в) в случае, если не представляется
возможным прямо определить прибыль, полученную
иностранным юридическим лицом от деятельности
в Российской Федерации, налоговый орган
вправе рассчитать её на основании валового
дохода или произведенных расходов исходя
из нормы рентабельности 25 процентов.
С 1992 года ставка налога на прибыль составляла
32% для предприятий и иностранных юридических лиц,
а для бирж, брокерских контор, а также предприятий-
по прибыли от посреднических операций
и сделок- в размере 45%.
При этом к посредническим
операциям и сделкам относится деятельность
предприятия, выступающего в роли комиссионера
или поверенного в договоре комиссии или
поручения. В соответствии с действующим
законодательством по договору поручения
поверенный обязуется совершить от имени
и за счет доверителя определенные юридические
действия за вознаграждение, по договору
комиссии комиссионер обязуется по поручению
комитента ( лица, по поручению которого
совершается сделка) совершить одну или
несколько сделок от своего имени за счет
комитента за вознаграждение.
С 01.01..94 года налог на прибыль предприятиями
и организациями (в том числе иностранными
юридическими лицами) уплачивается по
ставке 13% в части, зачисляемой в федеральный бюджет,
и не более 22% - в части уплачиваемой в бюджеты
субъектов Российской Федерации, а для
предприятий по прибыли, полученной от
посреднических операций и сделок, бирж,
брокерских контор, банков, других кредитных
организаций и страховщиков ,- по ставкам
в размере не свыше 30%.
Пи этом регламентируется законодательством
лишь предельный размер ставки, подлежащей
уплате в бюджеты субъектов Российской
Федерации, а конкретная ставка определяется
представительными органами этих субъектов.
Предельный размер общей ставки налога
для предприятий и организаций (в том числе
иностранных юридических лиц) составлял
35%, а для предприятий по прибыли, полученной
от посреднических операций и сделок,
бирж, брокерских контор, банков, других
кредитных организаций и страховщиков-
43%.
Таким образом, с 01.01.94г. законодательно
закреплено за представительными органами
субъектов Российской Федерации
право предоставлять дополнительную
льготу налогоплательщикам в виде понижения
ставки налога, подлежащего уплате в их
бюджеты.
Проектом Налогового Кодекса
РФ предусматривается понижение ставки
налога, принадлежащей уплате в федеральный
бюджет до 11%, а в бюджеты субъектов Федерации
предельный уровень ставки планируется
понизить до 19%. Общая ставка налога будет
составлять не более 30%.
Для решения наиболее важных
задач , решаемых государством в рамках
реализации основных направлений экономической
политики, действующим законодательством
установлена система налоговых льгот.
Кроме выведения из-под налогообложения
прибылей предприятий, плательщикам налога
на прибыль предоставляется также ряд
других льгот.
Облагаемая прибыль при исчислении
налога с учетом фактически произведённых
затратах и расходах за счёт прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия уменьшается
на суммы:
а) направленные :
- предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
- предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизация) на последнюю отчетную дату (с 01.01.97г.);
- б) затрат предприятий (в соответствии
с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами) на содержание находящихся
на балансе этих предприятий объектов
и учреждение здравоохранения, народного
образования, культуры и спорта, детских
дошкольных учреждений, детских лагерей
отдыха, домов престарелых и инвалидов,
жилищного фонда, а также затрат на эти
цели при долевом участии предприятий.
Затраты предприятий при долевом участии
принимаются в пределах норм, утвержденных
местными органами государственной власти,
на территории которых находятся указанные
объекты и учреждения;
- в) взносов на благотворительные цели
(включая связанные с реализацией программ
переквалификации офицеров и социальной
защиты воинов-интернационалистов, воевавших
в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых
в запас), в экологические и оздоровительные
фонды, общественным организациям инвалидов,
религиозным организациям (объединениям),
зарегистрированным в установленном порядке
,а также средств, перечисленных предприятиям,
учреждениям и организациям здравоохранения,
народного образования, социального обеспечения,
культуры и спорта, но не более 2% облагаемой
налогом прибыли.
- Указанные фонды организации и учреждения,
получившие такие средства, по окончании
отчетного года представляют в налоговый
орган по месту своего нахождения отчет
о поступивших суммах и об их расходовании.
