Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104
Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112
6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130
8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144
9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159
10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176
11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196
12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217
2.1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом и регулируется главой 21 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это разновидность косвенного налога на товары и услуги. Устанавливается в процентах от облагаемого оборота. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю. Это один из самых распространенных косвенных налогов на товары и услуги.
Кроме выполнения чисто фискальной роли НДС используется как инструмент регулирования экономики, а также как важная составная часть механизма экономической интеграции. В странах Европейского Сообщества (ЕС) налог используется с целью унификации и гармонизации национальных налоговых систем, а также для формирования единой доходной базы бюджета ЕС. Кроме того, НДС выполняет важную роль в регулировании внешнеэкономических связей.
Добавленная стоимость — это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость. Однако действующее в России налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом.
Объектом
налогообложения признаются сле
1) реализация
товаров (работ, услуг) на
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение
строительно-монтажных работ
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Вместо обложения налогом разницы между стоимостью реализованной продукции и затратами на ее производство, НДС рассчитывается как разница между суммами налогов (полученного от покупателей и оплаченного поставщикам).
Исходя из сказанного алгоритм исчисления НДС можно представить в виде следующей формулы:
НДС-1 = НДС-2 - НДС-3,
где НДС-1 - сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;
НДС-2 - сумма НДС, исчисленная с объектов налогообложения;
НДС-3 - сумма НДС, подлежащая вычету, которая уплачена при приобретении ресурсов производственного назначения.
Сумму налога, подлежащую вычету, иногда называют "входным НДС". Однако в ряде случаев входной НДС может и отсутствовать, например, при приобретении производственных ресурсов у лиц, не являющихся плательщиками НДС. В этих случаях сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, может и превысить добавленную стоимость, рассчитанную в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью затрат на их производство и реализацию.
В связи с тем, что НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа, выделяют два вида налогоплательщиков.
Согласно ст.143 НК РФ налогоплательщиками внутреннего НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.
Налогоплательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В зависимости от наличия обязанности по уплате внутреннего НДС налогоплательщиков можно поделить на 4 группы:
Налогоплательщики НДС. Организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций. Перечисленные субъекты являются плательщиками НДС вне зависимости от того, занимаются они коммерческой деятельностью или нет.
К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления НДС относятся: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) частные нотариусы; 3) частные охранники; 4) частные детективы.
Лица, уплачивающие НДС. К этой группе относятся субъекты, которые не являются налогоплательщиками НДС, но которые обязаны его платить. Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие.
К указанным субъектам относятся лица, обязанные уплачивать НДС в соответствии с п.5 ст.173 НК РФ.
По своему правовому статусу, по порядку применения ответственности или начисления пени плательщики НДС существенно отличаются от налогоплательщиков.
В соответствии с п.5 ст.173 НК РФ НДС уплачивается в бюджет следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, связанными с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками
при реализации товаров (работ,
Иными словами, плательщиками НДС по данному основанию могут являться: а) налогоплательщики НДС, осуществляющие операции, освобождаемые от налогообложения (ст.149 НК РФ); б) лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ); в) не налогоплательщики (лица, применяющие специальные налоговые режимы и др.).
При этом, для того чтобы перечисленные лица стали плательщиками НДС, они должны выписать своим покупателям товаров (работ, услуг) счет-фактуру с НДС.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предусмотрено ст.145 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
По своей сути данное освобождение является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от плательщиков НДС субъекты, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, налог не уплачивают. Однако, в отличие от не плательщиков НДС, указанные лица обязаны периодически подтверждать право на полученное освобождение.
Не налогоплательщики НДС
Не являются плательщиками НДС следующие категории лиц:
1) физические лица, не являющиеся предпринимателями;
2) организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход; упрощенную систему налогообложения; уплату единого сельскохозяйственного налога.
Плательщики НДС на таможне
В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.
Согласно ст.118 Таможенного кодекса РФ плательщиком таможенных платежей, в том числе НДС, является декларант. Декларантом является лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
В соответствии с НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Рассмотрим отдельные конкретные ситуации по определению соответствующей налоговой базы.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается как стоимость этих товаров в соответствии с ценами с учетом акцизов (по подакцизным товарам), без включения в них НДС.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Статьей 164 НК РФ предусмотрено несколько ставок НДС (табл. 2).
Ставки НДС
Виды товаров, работ и услуг |
Ставка |
|
0% |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
10% |
| |
| |
| |
По всем остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные товары |
18% |
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставке 18 и 10%, применяются расчетные ставки соответственно 18/118 х 100 = 15,25% и 10 /110 х 100 = 9,09%. |
Налоговый период. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Для всех остальных налогоплательщиков налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Акциз является косвенным налогом. Он взимается с товаров и услуг в виде части цены или тарифа. Формальными плательщиками (сборщиками) этого налога выступают юридические лица, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги, в то время как действительным их носителем становится потребитель. Отсюда вытекает, что акцизы представляют собой ценообразующие факторы.
Налогоплательщиками акциза признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В гл. 22 НК приведены условия выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
В гл. 22 НК описаны особенности исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый
из всех видов сырья, за
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.
Не
рассматриваются как
1) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;
2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию;
3) парфюмерно-косметическая
продукция, прошедшая
4) подлежащие
дальнейшей переработке и
5) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения