Основы налогового планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретические и организационные основы налогового планирования в организации.
Задачи работы:
1. определение места и значения налогового планирования в системе финансового менеджмента;
2. анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«Севкавказэнерго»;
3. определение налоговой нагрузки на предприятие и анализ уплаты налогов ОАО «Севкавказэнерго»;
4. перспективы развития налогового планирования в России и сравнение с зарубежным опытом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие налогового планирования 4
1.1. Налоговое планирование, его сущность и содержание 4
1.2. Инструменты и функции налогового планирования в системе финансового менеджмента 8
1.3. Методологические подходы к определению налогового планирования 9
Глава 2. Анализ организации налогового планирования в ОАО деятельности ОАО «Севкавказэнерго» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых ОАО «Севкавказэнерго» и
расчет налоговой нагрузки 23
Глава 3. Мониторинг налоговых органов схем минимизации налогов 28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

нал.план-е.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое планирование как система только тогда имеет  место, когда соблюдаются все  три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

В процессе налогового планирования налогоплательщика более всего интересует степень его налоговой нагрузки и избежание проблем с законом. Исходя из этого, можно предложить достаточно простую и удобную классификацию видов налогового планирования, используя два следующих критерия разграничения видов налогового планирования:

- законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия налогоплательщика соответствуют закону. Налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает;

- степень налоговой нагрузки. Данный критерий определяет отношение налогоплательщика к налогам: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги. Альтернативы следующие: платит как обычно или минимизирует.

При совместном использовании данных критериев получаются три вида налогового планирования8:

- Классическое, смысл которого заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования состоит из организации правильного налогового учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных законом, и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование является важной частью финансово-экономической деятельности предприятия, направленной на корректное выполнение налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов.

- Оптимизационное налоговое планирование, при котором налогоплательщик путем использования пробелов и льгот существующего законодательства планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Оптимизационное налоговое планирование — деятельность в рамках закона, позволяющая получить наибольшее отношение выручки к налоговым расходам налогоплательщика.

- Противозаконное налоговое планирование, при котором налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей. С точки зрения голой выгоды это прибыльнее, однако порождает вероятность весьма неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

     Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить  в виде следующих блоков:

- составление планов, т.е. принятие решений о будущих финансово-хозяйственных целях организации и способах их достижения, в том числе налоговыми методами;

- осуществление плановых решений. Результатом этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации и полученная налоговая экономия;

- сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении;

- контроль является последним блоком налогового планирования, и именно он позволяет оценить эффективность планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.

Стадии налогового планирования9:

Стадия 1. Принятие решений по наиболее выгодному, с точки зрения налогового планирования, расположению самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

Стадия 3. Текущее налоговое планирование. Текущее налоговое планирование состоит в использовании налоговых освобождений и льгот; использовании оптимальных форм договоров; разработке учетной политики; планировании различных элементов конкретных налогов для целей оптимизации налогообложения.

Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Стадия 4. На данной стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств.

В дополнение к  четырем основным стадиям можно  добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.

На практике стадии налогового планирования можно  использовать в совокупности или  в отдельности, в зависимости  от того, создается ли предприятие или уже действует10.

Следует отметить, что временные пределы налогового планирования практически не существуют. Человечество планирует налоги постоянно на всем протяжении истории становления и развития практики и теории налогообложения и в ближайшем будущем в условиях возрастающей сложности налогового механизма и дифференциации элементов налогообложения будет продолжать расширять горизонты налогового планирования.

Ключевыми участниками  процесса налогового планирования в  большинстве случаев могут являться: бухгалтерия, финансовый отдел, плановый (планово-аналитический) отдел, юридический отдел и служба внутреннего аудита. Вспомогательными участниками процесса налогового планирования могут являться: производственный отдел, снабженческо-сбытовой отдел, маркетинговый отдел и другие отделы или работники соответствующих отделов предприятия и его структурных подразделений.

Большое значения для хозяйствующих субъектов  играет показатель налоговой нагрузки, поскольку это позволяет составлять реальные финансовые планы, повышает стабильность финансового положения предприятия и снижает финансовые риски.

Налоговое бремя (налоговая нагрузка) - это важнейший фискальный показатель налоговой системы страны, характеризующий совокупное воздействие налогов на ее экономику в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера11.