В случае использования средств не по
назначению сумма этих средств взыскивается
в установленном порядке в доход федерального
бюджета.
- С 01.07.92г. дополнительно данная льгота предоставлялась организациям
на сумму перечисленных взносов на благотворительные
цели учреждениям и объединениям находящихся
в собственности вышеуказанных общественных
организаций инвалидов, а также общероссийским
общественным объединениям, специализирующимся
на решении проблем национального развития
и межнациональных отношений, в фонды
поддержки образования и творчества, детским
и молодежным общественным объединениям,
природным заповедникам, национальным
природным и дендрологическим паркам,
ботаническим садам.
- С 01.01.93г. законодателем было дополнительно
определено назначение благотворительных
взносов в экологические и оздоровительные
фонды, а именно - при уменьшении облагаемой
налогом прибыли учитываются суммы, направленные
на восстановление объектов культурного
и природного наследия. Также законодателем
разрешено уменьшать налогооблагаемую
прибыль на суммы благотворительных взносов
в учреждения и организации культуры и
кинематографии, архивной службы и спорта,
ассоциациям, творческим союзам, гильдиям
и иным объединениям творческих работников.
Причем ставка отнесения сумм взносов
на благотворительные цели в уменьшение
облагаемой прибыли увеличена до 3% облагаемой
налогом прибыли.
- Ещё следует отметить, что состав льготы
с 01.01.93г. дополнен взносами в чернобыльские
благотворительные организации, в том
числе международные, и их фонды- не более
5% облагаемой налогом прибыли.
- С 01.01.95г. данная льгота предоставлялась
также по благотворительным взносам, направленным
в 1995 году на благотворительные цели в
Фонд 50-летия Победы, но не более 10% облагаемой
налогом прибыли.
- Указанные в настоящем пункте фонды организации
и учреждения, получившие такие средства,
по окончании отчетного года представляют
в налоговый орган по месту своего нахождения
с 01.01.96 года отчёт о поступивших суммах
и об их расходовании. В случае использования
средств не по назначению сумма этих средств
взыскивается в установленном порядке
в доход федерального бюджета;
- г) направленные государственными и муниципальными
образовательными учреждениями, получившими
лицензии в установленном порядке, непосредственно
на нужды обеспечения, развитие и совершенствование
образовательного процесса (включая оплату
труда) в данном образовательном учреждении
- с 1 января 1993 года;
- д) затрат организаций на развитие социальной
и коммунально-бытовой сферы для содержания
спецконтингента, питание и вещевое довольствие
спецконтингента , развитие социальной
сферы личного состава уголовно-исполнительной
системы, обеспечение предусмотренных
действующим законодательством гарантий
и компенсаций персоналы уголовно-исполнительной
системы, развитие производственной базы
предприятий уголовно-исполнительной
системы, укрепление базы производства
сельскохозяйственной продукции для спецконтингента
и личного состава - с1 января 1996 года;
- е) передаваемые в качестве добровольных
пожертвований в избирательные фонды кандидатов
в депутаты федеральных органов государственной
власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, а также в избирательные
фонды избирательных объединений. При
этом общая сумма не облагаемых налогом
добровольных пожертвований в избирательные
фонды кандидатов в депутаты и избирательных
объединений не может превышать при выборах
в федеральные органы государственной
власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного
минимального месячного размера оплаты
труда, установленного законом, а при выборах
в представительные и исполнительные
органы власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления - соответственно
50-кратного и 5000-кратного минимального
месячного размера оплаты труда, установленного
законом- с 1 января 1994 года;
- ж) направленные предприятиями на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований
и Российский фонд технологического развития,
но не более 10 процентов в общей сложности
от суммы налогооблагаемой прибыли - с
1января 1996 года;
- з) направленные на пополнение страховых
резервов по страхованию жизни в пределах
процента, предусмотренного в структуре тарифной
ставки, согласованной с Федеральной службой
России по надзору за страховой деятельностью-
с 1 января 1996 года;
- и) направляемые товариществами собственников
жилья, жилищно-строительными, жилищными
потребительскими кооперативами на обслуживание
и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного
оборудования жилых домов, в целях управления
которыми и эксплуатацией которых указанные
организации были созданы - с1 января 1997
года.
