Общие положения.
Налоговый контроль и взаимодействие
с налогоплательщиками |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Технические изменения,
имеющие важные последствия.
Редакция статьи 34.2
НК РФ, созданная п. 8 ст. 1
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действует
со 2 сентября 2010 года. |
Минфин России больше не утверждает
формы налоговых деклараций и порядок
их заполнения. Вместе с тем, все формы
налоговых деклараций, принимаемых ФНС
России, должны быть согласованы с Министерством
финансов (абзац третий п. 2, п. 7 ст. 80 НК РФ). С учётом того, что
для введения в действия и официального
опубликования требуется также регистрация
документа в Минюсте России, процесс появления
новых форм налоговой отчётности, в том
числе из-за необходимости внесения уточнения
вслед за изменением законодательства
и отсутствием возможности ФНС вносить
изменения в ранее утверждённые Минфином
России формы отчётности, наиболее вероятно,
существенно замедлится.
По существу норма возвращает
ранее действовавшее положение и согласуется
с устоявшейся практикой правоприменения.
В то же время Минфин России сохранил полномочия
по утверждению ряда нормативных актов
о налогах и сборах, в частности, порядка
постановки на налоговый учёт физических
лиц и организаций, порядка внесения изменения
в эти сведения (п. 1 ст. 84
НК РФ в редакции Федерального закона
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступивший в этой части
с 1 января 2011 года). |
Терминологические
уточнения.
Статья 11
НК РФ с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ и действующая со 2 сентября
2010 года. |
1. "Свидетельство
о постановке на учет в налоговом органе"
и "уведомление
о постановке на учет в налоговом органе"
со 2 сентября 2010 года становятся документами,
подтверждающими факт постановки на налоговый
учёт по различным основаниям.
Подробнее см. "Свидетельство о постановке на учет
- новое значение" Брызгалин А.В., Головкин А.Н. "Комментарий к изменениям
НК РФ, внесенным Федеральными законами
N 229-ФЗ и N 207-ФЗ".
2. Появился термин "территория Российской
Федерации и иные территории, находящиеся
под её юрисдикцией", который используется
для указания на место реализации товаров
(работ, услуг, имущественных прав) в целях
налогообложения НДС, особенно в связи
с экспортно-импортными операциями, как
правило, вместо понятия "таможенная
территория". |
Совершенствование
процедуры взаимодействия с налогоплательщиками.
Подпункт 5.1 п.1 ст.
21 НК РФ, созданная п. 3 ст. 1
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действующий
со 2 сентября 2010 года. |
Закреплено в качестве самостоятельного
субъективного права возможность налогоплательщика
произвести сверку расчёта налогов с налоговым
органом, а также право получить акт совместной
сверки расчетов по налогам, сборам, пеням
и штрафам. Форма или электронный формат
такой сверки утверждается ФНС (в настоящее
время действует форма по КНД 1160070).
|
Расширение обязанностей
налогоплательщика. Совершенствование
процедуры взаимодействия с налогоплательщиками.
Подпункты 3 - 3.1 п.
2 ст. 23 НК РФ, действующие со 2 сентября
2010 года. |
Налогоплательщики-организации
обязаны сообщать письменно (заказным
письмом или в электронном виде с применением
ЭЦП) по установленной законодательством
форме (см. приложение N 3 к приказу ФНС России от 21 апреля 2009 г.
N ММ-7-6/252@) в налоговый орган по месту нахождения
организации сведения:
- об открытии обособленного
подразделения (за исключением филиала
и представительства) - в течение одного
месяца. Изменении этих сведений - в течение
трёх дней (напомним, что НК РФ исчисляет
срок в рабочих днях);
- в течение трёх дней представляются
сведения о закрытии любого обособленного
подразделения, в том числе зафиксированного
в уставных документах организации в качестве
филиала или представительства. |
Совершенствование
администрирования.
Статья 48
НК РФ, действует с 3 января 2011 года и распространяется
на правоотношения по взысканию налогов,
сборов, пеней, штрафов, требования об
уплате которых были направлены после
дня вступления в силу
Федерального закона от 29 ноября 2010 г.
N 324-ФЗ, внёсшего эти изменения. |
Установлен новый порядок
принудительного взыскания задолженности
по налогу, сбору, суммам пени и штрафов
за счёт имущества налогоплательщика
- физического лица (гражданина России,
иностранного гражданина, лица без гражданства),
не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Сумма задолженности подлежит
взысканию налоговым органом в течение
шести месяцев (с возможностью восстановления
срока судом, если причина его пропуска
признана уважительной), как правило, со
дня истечения срока исполнения требования
о добровольной уплате - в порядке приказного
судебного производства, если:
- задолженность превысила
1500 рублей;
- общая сумма задолженности
по налоговым обязательствам налогоплательщика
за последние три календарные года превысила
1500 рублей;
- общая сумма задолженности
по налоговым обязательствам налогоплательщика,
исходя из направленных налоговым органом
требований о добровольной уплате, хотя
и не превысила 1500 рублей, но со дня истечения
срока уплаты по самому раннему требованию
прошло три календарных года.
Принудительное взыскание
имущества в порядке приказного производства
может сопровождаться ходатайством налогового
органа об аресте имущества для обеспечения
исполнения решения суда, а также затруднительной
из-за отсутствия детализации соответствующего
материального и процессуального основания
возможностью расторгнуть договоры о
передаче имущества налогоплательщика
в пользование и обратить взыскание на
собственность налогоплательщика (пп. 3 п. 5 ст. 48 НК РФ).
При отмене судебного приказа
налоговый орган в течение шестимесячного
срока (с возможностью восстановления,
если судом причина его пропуска признана
уважительной) может обратиться в суд
в порядке искового производства.
Исполнение решения суда
происходит в общем порядке исполнительного
производства с соблюдением следующей
последовательности обращения взыскания
на имущество должника:
1) денежные средства на счетах
в банке;
2) наличные денежные средства;
3) имущество, переданное по
договору в пользование другим лицам без
перехода к ним права собственности на
это имущество, если для обеспечения исполнения
обязанности по уплате налога, сбора, пеней,
штрафов такие договоры расторгнуты или
признаны недействительными в установленном
порядке. Под упомянутой выше законодателем
передачей "по договору во владение,
в пользование или распоряжение другим
лицам без перехода к ним права собственности",
видимо, подразумеваются гражданско-правовые
договоры возмездного или безвозмездного
пользования имущества (движимыми и недвижимыми
телесными вещами), а также конструкции
доверительного управления, но не касается
последствий возникновения залоговых
обременений имущества, иных вещных прав
у третьих лиц или распоряжения имуществом
в интересах бенефициара;
4) другого имущества, за исключением
предназначенного для повседневного личного
пользования физическим лицом или членами
его семьи, определяемого в соответствии
с законодательством Российской Федерации. |
Техническая редакция.
Совершенствование процедуры взаимодействия
с налогоплательщиками.
Статья 52
НК РФ (в редакции, созданной п. 13 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ и вступившей в этой части в силу
2 сентября 2010 года). |
Появилась возможность направления
налогоплательщику уведомления об уплате
налога в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи. |
Комплексные изменения.
Статья 59
НК РФ (в редакции, созданной п. 14 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ и вступившей в этой части в силу
2 сентября 2010 года). |
Установлены более точные,
объективные критерии признания задолженности
по налогам и сборам (недоимка), пеням,
штрафам безнадёжной к взысканию (п. 1 и 3 ст. 59 НК РФ).
Соответствующие налоговые
органы или таможенные органы в необходимых
обстоятельствах признают задолженность
безнадёжной. |
Изменение компетенции.
Совершенствование администрирования.
Пункт 5 ст. 64
НК РФ (в редакции, созданной п.п. д) п. 20 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ и вступившей в этой части в силу
2 сентября 2010 года). |
Установлены полномочия налоговых
органов в процедуре предоставления отсрочки
по уплате налога (сбора), пени, штрафа
для налогоплательщика. Определён перечень
документов, касающихся его финансового
положения и прилагаемых к заявлению налогоплательщика
об отсрочки уплаты налога (сбора), пени,
штрафа. |
Совершенствование
администрирования и налогового контроля.
Статья 85
НК РФ (в редакции, созданной п. 32 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ и вступившей в этой части в силу
2 сентября 2010 года). |
Подготавливается методическая
основа для мониторинга инвентаризационной
или кадастровой стоимости объекта недвижимого
имущества, включая земельные участки
- в соотношении с получением налоговыми
органами информации о собственниках
указанного имущества.
По сути устанавливаются
формы, электронные форматы и сроки обязательной
отчётности (предоставления сводных реестров
по состоянию на начало календарного года),
сообщения необходимой информации в случае
отдельных изменений - со стороны органов
земельного кадастра, государственного
технического учёта, органов, осуществляющих
учёт граждан как по месту жительства,
так и по месту пребывания, органов опеки
и попечительства, органов местного самоуправления. |
Уточнение процедуры
налогового контроля.
Пункты 1
и 2 ст. 93 НК РФ (в редакции, созданной п. 35 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ и вступившей в этой части в силу
2 сентября 2010 года). |
При проведении налоговой
проверки налоговый орган может истребовать
необходимые для проведения проверки
документы, передав требование лично под
расписку руководителю организации, физическому
лицу (законному или уполномоченному представителю
организации или физического лица) или
передать в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи.
Если такими способами передать
требование невозможно, то оно направляется
по почте заказным письмом и считается
полученным по истечении шести дней с
даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ; напомним, что НК РФ
исчисляет срок в рабочих днях). В связи
с применением этого положения, устанавливающего
опровержимую или неопровержимую презумпцию,
наиболее вероятны судебные споры, особенно
в соотношении с отсутствием аналогичного
порядка для подтверждения получения
документации самим налоговым органом.
В свою очередь запрошенные
документы могут быть также представлены
в налоговый орган лично или через представителя
налогоплательщика, а также направлены
по почте заказным письмом или переданы
в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи. |
Индексация санкций
за налоговые правонарушения, предусмотренные
НК РФ. Устранение неточности.
Изменения, внесённые пунктами 41 - 50 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ, вступили в этой части в силу 2 сентября
2010 года. |
Ведение деятельности организацией
или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом органе
по основаниям, предусмотренным НК РФ
влечёт штрафные санкции в процентах от
полученного за такой период дохода от
деятельности - 10%, но не менее 40000 рублей.
Из-за неоднократных требований КС РФ
по разграничению некоторых составов,
упомянутых в главе 16
НК РФ, гипотеза и диспозиция норм статей 116 и 117 НК РФ объединены в одной статье 116, статья 117
НК РФ утратила силу.
На сегодняшний день, когда
формируется электронный документооборот
с использованием электронно-цифровой
подписи и защищённых каналов связи, введена
относительно мягкая санкция в виде штрафа
в 200 рублей за непредставления налоговой
декларации (расчёта) в электронном виде
в случаях, когда это требует налоговое
законодательства.