Показатель налоговой нагрузки - это важнейшая интегральная характеристика воздействия налогообложения на результат деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая долю его совокупного дохода, которая изымается в бюджет. Для конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц, макро- и мезоэкономические показатели налоговой нагрузки не столь уж важны. Налоги в бюджет и во внебюджетные фонды они платят из собственных средств, и поэтому для них наиболее актуальны конкретные показатели, характеризующие уровень налоговой нагрузки, накладываемой на них существующей системой налогообложения, тем или иным налоговым режимом. Одного универсального способа оценки налоговой нагрузки на предприятие просто не существует по вышеуказанной причине неоднозначности переложения групп налогов на потребление и труд. Общий подход к оценке данного показателя традиционный — это отношение совокупности налоговых платежей к какому-либо валовому результату деятельности предприятия. Центральной проблемой здесь является определение адекватного состава налогов в числителе и соответствующего валового результата в знаменателе, причем желательно — источника уплаты этих налогов.

Глава 2. Анализ организации налогового планирования в ОАО деятельности ОАО «Севкавказэнерго»

2.1. Общая характеристика  предприятия

Открытое акционерное  общество энергетики и электрификации ОАО «Севкавказэнерго» - гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания.

ОАО «Севкавказэнерго»  входит в зону ответственности ОАО  «Межрегиональная Распределительная  Сетевая компания Северного Кавказа».

В состав ОАО  «Севкавказэнерго» входят 9 энергосбытовых отделений (Алагирское, Ардонское, Архонское, Дигорское, Ирафское, Кировское, Моздокское, Правобережное, Пригородное). Площадь  территории, обслуживаемой осетинским гарантирующим поставщиком, составляет 8 000 кв. км, численность населения - более 720 тыс. человек.

На обслуживании ОАО «Севкавказэнерго» находится  свыше 157 000 абонентов, из них 5 200 потребителей - юридические лица.

Основная задача компании - обеспечивать надежное и  стабильное энергоснабжение всех потребителей РСО-Алания, а также растущие потребности экономики республики в электроэнергии.

Бухгалтерский баланс представляет собой перечень имущества предприятия и источников его приобретения на конкретную дату.

Имущество предприятия, отраженное в активе баланса делится на внеоборотные (долгосрочного пользования) активы и оборотные (краткосрочного пользования) активы.

К внеоборотным активам относятся основные средства, оборудование предприятия, нематериальные активы, а также долгосрочные финансовые вложения сроком использования обычно более одного года.

К оборотным  активам относятся ресурсы предприятия, использующиеся в процессе производственного  цикла, то есть производственные запасы, товары, хранящиеся на складе, текущая  дебиторская задолженность и т.д.

Источники формирования имущества находящегося в активе, отражены в пассиве баланса, который  в свою очередь состоит из трех разделов:

  - капитал и резервы

  - долгосрочные обязательства

  - краткосрочные обязательства

Ликвидность и эффективность использования текущих активов определяются величиной чистого оборотного капитала, который является разницей между текущими оборотными активами и краткосрочной задолженностью предприятия.

Изменения в  структуре актива баланса представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Анализ  структуры актива баланса ОАО «Севкавказэнерго»

за 2009-2010 гг.

Статьи  актива баланса

2009 год

2010 год

Изменения

Темп  прироста,

%

тыс. руб.

уд. вес

тыс.руб.

уд. вес

тыс.руб.

уд. вес

I. Внеоборотные  активы

Основные средства

104380

21,1

100825

19,4

-3555

-1,7

-3,5

Незавершенное строительство

75350

15,2

84277

16,2

8928

1,0

10,7

Итого по разделу I

179730

36,3

185102

35,6

5372

0,3

2,9

II. Оборотные  активы

Запасы, в том  числе:

288959

58,4

306761

58,9

17802

0,5

5,8

- сырье, материалы  и другие аналогичные ценности

63980

12,9

65142

12,5

1162

04

1,8

- готовая продукция  и товары для перепродажи

10405

2,1

1221

0,2

-9184

-1,9

-88,3

- расходы будущих  периодов

214574

43,4

240398

46,2

25824

2,8

10,7

НДС по приобретенным  ценностям

14500

2,9

15425

3,0

925

0,1

5,9

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты)

10483

2,2

12452

2,3

1969

0,1

15,8

- в том числе  покупатели и заказчики

10483

2,3

12452

2,3

1969

0,1

15,8

Денежные средства

985

0,2

1035

0,2

50

0

3,9

Итого по разделу II

314927

63,7

335673

64,4

20746

0,7

6,2

Баланс

494657

100

520775

100

26118

-

5,1

Информация о работе Основы налогового планирования в организации