- До 01.01.96г. облагаемая прибыль при фактически
произведенных затратах и расходах за
счёт прибыли, остающейся в распоряжении
предприятий, уменьшалась на суммы капвложений,
направленных на природоохранные мероприятия,
но не более их 30 процентов.
- Для организаций, находящихся в собственности
творческих союзов, зарегистрированных
в установленном порядке, налогооблагаемая
прибыль уменьшается на суммы прибыли,
направленной на осуществление уставной
деятельности этих союзов. До 01.01.96г. - и
для организаций , находящихся в собственности
религиозных и общественных организаций
и объединений, кроме профессиональных
союзов, политических партий и движений,
а также общественных благотворительных
фондов (т.е., до выведения прибыли этих
организаций из-под налогообложения.
- Налогообложение отдельных видов доходов организаций.
- Законом «О налоге на прибыль организаций»
в первоначальной его редакции предусматривается
также уплата в бюджет помимо налога на
прибыль налогов со следующих видов доходов:
- а) дивидендов, процентов, полученных
по акциям, облигациям и иным выпущенным
в Российской Федерации ценным бумагам,
принадлежащим предприятиям, за исключением
доходов, полученных по государственным
облигациям и другим государственным
ценным бумагам.
- С 01.01..96 года данное положение Закона
было несколько изменено и дополнено следующим содержанием
: «доходов в виде дивидендов, полученным
по акциям, принадлежащим предприятию-
акционеру и удостоверяющим право владельца
этих ценных бумаг на участие в распределении
прибыли предприятия- эмитента, а также
доходов в виде процентов, полученных
владельцами государственных ценных бумаг
Российской Федерации, государственных
ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и ценных бумаг органов местного самоуправления;
- б) доходов от долевого участия в других
предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации;
- в) доходов (включая доходы от аренды и
других видов использования) казино, видеосалонов
(от видеопоказа ), от проката видео- и аудиокассет
и записи на них, от игровых автоматов
с денежным выигрышем. При определении
суммы дохода, подлежащего налогообложению,
из полученной выручки вычитаются материальные
затраты, связанные с получением этого
дохода.
- С 01.01.96г. помимо доходов от игровых автоматов с денежным
выигрышем доходов сюда вошли доходы (включая
доходы от аренды и иных видов использования)
иных игорных домов (мест) и другого игорного
бизнеса.
- При этом под другим игорным бизнесом
понимается вид предпринимательской деятельности
с использованием игровых автоматов (иных
средств и оборудования) с вещевым или
денежным выигрышем. При определении суммы
дохода, подлежащего налогообложению,
из полученной выручки вычитаются не только
материальные затраты, как было ранее,
а расходы, включаемые в себестоимость
продукции (работ, услуг), учитываемые
при налогообложении прибыли, за исключением
расходов на оплату труда;
- г) прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных
мероприятий на открытых площадках, стадионах,
во дворцах спорта, в других помещениях,
число мест в которых превышает две тысячи.
Обложение налогом прибыли от данного
вида деятельности отменено с 01.01..96 года.
- Налоги с вышеуказанных доходов взимаются
по ставке 15% и зачисляются в доход федерального
бюджета , а с доходов , указанных в п. «в»-
по ставке 70% с зачислением в федеральный
бюджет, за исключением доходов от казино,
иных игорных домов (мест) и другого игорного
бизнеса, которые облагаются по ставке
90% и зачисляются в доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации.
- Прибыль организаций от видов деятельности,
указанных в п. «г» облагалась налогом
по ставке 50%.
- Налоги с доходов, указанных в пп. «а» и «б» взимаются у источника
выплаты этих доходов. Ответственность
за удержание и перечисление указанных
налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее
этот доход.
- Сумма налога определяется плательщиками
на основании бухгалтерского учёта и отчётности
самостоятельно.
- В течение квартала плательщики производят
авансовые взносы налога исходя из предполагаемой
суммы прибыли за налогооблагаемый период
по ставке налога (за исключением иностранных
юридических лиц, а до 01.01.96 г. и организаций
с иностранными инвестициями).
- Уплата в бюджет авансовых взносов налога
на прибыль должна производиться с 01.01.97
года не позднее 15 числа каждого месяца
равными долями в размере одной трети
квартальной суммы указанного налога.
- Ранее авансовые взносы производились
не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными
долями в размере одной шестой квартальной
суммы налога и лишь по ходатайству плательщика,
имеющего незначительную сумму налога,
орган исполнительной власти по месту
нахождения плательщика мог установить
один срок уплаты - 20 числа каждого месяца
в размере одной трети квартальной суммы
налога.
- Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых
взносов налога на прибыль, исчисляют
сумму указанного налога, исходя из фактически
полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом
предоставленных льгот, и ставки налога
на прибыль, нарастающим итогом с начала
года по окончании первого квартала, полугодия,
девяти месяцев и года. Сумма налога на
прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется
с учетом ранее начисленных сумм платежей.
- С 01.01.97 года разница между суммой, подлежащей
внесению в бюджет по фактически полученной
прибыли, и авансовыми взносами налога
за истекший квартал подлежит уточнению
на сумму, рассчитанную исходя из ставки
рефинансирования Банка России, действовавшей
в истекшем квартале.
- А также с 1 января 1997 года дополнительно
введен следующий порядок исчисления налога
на прибыль:
- - все организации, за исключением бюджетных
организаций, малых предприятий и иностранных
юридических лиц, имеют право перейти
на ежемесячную уплату в бюджет налога
на прибыль, исходя из фактически полученной
прибыли за предшествующий месяц и ставки
налога;
- - исчисление фактической суммы налога на прибыль производится
предприятиями на основании расчетов
налога по фактически полученной прибыли,
составляемых ежемесячно нарастающим
итогом с начала года, исходя из фактически
полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению
с учетом предоставленных льгот, и ставки
налога на прибыль. Сумма налога на прибыль,
подлежащая уплате в бюджет, определяется
с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Указанные расчетыпредставляются предприятиями
в налоговые органы по месту своего нахождения
не позднее 20 числа месяца, следующего
за отчетным;
- - одновременно с расчетами налога по фактически
полученной прибыли организациями представляются
дополнительные материалы по определению
налогооблагаемой прибыли, а также обоснованные
расчеты по предоставлению налоговых
льгот. Малые предприятия и бюджетные
организации, имеющие прибыль от предпринимательской
деятельности, уплату в бюджет налога
на прибыль производят ежеквартально,
исходя из фактически полученной прибыли
за предшествующий отчетный период;
- - органам законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации
предоставляется право на установление
ежеквартальной уплаты налога на прибыль
исходя из фактически полученной прибыли
за истекший квартал предприятиям, добывающим
драгоценные металлы, драгоценные камни,
общественным организациям, религиозным
объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительным
и гаражным кооперативам, садоводческим
товариществам;
- - порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется
предприятием и действует без изменения
до конца календарного года.
- Уплата налога на прибыль производится
по квартальным расчетам - в пятидневный
срок со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за квартал, а по
годовым расчетам - в десятидневный срок
со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за истекший год
, а введенная согласно вышеуказанным
изменениям уплата налога по месячным
расчётам - не позднее 25 числа месяца, следующего
за отчётным.
- В начале формирования налоговой службы
были правительства Союзное и Российское,
и каждое из них принимало законодательные
акты, порой противоречащие друг другу.
Продолжается это и в настоящее время,
правда, противоречия теперь возникают
между Министерствами, Ведомствами, Комитетами.
Практически не принято ни одного законодательного
акта, продуманного и взвешенного всесторонне.
Некоторые законодательные акты приняты
« сегодня» , а действие их начинается
«вчера». Это приводит к затруднению понимания
законодательства и налогоплательщиками,
и работниками органов, осуществляющих
контроль за исполнением налогового законодательства.
- Огромный поток изменений и дополнений
в законодательство и затрудняет понимание
его налогоплательщиками и работников
налоговых органов.
- Внесение изменений и дополнений , а также
необходимых разъяснений в законодательство
с установлением более ранних сроков их
действия (т.е., когда закон принят «сегодня»,
а действие его начинается «вчера» ) приводит
, как правило, к допущению ошибок налогоплательщиками
и начислению контролирующими органами
финансовых санкций за нарушение налогового
законодательства. Многие законопослушные
налогоплательщики из-за этой неразберихи
поставлены на грань разорения.
- В соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 13 Закона
«Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» за сокрытие доходов (прибыли)
и занижение налога налогоплательщики
уплачивают в бюджет штраф в размере сокрытой
(заниженной) прибыли в виде взыскания
всей суммы сокрытого или заниженного
дохода (прибыли) и суммы налога за иной
сокрытый или неучтенный объект налогообложения,
штрафа в размере той же суммы, а при повторном
нарушении - соответствующей суммы и штрафа
в двукратном размере этой суммы. При установлении
судом факта умышленного сокрытия или
занижения дохода (прибыли) приговором
либо решением суда по иску налогового
органа или прокурора может быть взыскан
в федеральный бюджет штраф в пятикратном
размере сокрытой или заниженной суммы
дохода (прибыли).
- Кроме того, за отсутствие учета объектов
налогообложения и за ведение учета объекта
налогообложения с нарушением установленного
порядка, повлекшие за собой сокрытие
или занижение дохода за проверяемый период
налогоплательщики уплачивают в бюджет
штраф в размере 10 процентов доначисленных
сумм налога.
- Причем за несвоевременную уплату в бюджет
налога взыскиваются пени с налогоплательщика
в размере 0,3 процента неуплаченной суммы
налога за каждый день просрочки платежа
начиная с установленного срока уплаты
выявленной задержанной суммы налога.
- Многие налогоплательщики считают, что
уплата в бюджет пени является достаточным
условием и освобождает их от уплаты финансовых
санкций, однако вышеуказанным законом
предусмотрено, что взыскание пени не
освобождает налогоплательщика от других
видов ответственности.
- Должностные лица и граждане, виновные
в нарушении налогового законодательства,
привлекаются в установленном законом
порядке к административной, уголовной
и дисциплинарной ответственности.
- Начисление финансовых санкций образует
задолженность предприятий перед бюджетом,
которая, как правило, и приводит их к разорению.
И возникает определенная цепь неплатежей.
Предприятия изыскивают различные пути
ухода от уплаты финансовых санкций. Одним
из которых можно назвать «бартерный»
расчёт предприятий
1.4 Динамика налога на прибыль 2002 – 2004 года по Российской Федерации
Налог на прибыль организаций
- налог, взимаемый со всех юридических лиц независимо
от видов собственности и организационно-правовых
форм хозяйствования (не уплачивают налог
на прибыль только те юридические лица,
которые имеют льготу по налогу в соответствии
с действующим законодательством) . Он
играет важнейшую и очень ответственную
роль.
- Сам по себе налог на прибыль является
федеральным налогом и регулируется федеральным
законодательством, в соответствии с которым
ставка налога на прибыль, как уже было
сказано ранее, разбивается на две составные
части: часть налога организации уплачивают
в федеральный бюджет и часть – в республиканский
бюджет. Причем федеральным законодательством
регулируется предельный размер ставки
налога, принадлежащей уплате в бюджеты
субъектов Российской Федерации. Представительные
же органы субъектов Российской Федерации
определяют ставку налога , принадлежащую
уплате в их бюджеты, самостоятельно. Кроме
того, при утверждении бюджетов субъектов
Российской Федерации, дополнительно
устанавливаются ставки отчислений налога
на прибыль в определенной доле в местные
бюджеты.
- Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является
доходным источником бюджетов всех уровней,
в чем проявляется его распределительная
функция.
- Федеральный характер Российского государства,
включающего 89 национально-государственных
и административно-территориальных образований,
существенные различия в социально-экономическом
развитии субъектов Федерации, экологической
обстановке и т.п., объективно требуют
учета этих особенностей в финансово-бюджетном
механизме. Расширение самостоятельности
и ответственности субъектов РФ в социально-экономических
вопросах должно сопровождаться укреплением
финансовой базы регионов. Именно по этому
часть налоговой массы, аккумулируемой
в федеральном бюджете, путем бюджетного
регулирования перераспределяется между
нижестоящими бюджетами - региональными
(субъектов РФ) и местными.