Как правило, в два или три
раза, а в некоторых случаях и десятикратно
возросла величина денежных санкций в
других составах налоговых правонарушений,
предусмотренных главой 16
НК РФ. |
Изменение компетенции
органов власти и совершенствование порядка
их взаимодействия.
Внесены уточнения в различные
статьи главы шестой
НК РФ (ст. 17 Федерального закона от 28
декабря 2010 г. N 404-ФЗ). Положения действуют
с 15 января 2011 года. |
Следственные органы (Следственный
комитет, его территориальные подразделения),
уполномоченные с 1 января 2011 года в соответствии
с частью второй ст.
151 УПК РФ (в редакции части четвёртой
ст. 3 Федерального закона от 29
декабря 2009 г. N 383-ФЗ) осуществлять предварительное
следствие по составам "налоговых преступлений"
(ст. ст. 198 - 199.2
УК РФ) обязаны в течение 10-ти рабочих дней
направить материалы проверки в соответствующий
налоговый орган для принятия на основе
этих сведений решения, относящегося к
компетенции налогового органа или органа
внутренних дел (в том числе в отношении
признаков составов уголовных правонарушений,
связанных с преднамеренным банкротством
(ст. ст. 195-197
УК РФ), оставшихся в подследственности
органов внутренних дел).
Сохраняются полномочия органов
внутренних дел по участию в совместных
с налоговыми органами проверках. Аналогичное
полномочие для следственных органов
не установлено, хотя потенциально может
быть осуществлено параллельно, в рамках
проведения следственных мероприятий. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Появилась дополнительная
обязанность налогоплательщика при исполнении
некоторых двусторонних взаимных обязательств
с неденежной формой расчёта (в том числе
договоров мены) - внешнеторговых товарообменных
(бартерных) операции.
Изменение ст. 165 НК РФ с 1 января 2011 года (ст. 1 Федерального закона от 3
ноября 2010 г. N 285-ФЗ). |
Если налогоплательщик осуществляет
внешнеторговые товарообменные (бартерные)
операции в ходе которых:
- на территорию России ввозится
товар, выполняются работы (оказываются
услуги), то налогоплательщик обязан представить
в налоговый орган документы (копии), подтверждающие
ввоз товара, выполнение работ (оказания
услуг) и подтверждающие факт их оприходования;
- товары не ввозятся на территорию
России, то налогоплательщик обязан представить
документы (копии), предусмотренные условиями
внешнеторговой товарообменной (бартерной)
операции, подтверждающие получение им
этих товаров за пределами территории
Российской Федерации (на её территории*(1)) и их оприходование.
Если в любом из упомянутых
случаев товар во исполнение договора
был передан уполномоченным третьим лицом,
то необходимо дополнительно представить
документы (копии), подтверждающие этот
факт.
Изменениям корреспондируют
требования частей второй
и пятой статьи 45
Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности",
вступившие в силу 20 ноября 2010 года. Следует
отметить, что ст. 165 НК РФ в отличие от ст. 45 Федерального закона от 8.12.2003
N 164-ФЗ отдельно не упоминает имущественные
права (в том числе права использования
объектов интеллектуальной собственности,
которые в смысле п. 2, 3 ст. 38 НК РФ товаром не являются). |
Совершенствование
администрирования.
Дополнения статьи 169
НК РФ (Федеральный закон
от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ). |
Введена возможность составления
счёта-фактуры в электронном виде в соответствующем
электронном формате, утверждённом ФНС
России, и с применением ЭЦП руководителя организации
или уполномоченного локальными трудовыми
актами лица, или представителя по доверенности.
Требование к форме счёта-фактуры
дополнено необходимостью указания наименования
валюты. Вместе с тем это положение (п.п. 6.1 п. 5 ст. 169 НК РФ) начнёт действовать
только после внесения уточнения в постановление Правительства от 2 декабря
2000 г. N 914, до этого момента применяется
прежний порядок составления счетов-фактур,
ведения журнала учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж
(п. 4 ст. 10
Федерального закона от 27 июля 2010 г.
N 229-ФЗ).
Подробнее см. "Внесены изменения в порядок составления
счетов-фактур" \\ Брызгалин А.В., Головкин А.Н. "Комментарий к изменениям
НК РФ, внесенным Федеральными законами
N 229-ФЗ и N 207-ФЗ" |
Уточнение объекта
налогообложения.
С 1 апреля 2011 года в соответствии
с п. 2 ст. 1
Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ пункт 2 ст. 146 НК РФ дополнен подпунктом 12. |
Установлено, что объектом
налогообложения НДС не являются операции
по реализации (передаче) на территории
Российской Федерации государственного
или муниципального имущества, не закрепленного
за государственными предприятиями и
учреждениями и составляющего государственную
казну Российской Федерации, казну республики
в составе Российской Федерации, казну
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа,
а также муниципального имущества, не
закрепленного за муниципальными предприятиями
и учреждениями и составляющего муниципальную
казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального
образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях
отчуждения недвижимого имущества, находящегося
в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной
собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства,
и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
Льгота применяется в отношении
передачи в собственность. |
Расширение перечня
необлагаемых операций.
