Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:08, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц;
оценена особенность, роль и значение налога на имущество в доходах местных бюджетов;
проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налога на имущество физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на имущество физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
представлены основные направления особенностей совершенствования взимания налога на имущество физических лиц.
Введение 2
Глава 1. Основы налогообложение имущества физических лиц 4
1.1 Становление и развитие имущественных налогов физических лиц 4
1.2 Сущность налогообложения имущества физических лиц 14
Глава 2. Механизм исчисления и взимания имущественных налогов 20
2.1 Особенности исчисления имущественных налогов 20
Глава 3. Проблемы и перспективы 38
Заключение 45
Литература 48
Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:
Экономическую сущность налога на имущество физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этих налогов в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни органов местного самоуправления.
Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2007 г. было учтено более 50 млн. граждан, собственников строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения.
Налоги на имущество (в том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален.
В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества [10].
Налоги, взимаемые с жилых помещений, можно разделить на две основные группы:
Согласно ст.37 Семейного кодекса имущество каждого супруга может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.
Пунктом 6 ст.169 Семейного кодекса определено, что положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные соответственно ст.ст.34 - 37 этого Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами до 1 марта 1996 г.
Таким образом, если имущество приобретено супругами до 1 марта 1996 г., то совместная собственность на это имущество согласно ст.37 Семейного кодекса должна быть установлена, то есть подтверждена правоустанавливающими документами. Если имущество согласно ст.37 Семейного кодекса приобретено супругами после 1 марта 1996 г., то собственником этого имущества признается тот супруг, на чье имя оформлено право собственности.
Можно вывести четыре основных принципа взимания налога на имущество физических лиц:
Начало взимания дани
наступило с великокняжеских
времен, затем после татаро-
Налог на имущество физических лиц – местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”. Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 “Транспортный налог” НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения [14].
Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения.
С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” физические лица, имеющие в собственности объекты жилого и нежилого фонда (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), ежегодно уплачивают налог на строения, помещения и сооружения, введенный для собственников этих видов недвижимого имущества вместо ранее уплачиваемой ими платы за наем в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда. Определяемая для уплаты физическими лицами сумма этого налога зависит от размера ставок налога и налоговой базы, т.е. инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, определяемой органами технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа, с учетом коэффициента пересчета восстановительной стоимости, ежегодно устанавливаемого представительными органами местного самоуправления.
За последнее время сложилась ситуация, когда инвентаризационная стоимость практически оставалась неизменной и соответственно размер налога не увеличивался, тогда как плата за наем жилья в государственном, муниципальном и ведомственном фонде постепенно повышалась. В связи с этим сумма налога в эти годы была значительно ниже размера платы за наем помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фонде и в большинстве случаев составляла от 2 до 7 руб. в год в расчете на одного плательщика.
В целях выравнивания этого положения было принято решение повысить в 2002 г. размер взимаемого с принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества налога, увеличив инвентаризационную стоимость имущества за счет повышения коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений (который является элементом оценки) с 1,48 до 15. При этом следует отметить, что рассчитанная по данному коэффициенту инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по-прежнему останется значительно ниже их реальной стоимости и стоимости, определяемой органами технической инвентаризации при совершении физическими лицами сделок с недвижимым имуществом на вторичном рынке (купли - продажи, мены, дарения и т.п.), и поэтому будет применяться исключительно для целей исчисления налога на строения, помещения и сооружения [5].
В 2002 г. был изменен порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения. Это связано с изменениями, внесенными Федеральным законом N 168-ФЗ от 17.07.99 в Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”. Указанным Законом в качестве налоговой базы для исчисления налога на строения, помещения и сооружения была определена суммарная инвентаризационная стоимость, т.е. сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, принадлежащих одному физическому лицу, расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Указанным Законом ставки налога были установлены в определенных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (до 300 тыс. руб. - до 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3% и свыше 500 тыс. руб. - от 0,3 до 2%). В этих границах представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” Далматовской городской думой было принято решение от 30.03.2006 №120 об установлении налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
В 2003 г. налог на имущество физических лиц исчислялся и взыскивался в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 (с изм. по состоянию на 24.07.02 г.) “О налогах на имущество физических лиц” и инструкцией МНС России от 2.11.99 г. N 54 (с изм. от 27.02.03 г.) “По применении Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” (зарегистрированной Минюстом России 20 января 2000 г. регистрационный N 2057).
Уточнена редакция пунктов, касающихся льгот для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также исключены пункты, касающиеся льгот судьям и членам их семей по уплате налога на имущество физических лиц.
В связи с введением
с 1 января 2003 г. налога на транспортные
средства и исключением из объектов
имущественных налогов водно-
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия местной
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.