога……………………………..14

2.3. Пример исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц …15

 

ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..31

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..39

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..46

 

 

 

Введение

Налоги - обязательные платежи, которые взимаются государством с  граждан и хозяйствующих субъектов. Надобность  налогов заключается в потребностях общественного развития. Налоги – это  основной  источник поступлений в бюджет государства, а, следовательно, дополнительный источник ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на социальные нужды.

Особое место  для современной России занимает формирование рациональной налоговой системы, которая направлена на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Одним из наиболее важных путей решения этой задачи является строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Даже в условиях достаточно высокого уровня налоговой нагрузки, налогоплательщик имеет вероятность свести к минимуму свои налоговые платежи. Ведь соблюдение налогового законодательства невозможно без безупречного, грамотного выполнения всех нормативных актов по вопросам налогообложения.

Потребность в  реформировании налогообложения имущества  физических лиц обусловлена необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.1

Вырисовываются  и низкая собираемость имущественных  налогов, и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).

Проблема, связанная  с оценкой недвижимости – весомая  трудность, существующая в данный момент и препятствующая введению налога на недвижимость. Важнейший этап проведения реформы налогообложения недвижимости - создание кадастра недвижимости.

При анализе  региональных и местных налогов, к которым относится большая  часть имущественных налогов, видно, что доходы от налогообложения имущества занимают преобладающую долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов основной объем доходов формируется налогом на имущество организаций. Данный налог занимает более 90% доходов от имущественного налогообложения в России. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты в своей совокупности являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения, - налога на имущество физических лиц, налога на операции с ценными бумагами и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (последние два налога к настоящему времени отменены).

Выбранная мною тема не случайна, так как на сегодняшний  день одним из важнейших имущественных  налогов является налог на имущество  физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Всего поступило налогов в бюджетную систему РФ за 2011год 7422,81 млрд. руб., 2010 год 5878,79 млрд. руб., 2009 год 7516,20 млрд. руб., а в 2008 году за тот же период 9278,39 млрд. руб. Налог на имущество (организаций и физических лиц) за 2011 год 144,21млрд. руб., 2010 год 135,93млрд. руб., 2009 год составил 549,23 млрд. руб.2

Целью моей курсовой работы является рассмотреть и изучить  налог на имущество физических лиц.

Задачи:

  • характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
  • рассмотрение основных элементов налога на имущество физических лиц;
  • определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;
  • анализ проблем по налогу и перспективы его развития.

Объект изучения курсовой работы - налог на имущество  физических лиц.

Предметом изучения послужили общественные отношения  в сфере налогообложения физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы налога на имущество физических лиц.

1.1. Сущность  понятия налога на имущество  физических лиц

 

Налог – это  индивидуальный, безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или  из дохода страны. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения 3.

Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится  разнообразить вводимые налоги. Обращаясь  к истории дореволюционной (до 1917г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др. Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ 1) федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.  В настоящее время введены в действие и взимаются два местных налога: земельный налог;  налог на имущество физических лиц. Перечень местных налогов, указанный в ст. 15 НК РФ, как и налогов других уровней налоговой системы России, является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

По региональным и местным налогам законами субъектов  РФ (нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов) устанавливаются  налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут устанавливаться налоговые льготы  в пределах, предусмотренных НК РФ. Все остальные элементы налога устанавливаются НК РФ

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных  налогов. Это позволило более  полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

Право устанавливать  налоги и другие платежи, входящие в  налоговую систему РФ, независимо от их уровня - прерогатива представительных органов государственной власти и в предусмотренных законодательством случаях - органов местного самоуправления. Установление налогов означает введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти национально-государственных, автономных и административно-территориальных образований могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

Налог на имущество  физических лиц является прямым местным  прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности  которых на территории России находятся  строения, помещения, сооружения.  Налог  на имущество является регулярным, причем налог подлежит уплате владельцем имущества независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Указанный налог относится к прямым налогам и взимается независимо от получаемого владельцем имущества дохода. Суммы исчисленного налога на доходы не уменьшаются на размер налога на имущество. Длительное время налог на строения, помещения и сооружения не играл существенной роли в местных бюджетах, но в последние годы статус этого налога стал резко повышаться за счет изменения подхода к оценке имущества, изменения ставок налога, совершенствования налогового учета объектов и субъектов налогообложения1.

Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость  компенсации затрат государства  по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.  Налог на имущество физических лиц регламентируется законом РФ от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»1; инструкцией МНС России от 2 ноября 1999г. № 54 «По применению закона Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц»2

Налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в  доходы местных бюджетов. Поступления  от налогов на недвижимость мало подвержены колебаниям в рамках экономических  циклов. Эта стабильность особенно важна для местных властей, которые должны обеспечивать свое население многими жизненно важными услугами, нужда в которых постоянна. Поскольку недвижимость трудно скрыть, избежать уплаты налога на недвижимость куда сложнее, чем в случае с другими налогами.

В настоящее время имущественные налоги (налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог) дают 7% поступлений в консолидированный бюджет регионов. При этом налог на имущество физических лиц налог составляет 0,1-0,4% налоговых доходов местных бюджетов3; в консолидированный бюджет Российской Федерации в апреле 2011 года поступило 1 016,0 млрд. рублей – на 23,6% больше, чем в апреле 2010 года. 
За январь-апрель 2011 года поступления составили 3 185,9 млрд. рублей - на 22,3% больше, чем в январе-апреле 2010 года.

Столь незначительная доля объясняется низкими ставками, а  также оценкой налоговой базы по инвентаризационной стоимости, а  не по рыночной, как это принято  в других странах. В случае если расчет налога будет производиться по рыночной стоимости, только значительные изменения экономической конъюнктуры или экологической ситуации в районе расположения недвижимости могут существенно повлиять на поступления налога. В случае обложения строений по рыночной стоимости местные органы власти заинтересованы в росте цен на недвижимость, что стимулирует администрацию предпринимать усилия, направленные на развитие инфраструктуры населенного пункта. Поступления от налога на имущество физических лиц могут идти на финансирование функций, выполняемых за счет местного бюджета, которые имеют непосредственное отношение к самой недвижимости. В этом случае налог в некотором смысле приближается к плате за оказанные услуги, поскольку объем предоставления многих муниципальных услуг примерно соответствует стоимости недвижимости, расположенной на тех или иных участках обслуживания. Бремя налога ложится на жителей соответствующей территории, и налогоплательщики могут реально сопоставлять стоимость услуг с их полезностью.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц