Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:56, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
Введение……………………………………………………………………….
1 Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов…………………………………………………….
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль…………………..
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………..
2 Оценка современной налоговой системы России……………………….
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе – августе 2014 года……………………………………………..
3 Основные направления развития налоговой системы РФ……………..
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы..
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Недоимка по налоговым платежам на 1 июля 2011г. составила 284,0 млрд.рублей (41,1% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она уменьшилась на 9,7%, в том числе по акцизам в целом - на 54,2%, налогу на прибыль организаций - на 41,0%. Увеличи-лась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых - на 1,5%, налогу на добавленную стоимость - на 0,9%. Урегулированная задолженность на 1 июля 2011г. составила 400,8 млрд.рублей (58,1% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 6,1%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 213,6 млрд.рублей (53,3%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 118,3 млрд.рублей (29,5%). Задолженность по единому социальному налогу на 1 июля 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 13,1%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 10,2% и составила 31,0 млрд.рублей. см. табл.819
Таблица 8
Структура задолженности по единому социальному налогу1
на 1 июля 2011 года
Задолженность |
Из нее | |||||||||||||||||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||||||||||||||||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||||||||||||||||
Всего |
57,6 |
100 |
20,4 |
100 |
36,3 |
100 | ||||||||||||||
в том числе: |
46,8 |
81,3 |
15,8 |
77,4 |
30,2 |
83,4 | ||||||||||||||
Фонд социального
страхования |
2,3 |
4,0 |
1,4 |
6,6 |
0,9 |
2,6 | ||||||||||||||
Федеральный фонд
обязательного |
2,1 |
3,6 |
0,9 |
4,4 |
1,2 |
3,2 | ||||||||||||||
территориальные
фонды обязательного |
6,4 |
11,1 |
2,4 |
11,5 |
3,9 |
10,8 | ||||||||||||||
1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. |
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 18,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 19,3% и составила 45,8 млрд.рублей. см. табл.920
Таблица 9
Структура задолженности по взносами на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды1)
на 1 июля 2011 года
Задолженность |
Из нее | |||||||||||||||||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||||||||||||||||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||||||||||||||||
Всего |
15,1 |
100 |
3,2 |
100 |
11,6 |
100 | ||||||||||||||
в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации |
12,9 |
85,6 |
2,7 |
85,0 |
10,0 |
85,8 | ||||||||||||||
Фонд социального
страхования |
0,9 |
5,7 |
0,2 |
6,5 |
0,6 |
5,4 | ||||||||||||||
Федеральный фонд
обязательного |
0,1 |
0,4 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,4 | ||||||||||||||
территориальные
фонды обязательного |
1,2 |
8,3 |
0,3 |
8,0 |
1,0 |
8,4 | ||||||||||||||
1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. |
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:21
Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов,
который может быть изменен или дополнен
только законом, принятым Федеральным
Собранием. До этого, в силу Указа Президента
РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе. В главах, определяющих конкретные режимы
налогообложения, представлены как отдельные
самостоятельные налоги, так и группы
налогов одинакового или близкого типа
(например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины
(в главе «Государственная пошлина»), налоги
на отдельные виды доходов (в главе «Налог
на доходы физических лиц»), и т.д.). При
этом для целей классификации налогов
применен административно-
Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.22
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
- для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
- для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
- для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.23
Объем поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ в январе-марте 2011 года составил 560,7 миллиарда рублей, что на 45,1% больше, чем в январе-марте 2010 года. Из общей суммы поступлений в первом квартале января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 67,1 миллиарда рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 493,6 миллиарда рублей (88%). В январе-марте 2011 года объем поступлений в консолидированный бюджет РФ вырос на 22% - до 2,170 триллиона рублей. Формирование всех доходов в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 26%, НДПИ - 20%, НДС - 20% и НДФЛ - 18%. По сравнению с январем-мартом 2010 года доля разных типов налогов не изменилась. Налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в январе- марте 2011 года поступило 431,1 миллиарда рублей - на 5,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в федеральный бюджет в январе-марте 2011 года поступило 19,7 миллиарда рублей - в 2,4 раза больше, чем в первом квартале 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 1 июля 2010 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Казахстана. Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили в январе-марте 2011 года 123,7 миллиарда рублей - на 24,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 46,7 миллиарда рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 77 миллиардов рублей (62%). Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ поступило в первом квартале 2011 года 440,6 миллиарда рублей - на 33,3% больше, чем в январе-марте 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть на 28,3%. Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 433,5 миллиарда рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов - 7,1 миллиарда рублей (2%). Имущественных налогов в консолидированный бюджет поступило за отчетный период 137,2 миллиарда рублей - на 19,4% больше, чем за аналогичный период 2010 года. При этом налога на имущество физических лиц поступило 1,5 миллиарда рублей, или на 3,5% меньше, чем в январе-марте 2010 года. Налога на имущество организаций поступило 85,6 миллиарда рублей (62,4% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 22,5% больше, чем в январе-марте 2010 года. Транспортного налога в январе-марте 2011 года поступило 21,7 миллиарда рублей (15,8% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 5,3% больше, чем за аналогичный период 2010 года.23
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
Налог на прибыль организаций:
В среднесрочной перспективе должны быть приняты дополнительные меры в области совершенствования налогообложения прибыли, а именно24:
* в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