- Рассмотрим формирование федерального
бюджета Российской Федерации на 2002 год.
- В соответствии с Законом Российской Федерации от
31.12.01 г. «О федеральном бюджете на 2002 год»
налоговым источникам определено формирование
81,4% (282 488,4 млрд.руб.) всех доходов федерального
бюджета. Кроме налоговых источников законодателем
планируется поступление в Федеральный
государственный бюджет:
- 1)доходов от целевых бюджетных фондов,
в том числе Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Централизованный
фонд социального развития ГНС РФ, Фонд
социального развития Департамента налоговой
полиции Российской Федерации, Фонд развития
таможенной системы Российской Федерации,
Федеральный экологический фонд Российской
Федерации, Государственный фонд борьбы
с преступностью. Поступления по данным
источникам планируются в размере 7,1% (24
646,3 млрд.руб.) от общего объёма доходов
бюджета;
- 2)неналоговых доходов в размере 11,5% (40 075,3
млрд.руб.) от общего объёма доходов бюджета.
Сюда включаются доходы от имущества, находящегося
в федеральной собственности; доходы,
поступающие от приватизации; доходы от
внешнеэкономической деятельности и прочие
неналоговые доходы.
-
- Большая роль в доходной части государственного
бюджета на 2002 год, в соответствии с законом,
по налоговым источникам отводится различным
поступлениям от:
- - налогообложения прибыли (доходов) и составляет
55518,9 млн.руб., или 19,65% всех налоговых поступлений и
15,99% доходов российского бюджета;
- - налога на добавленную стоимость- 126928,3
млн.руб. или 44,93% всех налоговых поступлений и 36,56%
доходов российского бюджета;
- - акцизов- 44127 млн.руб. или 15,62% всех налоговых поступлений и 12,71%
доходов российского бюджета.
- Помимо рассмотренных нами выше налоговых
источников, законодатель относит к налоговым
источникам и такие важные, перечисляемые
ниже доходы, как:
- -таможенные сборы и таможенные платежи
(они составляют соответственно 13,14% и 10,69%);
- -платежи за пользование природными ресурсами
(они составляют соответственно 2,88% и 2,34%);
- -лицензионные сборы (1,26% и 1,02%);
- - подоходный налог с физических лиц (1,78%
и 1,45%);
- - специальный налог (0,41% и 0,33%);
- -прочие налоги, пошлины и сборы (0,33% и 0,27%).
-
- Рассмотрим формирование федерального
бюджета Российской Федерации на 2003 год.
- В соответствии с Законом Российской
Федерации от 26.02.03 г. «О федеральном бюджете
на 2003 год» налоговым источникам определено
формирование 86,25% ( 374 649,5 млрд.руб.) всех
доходов федерального бюджета. Кроме налоговых
источников законодателем планируется
поступление в Федеральный государственный
бюджет:
- 1) доходов от целевых бюджетных фондов,
в том числе Федеральный дорожный фонд Российской Федерации,
Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Межведомственный
фонд развития налоговой системы и налоговой
службы Российской Федерации, Федеральный
экологический фонд Российской Федерации,
Государственный фонд борьбы с преступностью.
Поступления по данным источникам планируются
в размере 7,9% (34182,8 млрд.руб.) от общего
объёма доходов бюджета;
- 2) неналоговых доходов в размере 5,8% (25
236,3 млрд.руб.) от общего объёма доходов
бюджета. Сюда включаются доходы от имущества,
находящегося в федеральной собственности;
доходы, поступающие от приватизации;
доходы от внешнеэкономической деятельности
и прочие неналоговые доходы.
- 3) безвозмездные перечисления в размере 0,1%
(296,5 млрд.руб.).
Большая роль в доходной части государственного
бюджета на 2003 год, в соответствии с законом,
по налоговым источникам отводится различным
поступлениям от:
- налогообложения прибыли (доходов)
и составляет 76504,1 млн.руб., или 20,42% всех налоговых поступлений и
17,61% доходов российского бюджета;
- налога на добавленную стоимость-
171936,6 млн.руб. или 45,89% всех налоговых поступлений и 39,58%
доходов российского бюджета;
- акцизов- 75858,8 млн.руб. или 20,25%
всех налоговых поступлений и 17,43% доходов
российского бюджета.
