Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях масштабного реформирования современной России значение контрольной деятельности неизбежно повышается.
Безусловно, эффективность контроля напрямую зависит от степени независимости контролирующих органов, так как лишь реальная самостоятельность позволяет им указать на недостатки и отступления от закона в полном объеме и оперативно.
О необходимости повысить эффективность работы органов контроля и надзора постоянно говорят ученые, политики, граждане. Не обошел вниманием эту важную проблему и В.В. Путин.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты характеристики процесса возникновения недоимки по налогам и сборам
1.1 Теоретическое содержание понятия «недоимка по налогам и сборам»
1.2 Основные методы взыскания недоимки по налогам и сборам
1.3 Порядок списания безнадежной недоимки по налогам и сборам
2. Анализ эффективности работы по снижению недоимок на примере Рязанской области
2.1 Основные направления деятельности УФНС по Рязанской области
2.2 Организация налогового контроля на территории Рязанской области
2.3 Анализ работы по взысканию недоимок на примере УФНС по Рязанской области
3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок
3.1 Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию организации налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 202.76 Кб (Скачать файл)

При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента [4, с. 222].

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов [4, с. 222].

При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета [4, с. 222].

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового.

Взыскание на имущество должника – юридического лица при отсутствии денежных средств на счете в банке также производится в бесспорном порядке.

Документом, на основании которого производится обращение взыскания на имущество, будет являться отозванное из банка инкассовое поручение налогового органа с отметкой банка о его полном или частичном неисполнении [4, с. 222].

Налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога, сбора и пени за счет имущества возможно только после применения взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» [4, с. 223].

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:

– фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

– дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

– наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;

– резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

– дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации;

– дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом- исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:

– наличных денежных средств;

– имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

– готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

– сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

– имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

– другого имущества [4, с. 224].

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.

В случае полного взыскания суммы задолженности пред бюджетом с организации-должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства.

В случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.

В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и если принятые судебным приставом-исполнителем все предусмотренные законом меры по розыску имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается взыскателю [4, с. 224].

Если налогоплательщик – физическое лицо или налоговый агент – физическое лицо в установленный срок не исполнил обязанности по уплате налога, то налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика или налогового агента в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

Налоговый орган может подать исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Взыскание налога за счет имущества производится последовательно в отношении:

– денежных средств на счетах в банке;

– наличных денежных средств;

– имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

– готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

– сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

– имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

– другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации [4, с. 225].

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

Во многих случаях образование недоимки и несвоевременное перечисление платежей в бюджет вызвано отвлечением средств в дебиторскую задолженность, образовавшуюся по расчетам за отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги) [4, с. 225].

В связи с этим к налогоплательщикам могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

Для этого организация, независимо от форм собственности, ведет учет просроченной дебиторской задолженности и ежеквартально составляет справку о перечне предприятий – дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числе просроченной.

Организация – недоимщик представляет в налоговый орган:

1. Перечень предприятий  – дебиторов ежеквартально в  качестве приложения к балансу. При необходимости, по требованию  налоговых органов, могут устанавливаться  иные сроки представления этих  данных.

2. Заявление предприятия  – недоимщика на взыскание  платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки, но  не превышающую сумму просроченной  дебиторской задолженности, за подписью  руководителя и главного бухгалтера.

3. Акт выверки суммы  просроченной дебиторской задолженности, подписанный руководителями и  главными бухгалтерами предприятия  – недоимщика и предприятия  – дебитора, или другой заменяющий  акт документ, подтверждающий сумму  просроченной дебиторской задолженности [4, с. 226].

Предприятие – недоимщик в обязательном порядке не позднее следующего рабочего дня после представления заявления в налоговые органы направляет уведомление предприятию – дебитору об обращении на него взыскания по погашению недоимки по платежам в бюджет в счет просроченной дебиторской задолженности с указанием суммы и вида просроченной дебиторской задолженности.

Налоговые органы на основании заявления предприятия – недоимщика выписывают инкассовое поручение на бесспорное взыскание сумм по платежам в бюджет, причитающихся недоимщику от его дебитора (дебиторов) в размере, не превышающем суммы недоимки по платежам в бюджет, начисленных штрафных санкций и пени за несвоевременные платежи в бюджет недоимщика.

Все экземпляры инкассового поручения налоговый орган предприятия недоимщика предоставляет в налоговый орган по месту нахождения предприятия – дебитора, который передает их в учреждение банка.

В случае отказа предприятия – недоимщика представить в налоговый орган заявление на взыскание платежей в бюджет с дебитора (дебиторов) налоговый орган вправе, по собственному усмотрению, установить наличие дебиторской задолженности на предприятии – недоимщике и произвести списание средств с дебитора – недоимщика в бесспорном порядке [4, с. 226].

Банк, получивший такое инкассовое поручение, регистрирует его в день получения в специальный журнал, где указываются: номер и дата инкассового поручения, дата его поступления, сумма, наименование налогового органа, который выставил этот документ.

Эта запись визируется главным бухгалтером банка или его заместителем. Банк не позднее чем на следующий рабочий день после поступления инкассового поручения обязан списать его сумму при наличии средств с расчетного (текущего) счета предприятия – дебитора. Ответственность банка за правомерность такого списания снимается, и все спорные вопросы решаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке между предприятием – дебитором и налоговым органом, выписавшим инкассовое поручение.

При отсутствии средств на расчетном счете предприятия – дебитора инкассовое поручение приходуется в картотеку №9929 «Документы, не оплаченные в срок» и оплата производится в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после поступления средств на расчетный счет предприятия – дебитора.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения инкассового поручения налогового органа на бесспорное взыскание в бюджет сумм, причитающихся недоимщику, выставленного на счет его дебитора, к этому учреждению применяются санкции в соответствии с действующим законодательством [4, с. 226].

Не позднее десяти дней по истечении каждого срока уплаты по налогам с граждан, по которым лицевые счета ведутся в налоговых органах, составляются списки недоимщиков.

Списки составляются в двух экземплярах на основании соответствующих выборок из лицевых счетов плательщиков. Один экземпляр списков передается соответствующему отделу, который докладывает руководителю налоговой инспекции о состоянии недоимки и принятых мерах для ее ликвидации. Второй экземпляр списков остается в делах по учету.

Информация о работе Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок