Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, лекция
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Раздел 1. Организационное построение налоговой системы РФ,
основы налогообложения 25
1. Сущность налогов, их роль в экономике государства. Организационное построение налоговой системы Российской Федерации 25
1.1. Сущность налогов и их функции 25
1.2. Элементы налога и их характеристика 36
1.3. Виды налогов и их классификация 39
1.4. Общая характеристика налоговой системы РФ 43
1.5. Этапы развития налоговой системы РФ 46
1.6.Организационные принципы построения современной налоговой системы 48
2. Система управления налогами Российской Федерации. Федеральные налоги в налоговой системе
49
2.1. Налог на добавленную стоимость 49
2.2. Акцизы 54
2.3. Налог на доходы физических лиц 67
2.4. Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 70
2.5. Налог на прибыль организаций 73
2.6. Налог на добычу полезных ископаемых 78
2.7. Водный налог 87
2.8. Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
90
2.9. Государственная пошлина
93
3. Региональные налоги в структуре налоговой системы 95
3.1. Налог на имущество организаций 95
3.2. Налог на игорный бизнес 96
3.3. Транспортный налог
97
4. Роль и значение местных налогов. Специальные налоговые режимы 98
4.1. Земельный налог 98
4.2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) 101
4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 103
5. Налоговые органы Российской Федерации: состав, структура, функции
104
Раздел 2. Налоговый менеджмент и налоговое администрирование 112
6. Теоретические основы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений
112
6.1. Определение понятия «налоговый менеджмент». 112
6.2. Объект и субъект налогового менеджмента. 114
6.3. Налоговый менеджмент как процесс принятия управленческого решения.
116
6.4. Налоговый менеджмент как система управления налогами. 117
7. Основы организации налогового менеджмента. Элементы налогового менеджмента как системы управления
120
7.1. Организация управления налоговым процессом 120
7.2. Налоговое планирование 126
7.3. Налоговое регулирование 128
7.4. Налоговый контроль 130
8. Законодательное и нормативное обеспечение налогового менеджмента
132
8.1. Организация Федеральной налоговой службы 132
8.2. Права и обязанности налоговых органов 133
8.3. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 144
9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 156
9.1. Основные виды нарушений налогового законодательства и действующие нормы ответ¬ственности налогоплательщиков за их совершение
156
9.2. Основополагающие принципы привлече¬ния налогоплательщика к ответственности за налоговые пра¬вонарушения
157
9.3. Виды правона¬рушений и налоговые санкции 159
10. Налоговое бремя: содержание и управление 162
10.1. Особенности формирования налогового бремени в российской экономике.
162
10.2. Характеристика специфических для России факторов, фор-мирующих данный показатель.
172
10.3. Основные направления снижения налогового бремени в российской нало¬говой системе.
176
11. Налоговое администрирование 178
11.1.Понятие налогового администрирования 178
11.2. Формы и направления налогового администрирования. 184
11.3. Особенности налогового администрирования федерального и регионального уровней 189
11.4. Социально-экономическая эффективность налоговой системы и оценка качества налогового администрирования
196
12. Налоговая политика в России 202
12.1. Налоговая политика: понятие, цели и направления. 202
12.2. Налоговая реформа в России. 205
12.3. Противоречия в Налоговом кодексе РФ. 209
12.4. Основные направления налоговой политики на 2010 - 2013 годы. 217
Суммы, предусмотренные НК, в отношении операций при реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.
В течение указанного
срока налоговый орган
Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее десяти дней после вынесения соответствующего решения.
Если налоговым
органом в течение
Если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение десяти дней сообщают о нем налогоплательщику.
Если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
Если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций
с подакцизными товарами
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.
При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров.
При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения при получении прямогонного бензина, организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
2.3. Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 НК РФ. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
К доходам от источников в РФ относятся: дивиденды; проценты; страховые выплаты при наступлении страхового случая; доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, а также акций или иных ценных бумаг и долей участия в уставном капитале организаций; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ; пенсии, назначаемые организациями и выплачиваемые за их счет; пособия и стипендии; доходы от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки); иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Доходы, не признаваемые объектом налогообложения, являются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ. Если же доходы получены указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговым периодом признается календарный год.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; компенсационные выплаты; вознаграждения донорам за сданную кровь; алименты, получаемые налогоплательщиками; гранты для поддержки науки и образования; суммы единовременной материальной помощи; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических; суммы, уплаченные работодателями, за лечение; стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.п., указанные в ст. 217 НК РФ.
Статьей 224 главы 23 НК РФ установлены следующие налоговые ставки по НДФЛ.
Ставки налога на доходы физических лиц
Виды доходов |
Ставка |
1) Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. |
35% |
2) Страховые
выплаты по договорам | |
3) Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ | |
В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ |
30% |
Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов |
9% |
Для всех доходов, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ |
13 % |
Статьями 218-221 главы 23 НК РФ установлены следующие виды вычетов: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные.
Стандартные налоговые вычеты:
1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на категории налогоплательщиков: лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь; военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и т.п., указанных в ст. 218 НК РФ
2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: участников ВОВ, узников концлагерей; инвалидов I и II групп и т.п., указанных в ст. 218 НК РФ.
3) налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у налогоплательщика.
Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 3, предоставляется независимо от предоставления вычета, установленного подпунктами 1-2.
Социальные налоговые вычеты:
1) в сумме доходов,
2) в сумме, уплаченной
3) в сумме, уплаченной
Имущественные налоговые вычеты:
1) в суммах, полученных налогоплательщиком
в налоговом периоде от
2) в сумме, израсходованной
Профессиональные налоговые вычеты:
1) индивидуальные
2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;
3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения и т.п., в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах от 20 до 40% в зависимости от вида вознаграждения.
В пределах размеров социальных и имущественных налоговых вычетов, установленных статьей 219 НК РФ, законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.
Порядок исчисления налога
Сумма налога = налоговая база X налоговую ставку
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях, сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Информация о работе Организационное построение налоговой системы РФ, основы налогообложения