Налог на прибыль предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением. В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает настолько важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 129.18 Кб (Скачать файл)

2)является  главным источником финансирования  затрат на производственное и  социальное развитие организации, и та часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов.      

С середины 80-х годов эпоха перестройки  и постепенного перехода на новые  условия хозяйствования объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьёзная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.       

14 июля 1990 года был принят Закон  СССР « О налогах с предприятий,  объединений и организаций»- первый  унифицированный нормативный акт,  регулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.       

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между  президентом СССР М.С. Горбачёвым и  Председателем Верховного Совета РСФСР  Б.Н. Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения- Верховный Совет РСФСР принимает Закон « О порядке применения Закона СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций» , согласно которому для предприятий, находящихся под российской , а не союзной , юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направления всех налоговых потоков в российский , а не в союзный , бюджет.       

 «....В 1990 году в России началась радикальная налоговая реформа, являющаяся составной частью общегосударственной программы перехода к рыночной экономике и обеспечивающая нормализацию рыночных отношений...»[Статья «Общие вопросы совершенствования налоговой системы и проблемы налогообложения физических лиц.» Налоговый вестник. Ежемесячный журнал  № 12 за 1997г.-стр.25.] 

Существовавшая  ранее система планового распределения  прибыли, в период строительства  социалистической экономики в России, предполагала изъятие в бюджет той части прибыли, которая оставалась после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных фондов.       

 В условиях рыночной экономики  в России данная система становится  неприемлема, так как при сформировавшемся  многообразии различных организационно-правовых форм собственности не обеспечиваются равные условия их хозяйствования.      

Практика  осуществления финансирования государственных  расходов в административном порядке  практически становится невозможна и только посредством налогообложения осуществляется формирование доходной части бюджета.      

Кроме того, у государства остается меньше возможности оказывать влияние  на развитие тех или иных процессов  в обществе путём прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние  всё больше осуществляется косвенно, путём налогообложения.      

Переход социалистической экономики в рыночную экономику и происходящие в связи  с этим экономические преобразования, а также ломка политических отношений  и становление демократической  системы диктуют в России необходимость налоговой реформы.      

Августовские  события 1991 года ускорили процесс распада  СССР и становление России как  политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.      

27 декабря 1991 года вышел в свет  Закон РФ  № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов ( прибыли ) , регулируемое   соответствующим Законом РФ  от 27.12.91 г.  №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся . В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.      

Формирование  и распределение прибыли в  условиях рыночной экономики в нашей стране предусматривает законодательство по налогообложению прибыли предприятий , в соответствии с которым «...на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.»[ Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995г.-стр.419]. Причем каждая из прибылей имеет свой экономический смысл и влияет на налоговую базу предприятий.      

Налогообложению подлежит валовая (балансовая) прибыль  организаций, представляющая собой сумму прибылей от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов и иного имущества организации, прибыли от внереализационных операций, уменьшенная (увеличенная) на сумму доходов (расходов), предусмотренных действующим законодательством. 

1.3 Становление и развитие порядка  исчисления и уплаты в  бюджет налога на прибыль.

 

      При принятии Закона № 2116-1 от27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» в состав налогоплательщиков входили:      

а) предприятия и организации (в  том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные  на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;      

б) филиалы и другие обособленные подразделения  предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт. С 01.01.95года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;      

в) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее- иностранные юридические лица).      

При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются: филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.      

С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы  кредитных и страховых организаций, филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербургу, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации.       

Не  являются плательщиками налога:       

предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной продукции, а с 01.07.92г.- и охотохозяйственной продукции, причем с 01.07.92 г. из данного перечня предприятий исключились сельскохозяйственные предприятия индустриального типа, перечень которых утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.       

Кроме того, с 01.01.95 г. данные  предприятия  освобождаются от уплаты налога также по прибыли от произведенной и переработанной им собственной сельскохозяйственной продукции. Указанные в настоящем пункте предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.       

Порядок определения налогооблагаемой прибыли  отнюдь не прост.       

Существует  законодательно закрепленная система  определения результатов деятельности предприятий при совершении различных хозяйственных операций, оказывающих влияние на конечный их финансовый результат или налогооблагаемую базу предприятий.       

Так законодательством закреплено определение  финансового результата по следующим хозяйственным операциям :       

- при определении прибыли от  реализации основных фондов и  иного имущества предприятия  для целей налогообложения учитывается  разница между продажной ценой  и первоначальной или остаточной  стоимостью этих фондов и имущества,  увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;       

- по предприятиям, осуществляющим  реализацию продукции (работ,  услуг), по ценам не выше фактической  себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;       

- суммы, внесенные в бюджет в  виде санкций в соответствии  с законодательством Российской Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций;      

- и другие хозяйственные операции.       

Статьей 25 вышеуказанного Закона «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено, что Госналогслужбой  Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации издаются инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах.

Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах изложен в  Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке  исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года- в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года- аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.      

В данные инструкции вносились изменения  и дополнения согласно изменявшемуся законодательству. На изменения в налогообложении прибыли огромное влияние оказывают изменения направлений государственной экономической политики в нашей стране.      

Рассмотрим  отдельные элементы определения  облагаемой налогом прибыли.       

Как уже было сказано ранее, налогообложению  подлежит валовая (балансовая) прибыль предприятий. Формирование валовой прибыли предприятий показано на рис.1.3.1. 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

 

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества организации

 

Прибыль по внереализационным операциям,

 
 

Валовая (балансовая) прибыль  организации


 

      Рис.1.3.1. Формирование валовой (балансовой) прибыли организации.      

Формирование  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) представлено на рис.1.3.2.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

   

=                

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

 
  
  -

Налог на добавленную стоимость

 
  
  -

 
  
Акцизы

 
  
-

Затраты на производство и  реализацию продукции (работ, услуг)


 

      Рис.1.3.2. Формирование прибыли от реализации продукции (работ, услуг).      

Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают  из выручки от реализации продукции  ( работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины (с 01.01.96г.).      

Для организаций, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ , услуг ) по ценам ниже себестоимости под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен.      

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются все фактически произведенные  затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Важно отметить, что для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов ( командировочные расходы, расходы на рекламу, представительные расходы и т.д.). Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Данные затраты, скорректированы с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов и исключаются из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).       

Все затраты предприятия группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам (см. Рис.1.3.3.).

Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг).

 
                 

Материальные затраты

 

Затраты на оплату труда

 

Отчисления на социальные нужды

 

Амортизация основных фондов

 

Прочие затраты

Информация о работе Налог на прибыль предприятий