Пункт 3 ст. 149
НК РФ дополнен подпунктом 23.1
(статья 4
Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ с
1 октября 2010 года). |
Освобождаются от налогообложения
услуги застройщика (за исключением услуг
застройщика, оказываемых при строительстве
объектов производственного назначения)
на основании договора участия в долевом
строительстве, заключенного в соответствии
с Федеральным законом
от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов
и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации". |
Техническая редакция
для российских лиц. Отмена особенностей
постановки на налоговый учёт иностранной
организации в качестве налогоплательщика
НДС.
Отменена статьи 144
НК РФ со 2 сентября 2010 года. |
Во многом носящие технический
характер изменения связаны с перенесением
положений ст. 144 НК РФ в другие статьи НК
РФ (ст.ст. 83-84 и п. 7 ст. 174 НК РФ).
Подробнее см. "Отменена статья 144 НК РФ"
\\ Брызгалин А.В., Головкин А.Н. "Комментарий к изменениям
НК РФ, внесенным Федеральными законами
N 229-ФЗ и N 207-ФЗ". |
Налоговая льгота.
Введена пунктом 2 ст. 9
Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ и
действует с 30 сентября 2010 года, с учётом
следующего: - п. 1 ст. 145.1
НК РФ с техническим уточнением, внесённым Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ - с 1 января
2011 года;
- п. 3 ст. 145.1
НК РФ в редакции Федерального закона
от 28.12.2010 N 395-ФЗ - с 30 декабря 2010 года в части,
не ухудшающей положение налогоплательщика
(п. 2 ст. 5
Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ в
соотношении со ст. 57 Конституции России, ст. 5 НК РФ). |
В порядке и на условиях упомянутых
в ст. 145.1 НК РФ организация -участник
проекта "Сколково" освобождается
на 10 лет от обязанности налогоплательщика
по налогу на добавленную стоимость. |
Комплексные изменения.
Порядок применения нулевой ставки главным
образом для экспорта-импорта нефтегазового
сырья. Улучшение положения экспортёров
и операторов транспортной инфраструктуры.
Утратил силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, введены пп. 2.1-2.8 п.1 ст. 164 НК РФ. Редакция ст. 165 НК РФ. Изменения внесены
с 1 января 2011 года пунктами 1, 2 ст.1
Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ. Положения п. 1 ст. 164, пунктов 3.1 - 3.8, 4 и 9 ст. 165 НК РФ, в редакции, созданной
упомянутым федеральным законом, применяются
к работам (услугам), выполненным (оказанным)
после 1 января 2011 года. |
Уточнено определение международной
перевозки товаров и сопутствующих услуг,
подпадающих под нулевую ставку.
Нулевая ставка введена для
ряда операций, связанных со следующими
действиями:
- транспортировкой нефти
и нефтепродуктов по трубопроводу или
для дальнейшей транспортировки морскими
судами (пп. 2.2 п.1 ст. 164
НК РФ);
- экспортом природного газа
по трубопроводному транспорту и импорта
природного газа для целей внутренней
переработки (п.п. 2.3 п.1 ст. 164
НК РФ);
- управлением единой общероссийской
энергетической сетью;
- операциями погрузки-разгрузки,
перевалки в морских и речных портах, связанных
с перемещением товаров через таможенную
границу России;
- переработкой товаров, помещённых
под таможенную процедуру переработки
на таможенной территории.
Уточнена процедура подтверждения
права на получение возмещения при налогообложении
по налоговой ставке 0 процентов в связи
с действием соглашений Таможенного союза,
а также установлены соответствующие
особенности для подтверждения факта
проведения упомянутых выше операций. |
Техническая редакция.
Пункт 3 ст. 161
НК РФ с 1 января 2011 года, в редакции п.1
ст. 16 Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
|
При сдаче в аренду федерального
имущества (имущества субъектов Российской
Федерации и муниципального имущества),
находящегося в оперативном управлении
казённых учреждений, налоговая база определяется
как сумма арендной платы с учётом налога.
Ранее норма упоминала лишь
один вид государственных (муниципальных)
учреждений - бюджетное учреждение.
В связи с реформой финансового
обеспечения бюджетной сферы 2011-2012 годов
добавлен и этот вид государственных (муниципальных)
учреждений. Видимо, по причине установления
менее связанных с бюджетным процессом
форм осуществления хозяйственной деятельности,
управления имуществом учредителя не
упоминаются автономные государственные
(муниципальные) учреждения. |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Новая форма и формат
декларации по налогу на доходы физических
лиц (3-НДФЛ).
Приказ ФНС России от 25 ноября 2010
г. N ММВ-7-3/654@.
Применяется начиная с налогового
периода 2010 года. |
Утверждена форма, порядок
её заполнения, а также электронный формат декларации 3-НДФЛ. |
Приказ ФНС России от 17 ноября 2010
г. N ММВ-7-3/611@. |
Утверждена форма, порядок
её заполнения, а также электронный формат справки 2-НДФЛ, содержащей
сведения о доходах налогоплательщика,
представляемых налоговым агентом. |
Пункты 1 и 2 ст. 230 НК РФ с 1 января 2011 года представлены
в редакции п. 16 ст. 2
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. |
Налоговые агенты должны
вести учёт доходов, полученных налогоплательщиками
в каждом календарном году, предоставленных
физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных
и удержанных налогов в самостоятельно
формируемых регистрах налогового учёта
с отражением в них аналитических данных
налогового учета, данных первичных учетных
документов, позволяющих идентифицировать
налогоплательщика и его налоговый статус,
характер его дохода и оснований вычетов
с их кодированием по классификаторам
ФНС, реквизиты соответствующих платёжных
поручений.
Сохраняется обязанность
налогового агента представлять не позднее
1 апреля сведения о доходах налогоплательщика
за предшествующий налоговый период. Упомянутая
обязанность дополнена необходимостью
представления не только обычных форм
отчётности, но и отчётности в электронном
виде. Порядок их представления устанавливаются
ФНС России. |
Уточнение обязанности
налогового агента. Порядок взыскания
излишне уплаченного налога.
С 1 января 2011 года действует
новый пункт 4 ст. 220
НК РФ, введённый п.11 ст. 2
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ и
редакция ст. 231 НК РФ. |
Описаны последствия неисполнения
налоговым агентом обязанности о получении
налогоплательщиком имущественного налогового
вычета.
Установлена обязанность
налогового агента в течение 10-ти рабочих
дней с момента обнаружения факта переплаты
налога известить налогоплательщика о
каждом из таких фактов, известных налоговому
агенту.
Возврат излишне уплаченного
налога производится в форме безналичного
расчёта - переводом на банковский счёт
налогоплательщика. Требуемая сумма формируется
из предстоящих налоговых платежей по
налогу на доходы физических лиц за любого
налогоплательщика, чьим налоговым агентом
выступает лицо, в бюджетную систему России.
В случае недостаточности - непосредственно
за счёт средств бюджета через налоговый
орган, по заявлению налогового агента.
При отсутствии налогового
агента на соответствующий момент налогоплательщик
вправе подать заявление о возврате излишне
уплаченных сумм налога непосредственно
в налоговый орган одновременно с подачей
декларации.
Заметим, что правильная по
своему существу норма переносит бремя
решения о предоставлении налогового
вычета, связанное с толкованием положений
налогового законодательства и возможностью
недоплатить налог, на налогового агента.
Это, наиболее вероятно, приведёт к возникновению
налоговых споров между налоговыми агентами
и налогоплательщиками, который всё равно
не может быть, в большинстве случаев,
разрешён без учёта фискальных интересов
и привлечения стороны налогового правоотношения
- самого налогового органа. |
Комплексные изменения.
Совершенствование порядка расчёта налоговой
базы.
Изменения в статью 214.1 НК РФ внесены пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010
N 395-ФЗ и вступили в силу с 30 декабря 2010
года, за исключением редакции абзаца шестого п. 12 ст. 214.1 НК РФ об отрицательном финансовом
результате, действующей с 1 января 2012
года.
С 1 января 2011 года вводится ст. 214.3 (о сделках РЕПО) и 214.2.1 в соотношении с п. 27.1 ст. 217 НК РФ (случаи получения облагаемых
по ставке 35% НДФЛ доходов членами с/х (включая
ассоциированных) и членами кредитных
потребительских кооперативов от займов
со стороны этих юридических лиц). |
Уточнён порядок определения
налоговой базы, статус налогового агента
по сделкам по операциям с ценными бумагами
и по операциям с финансовыми инструментами
срочных сделок, операциям РЕПО с ценными
бумагами и по операциям займа ценными
бумагами.
|
Налоговая льгота.
С 1 января 2011 года пункт 48.1 ст. 217 НК РФ введён Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
|
Многие заёмные обязательства
физических лиц, в том числе оформленные
как кредитные договоры, содержат условие
о страховании невозврата денежного долга
(или его части) заёмщиком на случай смерти
или наступления стойкой нетрудоспособности
(инвалидности) заёмщика. Законодатель
посчитал, что сумма задолженности (включая
проценты и неустойку) является доходом
заёмщика (или его правопреемника), так
как задолженность оплачивается за счёт
третьего лица по основному обязательству,
но освобождается от налогообложения.
Вместе с тем, на наш взгляд,
уплата долга страховой организацией
в результате исполнения обязательства,
основанного в части наступления случая
выплат на рисковом характере отношений
и обусловленного предварительной уплатой
премии за счёт имущества страхователя
(банка, заёмщика или иного лица, но, в конечном
случае, за счёт средств заёмщика или иного
лица, связанного с ним в том числе и натуральными
обязательствами), наиболее вероятно,
не содержит получение именно в момент
наступления страхового случая материальной
выгоды ни для заёмщика, ни для его правопреемника
(универсального или сингулярного), и,
конечно, не является денежным или натуральным
доходом налогоплательщика в смысле ст. 41 НК РФ, а является результатом
реализации имеющегося у заёмщика (его
правопреемника) специфического права
требования, ранее полученного на возмездной
основе. |
Устранение несбалансированности.
Редакция п. 3 ст. 221
НК РФ, действующая с 30 декабря 2010 года
и созданная подпунктом б) п.8
ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010
N 395-ФЗ. |
Налоговая база может быть
уменьшена на величину профессионального
налогового вычета при получении дохода
за создание, исполнение или иное использование
произведений науки, литературы и искусства,
вознаграждения авторам открытий, изобретений
и промышленных образцов. Определяя величину
профессионального вычета не из установленного
норматива, а исходя из фактически произведённых
расходов - расходом налогоплательщика
может быть признана сумма начисленных
или уплаченных взносов на обязательное
медицинское, социальное и пенсионное
страхования. Положение относится прежде
всего к физическим лицам, являющимся
индивидуальными предпринимателями и
применяющими общий режим налогообложения,
а также к некоторым самозанятым лицам
(например, частно-практикующим адвокатам),
так как условием признания в качестве
расхода является факт самостоятельной
уплаты обязательного страхового взноса. |
Налог на прибыль организаций |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Уточнение условий
отнесения к амортизируемуму имуществу
в целях налогообложения прибыли.
С 1 января 2011 года изменён абзац первый п. 1 ст. 256, абзац первый п. 1
статьи 257 НК РФ (п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона от 27
июля 2010 г. N 229-ФЗ).
Изменения
от 10 декабря 2010 года в постановление
Правительства России от 1.01.2002 г. N 1 "О
Классификации основных средств, включаемых
в амортизационные группы" . |
С 20 000 рублей до 40 000 рублей
увеличился лимит первоначальной стоимости
имущества, позволяющий в совокупности
с другими условиями отнести объект учёта
к основному средству в целях налогообложения
прибыли организаций. До той же величины
увеличен один из критериев отнесения
имущества к амортизируемому (с 1 января
2011 года - это имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 40 000 рублей).
Незначительно уточнена (исключение
и добавление некоторых позиций) классификация
объектов основных средств в амортизационные
группы. |
Изменён лимит отнесения
к расходам в целях налогообложения прибыли
выплаченных налогоплательщикам процентов
по долговым обязательствам.
Абзац третий
и четвёртый п. 1.1 ст.
269 НК РФ в редакции Федерального закона
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, п.9 ст. 10
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. |
Установлен порядок налогового
учёта процентов по долговым обязательствам
- в отношении расходов, осуществлённых
с 1 января 2010 года, в виде процентов по
долговым обязательствам.
Если у налогоплательщика
отсутствуют сопоставимые долговые обязательства
перед российской организацией (или по
выбору налогоплательщика), то проценты
для их уплаты (в том числе проценты и суммовые
разницы по обязательствам, выраженным
в условных денежных единицах по установленному
соглашением сторон курсу условных денежных
единиц) могут быть отнесены к расходам
в величине равной ставке, указанной в
договоре, но не более чем:
- в период с 1 января по 31 декабря
2010 года включительно, но выплаченных с
1 января 2010 года, - не превышающей ставку рефинансирования ЦБР*(2), увеличенную в 1,8 раза, при
оформлении долгового обязательства в
рублях и равной 15% - по долговым обязательствам
в иностранной валюте;
- в период с 1 января по 30 июня
2010 года включительно по долговым обязательствам
, возникшим до 1 ноября 2009 года, - равной ставке рефинансирования ЦБР*(2), увеличенной в два раза,
при оформлении долгового обязательства
в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам
в иностранной валюте;
- в период с 1 января 2011 года
по 31 декабря 2012 года включительно по рублёвым
кредитам и займам учитываются в составе
расходов в пределах увеличенной в 1,8 раза ставки рефинансирования ЦБР*(2). Для долговых обязательств
в иностранной валюте упомянутый коэффициент
составляет 0,8 раза. |
Изменение условий,
исключающих необходимость оплаты ежемесячных
авансовых платежей.
Пункт 3 ст. 286
НК РФ (с изменениями, внесёнными п. 4 ст. 16 Федерального закона от 8.05.2010 N 83-ФЗ, п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ). |
Уплачивают только квартальные
авансовые платежи по итогам отчётного
периода:
- налогоплательщики - организации,
чьи доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) за предыдущие четыре
квартала не превысят в среднем 10 миллионов
рублей за каждый квартал;
- налогоплательщики - автономные
учреждения. |
Устранение несбалансированности.
С 1 января 2011 года пункт 1 ст. 283 НК РФ дополнен вторым абзацем, ограничивающим применение
нормы (п. 30 ст. 2
Федерального закона от 27 июля 2010 г.
N 229-ФЗ). |
Величина убытков, полученных
налогоплательщиком в период налогообложения
его доходов по ставке 0%, не уменьшает
налоговую базу текущего налогового периода
(такой убыток нельзя "перенести на
будущее"). |
Уточнён и унифицирован
срок выполнения отдельных обязанностей
налогового агента.
Абзац второй п.2, абзац первый п.4 ст. 287 НК РФ с изменениями, внесёнными
с 1 января 2011 года п. 32 ст. 2
Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. |
Исполняя обязанность налогового
агента и удерживая налогооблагаемый
доход иностранной организации (в том
числе доход от долевого участия в деятельности
организаций или проценты по государственным,
муниципальным ценным бумагам) налоговый
агент обязан перечислить соответствующую
сумму налога не позднее дня, следующего
за днем выплаты (перечисления) денежных
средств иностранной организации или
иного получения доходов иностранной
организацией. |
Налоговая льгота.
Пункт 3 ст. 246, ст. 246.1 НК РФ (пункты 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 28
сентября 2010 г. N 243-ФЗ в редакции пунктов 10, 11 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010
N 395-ФЗ).
Обратите внимание, что изменения,
внесённые Федеральным законом
от 28.12.2010 N 395-ФЗ в пункт 3 ст. 246, пункты 1 и 4 ст.246.1 НК РФ, распространяются
на правоотношения, возникшие с 1 декабря
2010 года. |
Установлено, что являются
налогоплательщиками налога на прибыль
организации, получившие статус участников
проекта по осуществлению исследований,
разработок и коммерциализации их результатов
в соответствии с Федеральным законом
"Об инновационном центре "Сколково"
(далее- участники проекта "Сколково"),
но могут освобождены на условиях, упомянутых
в ст. 246.1 НК РФ, от обязанности налогоплательщика
по налогу на прибыль организаций на срок
10 лет со дня получения ими статуса участника
проекта "Сколково". |
Комплексные изменения,
относящиеся к одной отрасли экономики.
Положения введены Федеральным законом от 28.12.2010 N 425-ФЗ. |
С 1 января 2011 года установлен
отдельный порядок налогового учёта расходов,
связанных с обеспечением безопасных
условий и охраны труда при добыче угля
(ст. 325.1 НК РФ).
С 1 апреля 2011 года с учётом
некоторых условий возникает право налогоплательщика
по своему выбору или использовать налоговый
вычет на сумму экономически обоснованных
и документально подтвержденных расходов,
понесённых налогоплательщиком в налоговом
периоде и связанных с обеспечением безопасных
условий и охраны труда при добыче угля
на данном участке недр, или учесть в составе
расходов в том же размере.
Предельная величина размера
налогового вычета определяется как произведение
суммы налога, исчисленного при добыче
угля на каждом участке недр, и ограничительного
коэффициента, предусмотренного пунктами 2-4 ст. 343.1 НК РФ. В налоговый вычет
включаются виды расходов, понесённых
налогоплательщиком и связанных с обеспечением
безопасных условий и охраны труда при
добыче угля по перечню, устанавливаемому
Правительством России. |
Совершенствование
налогового контроля.
Статья 345.1
НК РФ, действующая с 1 апреля 2011 года.
Положения введены Федеральным законом от 28.12.2010 N 425-ФЗ. |
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий ведение государственного
баланса запасов полезных ископаемых
должен направлять в налоговые органы
сведения о недропользователях - данные
государственного баланса запасов полезных
ископаемых на первое число каждого календарного
года. |
Акцизы |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Изменение категорий
подакцизных товаров.
Редакция ст. 181 НК РФ. Изменения внесены
с 1 января 2011 года п. 21 ст. 2
Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ. |
Спирт коньячный становится
отдельным подакцизным товаром.
Пиво, напитки, изготавливаемые
на основе пива, иные напитки с объемной
долей этилового спирта более 1,5 процента
приравнивается к подакцизной алкогольной
продукции.
Техническая редакция пп. 6 и появление пп. 6.1 п.1 ст. 181 НК РФ устранили возможное
двоякое толкование: все автомобили являются
подакцизным товаром, а не только с мощностью
двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
Лекарственные средства (включая
гомеопатические лекарственные), зарегистрированные
в установленном порядке, изготавливаемые
аптечными организациями по рецептам
на лекарственные препараты и требованиям
медицинских организаций, разлитые в емкости
в соответствии с требованиями нормативной
документации, согласованной уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
не считаются подакцизным товаром.
Виноматериалы не считаются
подакцизным товаром.
Парфюмерно-косметическая
продукция с объемной долей этилового
спирта до 90 процентов включительно, разлитая
в емкости до 3 мл включительно, перестаёт
быть подакцизным товаром, независимо
имеет ли содержащая его ёмкость пульверизатор
или нет. |
Комплексные изменения.
Уточнение порядка взимания акциза в связи
с соглашениями Таможенного союза.
Изменения в статьи 185, 186 и появление статьи 186.1 НК РФ внесены с 1 января 2011
года пунктами 25 - 28 ст.
2 Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ. |
В частности установлено,
что налоговые органы осуществляют взимание
налога по подакцизным товарам Таможенного
союза, ввозимым на территорию России
с территории государства - участника
Таможенного союза. Исключение составляют
товары, подлежащие маркировке акцизными
марками, взимание акциза по которым осуществляют
таможенные органы в соответствии с положениями ст. 186.1 НК РФ. |
Изменение ставки
налога.
Изменения в п. 1 ст. 193 НК РФ с 1 января 2011 года изложены
в редакции пп. а) п. 31 ст. 2
Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ. Кроме
того, с 1 июля 2011 года статья 193 НК РФ дополняется пунктом 4, введённым в действие пп. б) п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010
N 306-ФЗ. |
Повышены и дифференцированы
ставки налога. |
Появляется авансовый
платёж акциза для отдельных операций.
Установлена возможность освобождения
от авансового платежа.
С 1 июля 2011 года вступают
в силу изменения в ст. ст. 194, 199, 200 НК РФ, которые внесены подпунктом в) п. 32, п. 34, пп. а) и в) п. 35 ст. 2
Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ. Кроме
того, статья 204
НК РФ дополнена пунктами 6-19
(п. 39 ст. 2
Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ). |
1. Авансовый платёж акциза.
С 1 июля 2011 года уточняется
название статьи 194
НК РФ и статья дополняется пунктом 8, вводящим авансовый платёж
акциза для отдельных операций, связанных
с производством спиртосодержащей продукции.
В корреспонденции с этой нормой появляется
положение о том, что сумма авансового
платежа акциза не учитываются в стоимости
алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей
продукции и подлежит вычету в соответствии
с новыми пунктами 16
и 17 ст. 200 НК РФ (п.5 ст. 199
НК РФ).
Авансовый платёж акциза
уплачивается не позднее 15-го числа текущего
налогового периода (календарного месяца,
а в отношении импортируемых на территорию
Российской Федерации и иные территории,
находящиеся под её юрисдикцией подакцизных
товаров - с учётом законодательства Таможенного
союза в соответствии со ст. 205 НК РФ).
