Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 20:42, контрольная работа
Цель работы состояла в том, чтобы на основе обобщения теоретических положений, накопленного практического опыта разработать методологические основы налогового контроля по налогу на прибыль организаций для повышения качества системы налогового контроля Российской Федерации.
– осуществление налогового контроля по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, а при неисполнении обязанности – применение мер воздействия;
– разработка эффективного механизма и технологий сбора налога на прибыль организаций, для получения ожидаемых средств в бюджет;
– прогнозирование объемов поступлений налога на прибыль организаций.
Таким образом, налоговое администрирование
налога на прибыль организаций имеет
огромное значение для развития экономики,
так как является условием создания
и развития оптимальной национальной
налоговой системы страны. Совершенствование
системы налогообложения
Обобщая
итоги проведенного исследования, представляется
возможным сделать
2. Налоговый контроль по налогу на прибыль
В настоящее
время теоретические аспекты
налогового контроля недостаточно проработаны.
Требуется уточнить общие положения,
на основании которых должен строится
налоговый контроль, то есть его
принципы. К их числу относятся
юридические, экономические и специфические
принципы налогового контроля, непосредственно
связанные с сущностью налога
на прибыль и методикой
Таблица 1. Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль
Юридические принципы |
Экономические принципы |
Специфические принципы |
Принцип обеспечения законности |
Принцип независимости |
Принцип всеобщности |
Принцип юридического равенства |
Принцип планомерности |
Принцип единства |
Принцип гласности |
Принцип регулярности |
Принцип презумпции невиновности налогоплательщика |
Принцип ответственности |
Принцип объективности и достоверности |
Принцип соблюдения налоговой тайны |
Принцип защиты прав |
Принцип документального оформления результатов налогового контроля |
Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля |
Принцип взаимодействия |
Для выявления
недобросовестных налогоплательщиков
и формирования совокупности хозяйствующих
субъектов по проведению налогового
контроля по налогу на прибыль организаций
выстроена система
Таблица
2. Классификация налоговых
Признак классификации налоговых контрольных процедур |
Элементы класса налоговых контрольных процедур |
Методические приемы |
|
Стадии проведения |
|
Типы |
|
Полнота охвата объекта |
|
Методические
приемы, осуществляемые в ходе налоговых
контрольных процедур, разделены
на следующие приемы: общенаучные, собственно
эмпирические и специфические приемы
смежных экономических наук. Общенаучные
методические приемы налоговых контрольных
процедур представляют собой анализ
достоверности бухгалтерской и
налоговой отчетности во всех существенных
отношениях. Собственно эмпирические
методические приемы налоговых контрольных
процедур включают в себя формальную
и арифметическую проверку, способ
обратного счета, экспертизы различных
видов, письменный и устный опросы и
др. Специфические приемы смежных
экономических наук содержат приемы
экономического анализа и экономико-
В зависимости от стадии, на которой проводятся налоговые контрольные процедуры, выделены предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки и предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверки.
Большое
значение имеет также классификация
по типам налоговых контрольных
процедур. Неавтоматизированные налоговые
контрольные процедуры
Полнота
охвата объекта налоговых контрольных
процедур включает сплошные и выборочные
методы налоговых контрольных
Использование
этих классификаций в процессе предварительных
налоговых аналитических
Как отмечалось ранее, в процессе налоговой реформы, направленной на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, одной из основных задач является усиление контроля со стороны налоговых органов. В этих условиях, несомненно, усиливается роль и значимость камеральных проверок.
Можно выделить
следующие особенности
1) Уточнение контингента налогоплательщика;
2) Проверка
представления налоговой
3) проверка доходов (декларированных);
4) проверка расходов (декларированных);
5) проверка убытков (декларированных).
Однако,
камеральные проверки не могут ограничиваться
обнаружением лишь арифметических и
логических ошибок в налоговой отчетности
для выявления возможного занижения
налоговой базы. Следует анализировать
в полном объеме всю информацию о
налогоплательщике как
На практике
все требования представителей налоговой
службы, которые касаются регистров
по налогу на прибыль, подчас организации
игнорируют. Разрешение подобного рода
проблем возможно путем внесения
поправок в НК РФ. По нашему мнению,
если бы обязанность вести налоговые
регистры была законодательно установлена,
то это не только предоставило бы возможность
налоговым органам начислять
штрафы, но и в значительной степени
снизило трудоемкость проведения выездных
проверок. Налоговые инспектора уже
на этапе углубленной камеральной
проверки могли бы запросить налоговый
регистр и выявить допущенные
при расчете налоговых
Важным
является обязанность налогового органа,
в случае выявления по результатам
проверки факта нарушения
Наряду с фискальной ролью, налоговое администрирование в условиях финансового и экономического кризиса должно выполнять активную стимулирующую функцию. Основная потеря в доходной части бюджета – от налога на прибыль предприятий и организаций (табл. 3).
Таблица 3. Поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему РФ за январь-август 2008–2009 гг.
январь-август 2008 года (млрд. руб.) |
январь-август 2009 года (млрд. руб.) |
в процентах к 2008 году (млрд. руб.) | |
Налог на прибыль организаций всего |
1 827,0 |
833,6 |
45,6 |
в федеральный бюджет |
544,5 |
134,2 |
24,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 282,5 |
699,4 |
54,5 |
Согласно финансовой отчетности увеличилось количество убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность этих сведений, необходимо проводить выездные проверки. Налоговые органы имеют возможность проверить всего 5% предприятий.
Поэтому,
чтобы соответствовать этим требованиям
стимулирующей функции, налоговое
администрирование должно быть принципиально
скорректировано. Основные дискуссии
в налоговой сфере ведутся
по вопросам, связанным с реформированием
налога на прибыль организаций. И
предлагаются классические меры стимулирования
– «отменить», «снизить», «уменьшить»,
«предоставить льготы» и т.д. С
данными предложениями нельзя не
согласиться. Но следует учитывать,
что изменения в налоговом
законодательстве неизбежно предполагают
трансформацию других элементов
налоговой системы, и, прежде всего,
прав и обязанностей участников налоговых
отношений, налоговых агентов и
государства в лице налоговых
органов. Поэтому наряду с совершенствованием
налогового законодательства второй важнейшей
составляющей налоговой реформы
является оптимизация налогового администрирования
в интересах повышения
Несовершенство
налогового законодательства, налогового
контроля и статистических данных обострили
проблемы налоговой недоимки и уклонения
от налогообложения. На сегодняшний
день основные нарушения в налогообложении
приходятся на долю лишь двух налогов
– налога на добавленную стоимость
(47%) и налога на прибыль организаций
(40%) доначисления по которым в муссе
составляют более 87% от общей суммы
доначисленных налогов и сборов
в целом по Российской Федерации.
Так величина недоимки служит показателем
эффективности
В целях совершенствования
процедур налоговых проверок предлагается
упорядочить процесс проведения
камеральных налоговых
Таким образом,
становится необходимостью разработка
направлений применения налогового
контроля за правильностью исчисления
налога на прибыль, которые позволят:
проводить оптимальные
Информация о работе Налог на прибыль как объект налогового администрирования