Помимо рассмотренных нами выше
налоговых источников, законодатель относит
к налоговым источникам и такие важные,
перечисляемые ниже доходы, как:
-таможенные сборы и таможенные платежи
(они составляют соответственно 5,82% и 5,02%);
-платежи за пользование природными ресурсами
(они составляют соответственно 3,19% и 2,75%);
-лицензионные сборы (0,61% и 0,82%);
-налог на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных
в иностранной валюте (0,95% и 0,53%);
-прочие налоги, пошлины и сборы (2,87%
и 2,48%).
Рассмотрим формирование федерального
бюджета Российской Федерации на 2004 год.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 26.03.04 г. «О федеральном бюджете
на 2004 год» налоговым источникам определено
формирование 83,53% всех доходов федерального
бюджета. Кроме налоговых источников законодателем
планируется поступление в Федеральный
государственный бюджет:
1)доходов от целевых бюджетных фондов,
в том числе Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный
экологический фонд Российской Федерации, Государственный фонд
борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы и др. Поступления
по данным источникам планируются в размере
8,73% от общего объёма доходов бюджета;
2)неналоговых доходов в размере 7,
75% от общего объёма доходов бюджета. Сюда
включаются доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной собственности, доходы
от реализации государственных запасов,
доходы от внешнеэкономической деятельности
и др.
Большая роль в доходной части государственного
бюджета на 2004 год, в соответствии с законом,
по налоговым источникам отводится различным
поступлениям от:
- налогообложения прибыли (доходов)
и составляет 48140,6 млн.руб., или 15,68% всех налоговых поступлений и
13,1% доходов российского бюджета;
- налога на добавленную стоимость-
141270,2 млн.руб. или 46,02% всех налоговых поступлений
и 38,44% доходов российского бюджета;
- акцизов- 78700,4 млн.руб. или 25,64%
всех налоговых поступлений и 21,41% доходов
российского бюджета.
Помимо рассмотренных нами выше
налоговых источников, законодатель относит
к налоговым источникам и такие важные,
перечисляемые ниже доходы, как:
-таможенные сборы и таможенные платежи
(они составляют соответственно 8,82% и 7,37%);
-платежи за пользование природными ресурсами
(они составляют соответственно 2,75% и 2,30%);
-налог на покупку иностранных
денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной
валюте (0,63% и 0,52% соответственно);
-лицензионные сборы (0,13% и 0,11%);
-прочие налоги, пошлины и сборы (0,33%
и 0,27%).
Таким образом, налог на прибыль в общем
объёме налоговых источников при формировании
федерального бюджета является одним
из наиболее важных доходных источников
и уступает по своей доходности в 2002 и
2003 годах только налогу на добавленную
стоимость, а в 2004 году- двум налогам: налогу
на добавленную стоимость и акцизам.
В условиях рыночных отношений в нашей
стране, при возрастании доли прибыли предприятий,
налог на прибыль воздействует на повышение
эффективности производства, в чем проявляется
его стимулирующая функция.
Действующие льготы по налогообложению прибыли
предприятий направлены на стимулирование:
- финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
- малых форм предпринимательства;
- занятости инвалидов и пенсионеров;
- благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Все предусмотренные законодательством
налоговые льготы предоставляются в виде:
- необлагаемого минимума объекта;
- изъятия из обложения определенных
элементов объекта;
- освобождение от уплаты налога
отдельных категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- целевых налоговых льгот;
- прочих налоговых льгот.
Стимулирующее льготирование предприятий осуществляется
с целью расширения производства как исходной
базы для роста имущества и доходов, а
следовательно, и базы налогообложения.
Таким образом, можно сказать,
что в условиях рыночных отношений в нашей
стране, роль прибыли организаций резко
возрастает, а налог на прибыль выполняет
не только фискальную функцию, но и посредством
своей регулирующей функции воздействует
на укрепление финансовой базы регионов,
участвуя в перераспределении валового
внутреннего продукта, а также на повышение
эффективности производства.