После уплаты авансового
платежа налогоплательщики обязаны не
позднее 18-го числа текущего налогового
периода представить в налоговый орган
по месту учёта следующие документы:
- копию (копии) платёжного
документа, подтверждающего перечисление
денежных средств в счёт уплаты суммы
авансового платежа акциза с указанием
в графе "Назначение платежа" слов
"Авансовый платёж акциза";
- копию (копии) выписки банка,
подтверждающей списание указанных средств
с расчётного счёта производителя алкогольной
и (или) подакцизной спиртосодержащей
продукции;
- извещение (извещения) об
уплате авансового платежа акциза в четырёх
экземплярах, в том числе один экземпляр
в электронном виде. Форма извещения утверждается
ФНС России и содержит сведения, указанные
в п. 9 ст. 204
НК РФ (в редакции, действующей с 1 июля
2011 года).
2. Основания и общий порядок
освобождения от авансового платежа акциза
Налогоплательщики - производители
алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей
продукции освобождаются от уплаты авансового
платежа акциза при условии предоставления
по месту учёта до 18 числа текущего налогового
периода:
- безотзывной и непередаваемой
банковской гарантии (отвечающей также
требованиям п. 12 ст. 204
НК РФ в редакции, действующей с 1 июля
2011 года), выданной банком, входящим в перечень, упомянутый в ст. 176.1 НК РФ;
- извещения об освобождении
от уплаты авансового платежа по форме,
утверждённой ФНС России, содержащей указанные
в п.15 ст. 204
НК РФ сведения.
Комплект документов должен
быть представлен в следующем виде: банковская
гарантия и извещение (извещения) об освобождении
от уплаты авансового платежа акциза -
в четырёх экземплярах, в том числе один
экземпляр в электронном виде.
В случае неуплаты или неполной
уплаты акциза предусмотрено списание
денежных средств со счёта банка-гаранта |
Налог на имущество организаций |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Установлен отдельный
порядок определения налоговой базы для
некоторых категорий имущества.
Положение нового п. 6 ст. 376 НК РФ действует с 1 января
2011 года до 1 января 2025 года (п.1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010
N 308-ФЗ). |
При определении налоговой
базы, исходя из стоимости законченных
капитальных вложений, учтённых в балансовой
стоимости указанных объектов до 1 января
2010 года, налоговая база уменьшается на
сумму законченных капитальных вложений
на строительство, реконструкцию и (или)
модернизацию вводимых, реконструируемых
и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических
сооружений, расположенных на внутренних
водных путях Российской Федерации, портовых
гидротехнических сооружений, сооружений
инфраструктуры воздушного транспорта
(за исключением системы централизованной
заправки самолетов, космодрома). |
Совершенствование
администрирования.
С 1 января 2011 года статья 378 НК РФ дополнена пунктом вторым (п. 2 ст. 1
Федеральный закон от 27.11.2010 N 308-ФЗ). |
Имущество, составляющее
паевой инвестиционный фонд, подлежит
налогообложению у управляющей компании.
Налог уплачивается за счёт имущества
(прежде всего, видимо, денежных средств),
составляющего этот паевой инвестиционный
фонд.
По сути введено положение
об обязанности уплаты налога, исходя
из стоимости имущества, находящегося
в собственности третьих лиц, преданного
в доверительное управление как часть
неразделяемого массива имущества (паевого
инвестиционного фонда) неограниченного
числа учредителей юридическому лицу
(управляющей компании). Так как источником
уплаты налога также является массив имущества
(ПИФ), то в соотношении с формулировками п. 1 ст. 8, статьями 24, 373, 374 НК РФ становится не понятным,
кем является управляющая организация
- налогоплательщиком или по сути налоговым
агентом. |
Земельный налог |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Совершенствование
администрирования.
С 1 января 2011 года введён абзац второй п. 1 ст. 388 НК РФ (п. 3 ст. 1
Федерального закона от 27.11.2010 N 308-ФЗ). |
Установлено положение, касающееся
имущества, составляющего паевой инвестиционный
фонд, аналогичное рассмотренному ранее
для налогообложения имущества организаций.
Земельный налог в отношении
составляющих имущество паевого земельного
фонда земельных участков уплачивается
за счёт имущества (прежде всего, видимо,
денежных средств) этого паевого инвестиционного
фонда. Налогоплательщиком признаётся
управляющая организация. |
Совершенствование
администрирования.
Пункт 4 ст. 396, пункт 2 ст. 398 НК РФ с 1 января 2011 года утратил
силу (Федеральный закон
от 27.07.10 N 229-ФЗ ). |
Отменена обязанность для
налогоплательщиков - организаций или
физических лиц, являющихся индивидуальными
предпринимателями, представлять в налоговый
орган налоговый расчет по авансовым платежам. |
Транспортный налог |
Категория изменений,
нормативный акт |
Основные изменения |
Изменение ставки
налога.
С 1 января 2011 года внесены
изменения в пункты 1
и 2 ст. 361 НК РФ (п. 2 ст. 1
Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ). |
В два раза снижены размеры
большинства минимальных налоговых ставок,
непосредственная величина которых устанавливается
законом субъекта РФ и может быть не более
чем в 10 раз выше или ниже упомянутого
значения. Изменения не коснулись катеров,
яхт, гидроциклов, а также воздушных средств
Для легковых автомобилей
с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт)
включительно ставка налога не может быть
уменьшена, а только увеличена не более
чем в 10 раз |
-------------------------------------------
*(1)
Наиболее вероятно, что законодатель также
подразумевал и случаи, когда товары уже
ввезены будущим иностранным контрагентом
на территорию России.
*(2)
Ставка ЦБР, действовавшая на дату привлечения
денежных средств (если соответствующий
договор не содержит условие об изменении
процентов в течение всего срока его исполнения)
или действующая на дату признания расходов
в виде процентов. |